Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа
На современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержание его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства
Содержание
На современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержание его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.
Российская Федерация - правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной ситуации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения.
Понятие "страховой стаж" является новым для отечественного пенсионного обеспечения. До принятия Закона о трудовых пенсиях юридическое значение придавалось трудовому стажу, т.е. суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности. К периодам работы относятся периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. Это может быть любая работа - постоянная, временная, сезонная, надомная и т.п.
Под иной деятельностью понимают выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам, создание произведений по авторским договорам, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Из определений, использованных в законодательстве, видно, что имеет место трансформация понятий: труд как таковой, как квалифицирующий признак или критерий, определяющий право граждан на пенсионное страхование, постепенно заменяется другим - уплатой страховых взносов, т.е. реальным финансовым результатом этого труда, вложенным в общую систему пенсионного страхования застрахованных лиц.
Поэтому целью данной работы является рассмотрение видов стажа в российском законодательстве.
Трудовой стаж, во всех его видах, играет большую роль в социальном обеспечении, так как он является основным фактором при определении права на пенсию по старости вообще, на досрочную пенсию и т.д.
Актуальность данной темы очевидна, так как трудовой стаж - это одна из тех составляющих, которые необходимы для получения социального обеспечения и социальной помощи самым уязвимым категориям граждан.
В настоящей период, который является переходным? Параллельно друг друг другу идут две категории стажа: трудовой и страховой. И так как для нас это все еще новая категория, в данной работе мне бы хотелось подробнее раскрыть ее. Кроме того в связи с двойственным положением в определении количественной характеристике стажа, хотелось бы еще раз напомнить о тех возможных вариантах подтверждения стажа, описанных в современном Российском законодательстве.
В настоящее время для доказательства стажа и начисления пенсии действуют специальные правила, которые мы рассмотрим в данной работе.
Задачи курсового исследования:
дать понятие трудового стажа, раскрыть его содержание и значение;
рассмотреть основные виды трудового стажа;
описать порядок исчисления, суммирования и подтверждения различных видов трудового стажа.
Объектом курсового исследования является правовое регулирование трудового стажа, а предметом исследования механизм его исчисления и подтверждения.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической "формы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы Правительством РФ 7 августа 1995 г. была одобрена Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Основной целью пенсионной реформы является создание механизма, обеспечивающего соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица и зависящего от продолжительности страхования и величины страховых взносов в Пенсионный фонд РФ путем введения персонифицированного учета уплаты страховых взносов.
Первым шагом по реализации Концепции было принятие 1 апреля 1996 г. Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения".
Этим Законом введен в пенсионное законодательство новый термин - "страховой стаж". Под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Инструкцией о порядке введения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г., каждый работодатель ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, на каждое зарегистрированное в системе государственного пенсионного страхования застрахованное лицо, работавшее у него, предоставляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ документ, содержащий индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах застрахованного лица. Указанные сведения заносятся в индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица.
При обращении лица за назначением пенсии продолжительность страхового стажа будет определяться на основании сведений индивидуального лицевого счета. Информация ИЛС относится к категории конфиденциально по законодательству РФ.
При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, будут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета (учеба, воинская служба по призыву и др.).
В страховой стаж включаются (засчитываются):
а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица);
б) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
в) иные периоды:
период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и в ссылке;
период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Понятие "страховой стаж" упоминается также в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. В указанном Законе под страховым стажем понимается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Возможно, в перспективе юридическое значение будет придаваться страховому стажу и при определении права на другие виды социального страхования (например, на пособие по безработице или по временной нетрудоспособности), а не только на трудовые пенсии.
Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов), общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодателем. С учетом общего трудового стажа устанавливаются пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. В некоторых случаях общий трудовой стаж является одним из дополнительных условий для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по старости на льготных основаниях.
Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила оформление через институт трудового стажа. Помимо указанной деятельности в трудовой стаж включаются также периоды, когда гражданин не мог работать по объективным причинам, признанным государством уважительными.
Трудовой стаж - это продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано возникновение права на трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потере кормильца от общего заболевания, на многие виды пособий и некоторые социальные льготы.
Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности.
В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.
В специальный трудовой стаж для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (ст.12 Закона) включаются:
время инвалидности I и П групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
время содержания под стражей в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела.
трудовой стаж российское страховой
В соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в стаж работы по специальности.
Законом РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. предусматривается, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в стаж работы по специальности.
Юридическое значение специального трудового стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере. С учетом специального трудового стажа назначаются пенсии за выслугу лет. Пенсионное обеспечение за выслугу лет предусматривается Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. (для работников здравоохранения, педагогических работников, работников летно-подъемного состава гражданской авиации и др.). Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, их семей" от 12 февраля 1993 г. (для военнослужащих, работников МВД, работников прокуратуры, налоговой полиции и др.).
Выслуга лет является особым видом специального трудового стажа. Виды деятельности, включаемые при исчислении выслуги лет, определяются непосредственно в законе (ст.18 Закона от 12 февраля 1993 г.), а также специальными нормативными актами по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет: например, постановлением Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. № 941, постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет,: назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" от 12 августа 1994 г. № 942, постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" от 20 февраля 1995 г. № 155 и др.