Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа
На современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержание его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства
В случае если отдел пенсионного обеспечения отказывается включить соответствующий период в трудовой стаж, дающий право на получение пенсии, то можно обратиться с жалобой в суд на незаконные действия указанного органа и в судебном порядке добиться включения соответствующего периода в трудовой стаж.
Итак, мы рассмотрели порядок подсчета трудового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
При утрате документов вследствие экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, массовых беспорядков и т.д., трудовой стаж работников устанавливается Комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ. Установление факта работы, профессии, должности, периода работы на данном предприятии осуществляется Комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справки, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и т.д.), а при их отсутствии - на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии или в одной системе. По результатам работы Комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа каждого работника. Администрация предприятия на основании акта Комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки. При этом в графе 4 указываются дата и номер акта Комиссии (Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. №50).
В настоящее время приобрело большее значение рассмотрение подсчета страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (см. Приложение №3).
Как отмечают специалисты, введение такого порядка отражает суть и нюансы пенсионной реформы в Российской Федерации, которая состоит в том, чтобы перевести всю пенсионную систему на принципы страхования. В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только реально уплаченные в ПФ РФ страховые взносы [2] . Впрочем и стаж подсчитываете именно на основе страховых взносов.
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
В соответствии со ст.6 ФЗ ""Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (с изменениями от 25 октября 2001 г.) индивидуальный лицевой счет застрахованного лица должен содержать следующие сведения:
1) страховой номер;
2) фамилию, имя и отчество; фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении;
3) дату рождения;
4) место рождения;
5) пол;
6) адрес постоянного места жительства;
7) серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1 - 6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа;
8) гражданство;
9) номер телефона;
10) периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий стаж для назначения государственной трудовой пенсии, а также специальный стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выслугой лет, работой на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
11) заработную плату или доход (за каждый месяц страхового стажа), на которые начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) сумму заработка или дохода (за каждый месяц страхового стажа), который учитывается при назначении трудовой пенсии;
13) сумму начисленных данному застрахованному лицу страховых взносов (за каждый месяц страхового стажа), включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица;
14) сумму уплаченных за данное застрахованное лицо страховых взносов, включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица;
15) периоды выплаты пособия по безработице;
16) периоды военной службы и другой приравненной к ней службы, включаемые в общий трудовой стаж;
17) сведения о назначении (перерасчете), индексации и начислении пенсии.
Лицевой счет хранится Пенсионным фондом Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица. После смерти застрахованного лица лицевой счет закрывается и хранится в течение срока, предусмотренного для хранения пенсионных дел.
После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, периоды, включаемые в стаж, подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Все сведения о застрахованных лицах представляются работодателями и застрахованными лицами как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме в соответствии с Инструкцией №318 и инструкцией о формах документов персонифицированного учета и правилах их заполнения, утверждаемой Пенсионным фондом Российской Федерации.
Как же осуществляется документальное подтверждение трудового стажа? Как осуществляется связь между электронным лицевым счетом и бумажными документами?
Приведем пример:
Гражданин N работал в г. Москве. В соответствии с законодательством его московский работодатель представлял в территориальный орган Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Москве сведения о трудовом стаже и заработке гражданина N. Когда же последнему исполнилось 60 лет, он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по Луховицкому району Московской области с заявлением о назначении ему трудовой пенсии. Управление получило от ПФ РФ выписку из индивидуального лицевого счета, из которой следовало, что этот гражданин получал на протяжении всего 1999 года заработную плату в г. Москве в размере 40 руб. в месяц. В то же время в Управление Пенсионного фонда РФ по Луховицкому району Московской области гражданин N представил справку о заработной плате, выданную тем же работодателем, в которой значилась сумма, в 30 раз превышающая указанную выше, - 1200 руб. в месяц.
Таким образом, в распоряжении Управления Пенсионного фонда РФ по Луховицкому району Московской области имеется, с одной стороны, заверенный печатью и подписью документ (справка о заработке), а с другой - компьютерная распечатка без подтверждающего документа, так как сам документ (индивидуальные сведения гражданина N) хранится в территориальном органе Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Москве, куда его представил работодатель. Казалось бы, доверять можно только справке. Однако не все так просто. Дело в том, что распечатка содержит входящие номера всех бумажных документов, содержание которых включено в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, а по этому номеру всегда можно найти документ в архиве. Документ (индивидуальные сведения гражданина N), также заверенный печатью и подписью московского работодателя, был в архиве найден, и в соответствии со ст.102 Закона Российской Федерации от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 340-1) пенсия была назначена на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета [3] .
