Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:46, курсовая работа
Целью исследования будет анализ современного законодательства на предмет его соответствия основам охраны семьи.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить конституционные принципы охраны семьи как самостоятельного объекта правой охраны;
- определить принципы остального законодательства об охране семьи как самостоятельного объекта правой охраны;
- выявить и рассмотреть проблемы охраны семьи как самостоятельного объекта правовой охраны.
Введение……………………………………………………………………….3
Семья – социологическое и юридическое понятия……………………..6
Правовые основы семьи как самостоятельного объекта охраны…..…11
Конституционные основы семьи как объекта охраны………………...11
Основы российского законодательства семьи как объекта охраны........................................................................................................13
Проблемы семьи как самостоятельного объекта правовой охраны и пути из разрешения…...……………………………………………….…18
Заключение……………………………………………………………….…..24
Список использованных источников………………………………….……26
Так, единокровные братья и сестры чаще всего не проживают и не воспитываются в одной семье, но связывающее их кровное родство является одним из оснований возникновения алиментных обязательств, которые регулируются гл. 15 СК РФ «Алиментные обязательства других членов семьи».
В
соответствии с действующим семейным
законодательством личные неимущественные
и (или) имущественные права и
обязанности могут существовать между
следующими членами семьи: супругами,
бывшими супругами, родителями и детьми,
усыновителями и усыновленными, родными
братьями и сестрами, дедушкой (бабушкой)
и внуками, воспитанниками и фактическими
воспитателями, отчимом (мачехой) и пасынками
(падчерицами), опекунами (попечителями)
и подопечными, приемными родителями и
приемными детьми10.
2
Правовые основы семьи
как самостоятельного
объекта охраны
2.1
Конституционные основы
семьи как объекта охраны
Многолетнее, связанное с господствовавшей после октября 1917г. идеологией негативное отношение к семье сказалось на целых поколениях. Однако искусственно свести на нет ее роль не удавалось, хотя даже статистически измеримые симптомы ее кризиса (рост разводов, увеличение масштабов социального сиротства, размах детской преступности и др.) становились все более угрожающими. Не случайно в Конституции СССР 1977г., а чуть позже и в Конституции РСФСР появляется специальная статья, провозглашающая тезис: «Семья находится под защитой государства». Правда перечисленные там способы ее защиты не соответствовали конституционной идее.
Возведение защиты семьи в ранг конституционных положений есть государственное, признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии, формировании отдельной личности, понимания, что семья – основа материальной и психологической поддержки человека, нормального развития детей.
Таким запоздалым и очевидным символом стала именно семья, которая обеспечивает преемственность культурного наследия, в ее недрах закладываются и практически реализуются подлинные общественные ценности, нормы поведения.
Эти проблемы за прошедшее время не получили признания на государственном уровне, а на общественном эта тема вообще замалчивалась. Что же касается науки, то робкие намеки на бесценные качества семьи находили себе место лишь в работах философского плана. А семейное право как наука не выходило за рамки социального заказа относительно так называемого усовершенствования законодательства о браке и семье.
И все-таки интересы семьи как таковой, пусть даже в незначительной мере, присутствовали в различного рода законодательных актах. Особенно это стало заметно в Кодексе о браке и семье 1969 г., когда, например, речь шла о задачах брачно-семейного законодательства (ч. ст. 1), о досрочной регистрации брака (ч. 2 ст. 14), судебном установлении отцовств (ч. 2 ст. 48), условиях прекращения брака в судебном порядке (ч. 3 ст. 33).
Косвенно охране семьи служили и те правовые нормы, которые выполняли роль инструмента помощи в случае возникновения кризисной ситуации, а также после прекращения семейных правоотношений в результате расторжения брака и т.п.
Таковы далеко не второстепенные признаки существования идеи охраны семьи в действовавшем брачно-семейном законодательстве, находившемся в полном соответствии с Основным Законом.
Однако не вызывало сомнений то обстоятельство, что этого было мало, что конституционное положение о защите (охране) семьи нуждается в дальнейшем развитии, увеличении своих масштабов, конкретизации в разных отраслях законодательства, особенно брачно-семейного. Тем более, что кризис семьи в последние годы принял небывалый размах, когда не реагировать на него правовые нормы уже не могли.
К тому же настало время, когда нельзя не считаться с существующим» международно-правовыми актами, где зафиксирована позиция по отношению к семье. Имеется в виду прежде всего ч. 3 ст. 16 Всеобщей Декларации прав человека принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.11 В ней прямо сказано: семья «имеет право на защиту со стороны общества и государства».
Аналогичный по своему существу тезис содержит п. 1 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированного СССР 18 ноября 1973 г.12, следующего содержания: «Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должна предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании». И, наконец, преамбула Конвенции о правах ребенка 1989 г.13 обращает внимание на предоставление семье необходимой защиты и содействия.
Те же самые идеи находят свое воплощение в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Венской декларации и Программе действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинской декларации и Платформе действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин.
После
признания семьи объектом защиты
(охраны) на конституционном уровне
медленным темпом пошел процесс
обновления действующего законодательства.
Развитию, углублению этого процесса служит
ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации
1993 г., в тексте которой по-прежнему на
первом месте положение: «Материнство
и детство, семья находится под защитой
государства». Но пока еще это положение
носит лишь декларативный характер.
