Семья как объект правовой охраны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью исследования будет анализ современного законодательства на предмет его соответствия основам охраны семьи.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить конституционные принципы охраны семьи как самостоятельного объекта правой охраны;
- определить принципы остального законодательства об охране семьи как самостоятельного объекта правой охраны;
- выявить и рассмотреть проблемы охраны семьи как самостоятельного объекта правовой охраны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Семья – социологическое и юридическое понятия……………………..6
Правовые основы семьи как самостоятельного объекта охраны…..…11
Конституционные основы семьи как объекта охраны………………...11
Основы российского законодательства семьи как объекта охраны........................................................................................................13
Проблемы семьи как самостоятельного объекта правовой охраны и пути из разрешения…...……………………………………………….…18
Заключение……………………………………………………………….…..24
Список использованных источников………………………………….……26

Работа состоит из  1 файл

К. - семья как объект охраны.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

     Появление этого проекта было логически  оправданно, поскольку стала очевидной  необходимость в последующих шагах по пути дальнейшего развития конституционных предпосылок охраны семьи. Однако данный проект не был завершен по ряду причин.

     В их числе связанные с отсутствием  ясности по поводу определения четких границ охраняемого объекта. Чтобы  избежать ошибки подобного рода, следует дать определение некоторым принципиально важным понятиям24.

     Семья есть общность лиц, связанных между  собой правами и обязанностями. Таков стержень дефиниции «семья» с точки зрения права. У специалистов в области иных отраслей знаний существует иное понимание семьи (форма организации воспроизводства населения в обществе, социально-психологическая ценность и т.д.).

     Это обстоятельство лишь свидетельство  сложности, многогранности рассматриваемого понятия, но никак не противоречивости характеризующих ее признаков.

     Мало  того, как известно, каждая отрасль  права исходит из своего определения  семьи, так как учитывает характер регулируемых общественных отношений, специфику прав и обязанностей, предусмотренных  именно этой конкретной разновидностью правовых норм, которые преследуют свои цели.

     Так, с точки зрения семейного права, один из существенных признаков семьи  заключается в совместном проживании ее членов. Словом, нет ничего парадоксального  в существовании отличающихся друг от друга внешних признаков семьи, которая в любом случае есть общность, коллектив, имеющий свои интересы, главенствующие над интересами ее членов.

     Именно  в таком качестве она представляет собой объект охраны, как таковой. Но характер этой охраны всякий раз предопределяется особенностями тех правовых норм, каждая из которых достигает общей цели, сообразуясь со своей спецификой, своими возможностями.

     Однако  при этом семья с любой точки  зрения не может быть субъектом права, носителем лишь ей принадлежащих  прав и обязанностей, поскольку не обладает признаками ни физического, ни юридического лица. Идея о семье как самостоятельном объекте охраны, составляющая ядро концепции Закона об ее охране, основывается и на выделении в качестве иных объектов охраны материнства и детства.

     Нет сомнения, что качество семьи во многом зависит от степени экономической, социальной, правовой, идеологической охраны прежде всего материнства  и детства. Поэтому нередко об этой охране в разном контексте говорят  одновременно.

     Мало  того, аналогичным образом объединяются все эти понятия при обозначении государственных органов разных уровней, управомоченных на их охрану, научно-исследовательских учреждений, центров, занимающихся разными аспектами охраны. Однако каждое из них имеет свои признаки, особенности и, соответственно, способы охраны.

     Материнство – состояние женщины, имеющей ребенка. Оно возникает в момент рождения ребенка, а прекращается с его гибелью или смертью самой матери.

     Причем  объектом охраны является прежде всего  мать, имеющая малолетнего ребенка , особенно младенца. По мере прекращения физиологической связи матери и ребенка материнство перестает быть объектом правовой охраны, которая постепенно переходит в сферу морали. Таким образом, охрана материнства весьма специфична, осуществляется с помощью различных норм права, главным образом трудового, социального обеспечения, административного.