Это пример касается размера заработной платы, но его можно распространить и на порядок подтверждения трудового стажа работника.
Таким образом, если возникнет такого рода противоречие при определении стажа данные персонифицированного учета должны решить эту проблему.
Казалось бы, все просто, однако трудность заключается в том, что работодатель не в состоянии конкретно указать, за кого из работников уплачены страховые взносы и в каком размере. В данной ситуации работодатель конкретно может указать начисленные суммы страховых взносов, так как они начисляются не на фонд оплаты труда, как раньше, а на заработную плату каждого работника в отдельности. А вот уплата взносов осуществляется обезличенно, единым (неперсонифицированным) платежным поручением за всю организацию в целом. При этом п.1 ст.11 Закона №27-ФЗ установлено, что сведения об уплаченных за застрахованное лицо страховых взносах должны представляться в ПФ РФ на основании данных бухгалтерского учета, а таких данных в бухгалтерском учете нет.
Здесь явное противоречие. Выход из него может быть один - включение в Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования (утв. постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. №318) [4] порядка определения суммы уплаченных за конкретного человека взносов. Работа над этим документом в соответствии со ст.3 Закона №138-ФЗ ведется, но она пока далека от завершения [5] .
В заключение данной главы отметим, что периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Как правило, общий, специальный и непрерывный трудовой стаж исчисляются по фактической продолжительности, за исключением специальных правил исчисления общего трудового стажа и выслуги лет. Льготный порядок исчисления трудового стажа для назначения пенсии по старости, в том числе в связи с особыми условиями труда, а также для пенсии по инвалидности предусматривает ст.94 Закона:
за полный год работы:
работа в течение полного навигационного периода, полного сезона на предприятиях и в организациях сезонных отраслей промышленности. Перечень сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за период работы, утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 г. №381;
в полуторном размере:
работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;
в двойном размере:
работа в лепрозориях и противочумных учреждениях;
работа, служба во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем;
проживание в блокадном Ленинграде, нахождение в концлагерях в период Великой Отечественной войны;
военная служба по призыву;
в тройном размере:
работа, служба в воинских частях, учреждениях, входящих в состав действующей армии, партизанских отрядах, соединениях, а также время нахождения в лечебных учреждениях вследствие военной травмы;
работа в период блокады г. Ленинграда (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.);
время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.
Календарно исчисляется трудовой стаж лицам, которым назначается пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере (ст.14 Зако-, на).
Порядок исчисления непрерывного трудового стажа, а также допустимая продолжительность перерывов в трудовой деятельности определяются Правилами исчисления непрерывного трудового стажа раб' - ; х и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 52. В соответствии с Правилами непрерывный трудовой стаж определяется исходя из продолжительности последней непрерывной работы на предприятии, в учреждении, организации. Время предыдущей работы или иной деятельности засчитывается (суммируется) при определенных условиях и зависит прежде всего от оснований увольнения с работы.
По общему правилу, непрерывный трудовой стаж сохраняется при переходе с одной работы на другую при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено правилами или другими нормами действующего законодательства.
При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил 3 недель (21 календарный день).
Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил двух месяцев:
а) при поступлении на работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора:
б) при поступлении на работу после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях СССР (РФ) за границей или в международных организациях;
в) при поступлении на работу в СССР (РФ) граждан, переселившихся из стран, с которыми СССР (РФ) имеет соглашения или договоры о социальном обеспечении (исчисляется со дня приезда в СССР (РФ)).
Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех месяцев:
а) при поступлении на работу лиц, высвобождаемых в связи с реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников;
б) при поступлении на работу после окончания временной нетрудоспособности или снятия инвалидности. Это правило применяется в тех случаях, когда длительная временная нетрудоспособность явилась основанием для увольнения. Для инвалидов причина увольнения с предыдущей работы не имеет значения;
в) при поступлении на работу после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);