2.2
Основы российского
законодательства семьи
как объекта охраны
Чтобы
представить, в какой степени
конституционный принцип защиты
(охраны) семьи государством отражается
в действующем
Так, например, Гражданский кодекс РФ14 определяет свое отношение к семье преимущественно косвенным образом при установлении правил относительно опеки (попечительства) – ст. 31-40 – предусматривая неприкосновенность семейной тайны (ст. 150). Статья 250 допускает преимущественное право покупки доли в общей собственности. Ст. 256 посвящена общей собственности упругое, ст. ст. 257-259 касаются собственности фермерского (крестьянского) хозяйства.
Согласно п. 2 ст. 288 гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Термин «права членов семьи» фигурирует и в тексте ст. 292, где говорится о правах членов семьи собственников жилого помещения. Столь скупое упоминание о семье в общей области Гражданского кодекса объясняется спецификой регулируемых отношений, что вовсе не означает, что в этом плане ГК себя исчерпал.
Жилищный кодекс РФ15 широко использует термин «семья» в разном контексте: при определении признаков нуждаемости в улучшении жилищных условий – ст. 51; при перечислении прав и обязанностей по договору социального найма – ст. 69 и др. Само собой разумеется, что в кодексе постоянно фигурирует термин «член семьи».
Тем не менее очевидно, что и в данной, весьма специфической отрасли законодательства семья занимает свое место. Ее интересы как коллектива принимаются во внимание и при определении правовых основ регулирования жилищных отношений.
Семейный кодекс РФ относит к основным началам семейного законодательства защиту семьи, материнства, отцовства и детства, укрепление семьи, ответственность перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1).
Теперь в Семейном кодексе особо говорится об осуществлении семейных прав, которые охраняются законом, за исключением случаев, если они реализуются в противоречии с их назначением (ст. 7). Свое самостоятельное место здесь занимает и защита семейных прав (ст. 8). Расторжение брака судом по-прежнему зависит от сохранения семьи (п. 1 ст. 22). Супругам предлагается вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы решать совместно (п. 2 ст. 31). Допускается отступление от начал равенства долей супругов в их общем имуществе, если имело место расходование этого имущества в ущерб интересам семьи (п. 2 ст. 39). Предусматривается обращение взыскания на имущество супруга, если другой супруг расходовал общее имущество не на нужды семьи (п. 2 ст. 45).
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54), а п. 1 ст. 123 СК закрепляет в качестве приоритета устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью. Глава 21 Семейного кодекса специально посвящена приемной семье. Кроме того, Семейный кодекс знакомит с правилами по ее охране, которые косвенным образом служат этой цели на стадии образования семьи, при защите имущественных прав ее членов и др. Словом, почти все положения нового Семейного кодекса лучше служат семье, помогают ее охранять и защищать.
Уголовный кодекс РФ16 выделяет специальную главу, именуемую «Преступления против семьи и несовершеннолетних». Это весьма симптоматично для нашего времени, когда семья занимает все более прочное и самостоятельное место в числе объектов, охраняемых правом. Но делает это УК косвенным образом, запрещая вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, антиобщественных действий, устанавливая запрет на подмену ребенка, незаконное усыновление (удочерение), разглашение тайны усыновления.
Статья 156 УК относит к преступлениям неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, 157 – злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание не только детей, но и нетрудоспособных родителей
Законодательство по социальному обеспечению в Российской федерации сориентировано на помощь отдельному гражданину, а не семье. Наглядным примером тому служит Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»17. С другой стороны, в Российской Федерации существует законодательная поддержка отдельных категорий семей, в частности, молодых.
Принимаются в России и отдельные законы о материальном обеспечении и обслуживании семей погибших граждан и т.д. Словом, это понятие все-таки фигурирует как объект охраны и со стороны законодательства по социальному обеспечению.
Президент в Послании 2007 г. обратил особое внимание на следующий момент: важнейший путь решения демографической проблемы – восстановление наших старинных ценностей, а именно бережного отношения к семье, к родному очагу.
Пока многодетная семья не станет в России по-настоящему уважаемой в обществе, никакие предпринимаемые экономические меры не дадут нужного результата. Без изменения отношения общества к семье и ее ценностям невозможно решить проблему низкой рождаемости18.
Яркое свидетельство особой заинтересованности нашего государства в охране, поддержке семьи – проводимый в настоящее время комплекс мер, направленных на увеличение рождаемости в стране, на повышение статуса матери.
Так, в нашей стране действует Федеральный закон от 26 декабря 1996 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»19, согласно которому семьям, у которых в период с 2007 по 2016 гг. родился второй ребенок или они усыновили второго ребенка, выплачивается так называемый «материнский капитал», размер которого каждый год индексируется и с 1 января 2012 г. составит 387 000 рублей.
Что касается других законодательных актов РФ, непосредственно касающихся жизнеобеспечения семьи, среды ее обитания, нравственного климата, в котором она функционирует, то здесь, как правило, нет упоминания о семье либо оно имеет косвенный характер. В число этих законов входят: Налоговый кодекс РФ20, «О занятости населения»21; «О средствах массовой информации»22; «О судебной системе Российской Федерации»23 и др.
Таким
образом, семья заявляет о себе как о самостоятельном
объекте охраны со стороны государства
во всех направлениях: будь то экономическая,
социальная поддержка или правовые гарантии
ее нормального существования.
3.
Проблемы охраны семьи
как самостоятельного
объекта правовой охраны
и пути их разрешения
Стремление помочь семье, не оставлять ее один на один с собственными проблемами самого серьезного свойства, разрушающими ее здоровье и прочность, желание создать правовую основу целенаправленной государственной политики по охране семьи вызвало к жизни в начале 90-х годов проект Закона «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».