     Детство представляет собой особый период в  жизни человека. Для его нормального  физического и психического развития особое значение имеет охрана раннего детства, когда закладывается фундамент здоровья будущего обладателя прав и обязанностей.

     Именно  на этом периоде сосредоточена его  государственная охрана, осуществляемая главным образом с помощью  службы здравоохранения, различного рода социальной поддержки семье, где растет маленький ребенок.

     Поэтому некоторые законодательные акты других государств выделяют материнство и детство в качестве самостоятельных объектов охраны. Как пример можно привести Закон Китайской Народной Республики «Об охране здоровья матери и ребенка», вступивший в действие 1 июня 1995г. Что же касается охраны отцовства, то подобного рода понятие лишено правового смысла, поскольку мужчина – всего лишь равноправный с матерью участник всех отношений, связанных с обеспечением, реализацией родительских прав и обязанностей. Объединение разных по своей сути объектов охраны, во-первых, отвлекает от главной задачи (охраны семьи, как таковой), во-вторых, размывает границы между ее неодинаковыми объектами. В результате охрана семьи теряет свое собственное лицо. Поэтому Закон «Об охране семьи» должен быть свободен от задач, сопутствующих выполнению ее непосредственной миссии.

     Существует  несколько направлений этой проблемы. Одно из них – более общее заключается в экономической, социальной поддержке семейного коллектива.

     Подобного рода поддержке несомненно должно принадлежать одно из ведущих мест в общем русле государственной социальной политики, ее финансирование не может осуществляться по остаточному принципу. Поэтому имеет смысл введение в государственный бюджет специальной статьи расходов, предназначенных для охраны семьи. Другое направление охраны семьи имеет сугубо правовой аспект.

     Здесь возможны два варианта решения проблем, возникающих при ее охране. Во-первых, усовершенствование правовых норм, касающихся усиления охраны семьи. Во-вторых, создание специального межотраслевого закона, который бы сосредоточил в себе не только саму идею охраны семьи, но и ее правовые гарантии. При этом не нарушается сложившийся принцип регулирования существующих общественных отношений. Преимуществ именно такой постановки вопроса немало, поскольку специальный Закон «Об охране семьи» позволит:

     - расширить, укрепить правовые гарантии государственной политики по охране семьи; превратить охрану семьи в приоритетное направление в экономической деятельности государства, его политике, идеологии; превратить охрану семьи в приоритетное направление в законотворческой, правоприменительной работе; создать правовые предпосылки для координации всех видов правовой охраны семьи безотносительно к их отраслевой принадлежности;

     - устранить существующие и предотвратить возможные коллизии при разрешении проблем семьи с помощью правовых норм; избежать возможных пробелов в правовом обеспечении интересов семьи;

     - миновать поправки на разного рода обстоятельства (объективного и субъективного свойства), затрудняющие правовую охрану, защиту семьи или делающие ее невозможной;

     - создать нравственно-правовое пространство, необходимое для существования здоровой семьи; создать предпосылки для формирования высоконравственной идеологии, общественного создания, мировоззрения;

     - сделать более активной превентивную роль права в части, касающейся охраны семьи;

     - переориентировать человека с ценности жизни одиночки-индивидуума на семейную среду обитания;

     - повысить престиж семьи; помочь обрести семью, если ее нет; создать предпосылки для воссоединения семьи; помочь укреплению так называемой «большой семьи», сохранению полезных человеку, ребенку семейных связей, в том числе обеспечиваемых с помощью правовых норм;

     - охватить все сферы жизни семьи, каждая из которых составляет одно целое; объединить воедино все способы охраны, защиты семьи (финансирование, налогообложение, различного рода привилегии и др.) под одним знаменателем; устранить препятствия на пути укрепления семьи.

     Эффективность охраны семьи предполагает адресную ее поддержку в зависимости от типа семьи, которая может быть: молодой, малообеспеченной, неблагополучной, включающей в свой состав нетрудоспособных, престарелых, тяжелобольных лиц, семей беженцев.

     Там, где в семье есть несовершеннолетние дети, перечисленные типы семей (за исключением молодых, где пока нет  ребенка) отличаются еще большим  разнообразием, поскольку в их число входят семьи: где нет одного из родителей, многодетные, приемные.

     Для каждого типа семьи характерны свои проблемы и трудности. Их разрешение требует оказания разных видов экономической, социальной, правовой помощи. Но все  они должны иметь общую правовую основу, общий знаменатель в виде Закона «Об охране семьи», позволяющий включить в орбиту внимания государства любую семью, если она нуждается в охране (защите). Особое место в Законе «Об охране семьи» должны занимать, во-первых, служба помощи семье, во-вторых, профилактическая работа с неблагополучными семьями.

     Служба  помощи семье может быть разнообразной и включать в себя:

     - просветительскую работу (по вопросам медицинского, педагогического, психологического свойства);

     - консультации по различного рода проблемам нуждающихся в том супругов, родителей, других членов семьи, а также одиноких лиц.

     Что касается места службы семьи в  системе государственных органов, учреждений, общественных организаций, то ее следует определить на региональном уровне с учетом местных особенностей, возможностей и традиций.

     То  же самое можно сказать относительно структуры, компетенции, финансирования службы семьи. Все эти вопросы относятся к решаемым субъектами федерации сообразно общим положениям Закона «Об охране семьи». Профилактическая работа с неблагополучными семьями варьируется в зависимости от вида семейного неблагополучия, породивших его причин, степени социальной опасности имеющего место неблагополучия. Когда она социально значима, семья ставится объектом внимания органов внутренних дел. До этого момента профилактическую деятельность следует осуществлять в рамках специальных отделов органов местного самоуправления.

     Сейчас, когда идет процесс реорганизации  этих органов, важно предусмотреть  в их составе отделы подобного  рода. Правовой основой их образования, деятельности, компетенции послужит соответствующая статья Закона «Об охране семьи». Следовательно, семья как объект самостоятельной охраны, дифференцированный подход к охране разного типа семей, создание специальных органов в системе органов местного самоуправления, занимающихся охраной семьи – таковы главные отличительные признаки предлагаемой концепции, содержание которой в значительной степени определяет текста проекта Закона «Об охране семьи».

     Сюда  следует только добавить задачи информационной службы (как государственной, так и частной), которая не может быть оторвана от пропаганды охраны семьи всех ее проявлениях. Стержневые позиции концепции проекта Закона «Об охране семьи» могут служить не только стимулом для дальнейшей модернизации действующего законодательства, но и определения его направленности, стать ключом при решении проблем, связанных с его усовершенствованием25. 

     Заключение 

     В заключение настоящего исследования следует  сделать выводы о проделанной  работе.

     Если  исходить из концепции охраны семьи  государством как приоритетного направления в законодательстве, то целесообразно предусмотреть принятие Федерального закона «Об охране семьи», в котором закрепить:

     - ограничение прав и свобод в интересах семьи; отказ от права собственности в зависимости от интересов семьи; гарантии укрепления семьи при распоряжении правом собственности;

     - возможность отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится, если это не противоречит интересам семьи; конфискацию имущества у собственника с учетом интересов семьи; обращение взыскания на земельный участок при условии соблюдения интересов семьи;

     - зависимость условий заключения различного рода гражданско-правовых сделок от интересов семьи;

     - главенство интересов семьи при разделе общей собственности, определение имущественных долей, принадлежащих каждому собственнику;

     - дарение семье; ограничение свободы завещаний, если они не в пользу семьи;

     - защиту чести и достоинства семьи; ограничения в осуществлении семейных прав, если этого требуют интересы семьи;

Информация о работе Семья как объект правовой охраны