Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:30, контрольная работа
Правоотношения сферы трудового права – это урегулированные нормами трудового законодательства отношения субъектов данной отрасли, их юридическая связь, т.е. трудовые и непосредственно с ними связанные правоотношения. Понятие правоотношения любой отрасли права, в том числе и трудового, это научная абстракция, поскольку в жизни всегда существуют конкретные правоотношения по труду конкретного работника.
Согласно требованиям этой статьи прежде, чем утверждать Правила, работодатель обязан представить проект этого документа представительному органу работников, а получив в письменном виде его мотивированное мнение – учесть и принять его к сведению. Если мнение положительное и никаких противоречий не возникает – работодатель утверждает Правила, вводит их в действие и знакомит с их содержанием всех работников.
Если же у представительного органа работников появляются какие-то замечания, несогласия с отдельными положениями проекта, он извещает об этом работодателя также в письменном виде. На замечания работодатель может отреагировать по-разному – либо внести изменения, предлагаемые представительным органом работников, либо оставить все как есть; но окончательному принятию его решения тогда должны предшествовать дополнительные консультации (переговоры) с представительным органом работников.
Сроки рассмотрения проекта представительным органом работников и принятия по нему решения (формирования мотивированного мнения), а также проведения дополнительных консультаций тоже установлены ст. 372 ТК РФ.
Несколько
иначе выглядит ситуация при наличии
в организации коллективного
договора. В ст. 190 ТК сказано, что
ПВТР, как правило, являются приложением
к коллективному договору, который
заключается между
Отдельные трудовые права и обязанности получают развитие в специальных разделах и главах ТК РФ. Так, ст. 68, 76, 82, 85-89 устанавливают обязанности работодателя, связанные с реализацией норм о трудовом договоре и защите персональных данных работника. Статья 163 ТК РФ предусматривает обязанности работодателя по обеспечению нормальных условий работы для выполнения норм труда. В соответствии со ст. 189 работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Статья 195 определяет обязанность работодателя по привлечению к дисциплинарной ответственности руководителя организации и его заместителей по требованию представительного органа работников. Статьи 196 и 197 закрепляют права и обязанности работодателя и работников, связанные с профессиональной подготовкой; а ст. 212 и 214 – обязанности сторон в области охраны труда.
В Правилах закреплено несколько групп трудовых прав и обязанностей.
Первая группа – это основные, или общие, трудовые права и обязанности, предусмотренные ст. 21 и 22 ТК РФ, переносимые в Правила в качестве информационных норм.
Вторая группа – дополнительные, или специальные, трудовые права и, главным образом, обязанности, связанные с особенностями производства и труда у данного работодателя.
Третья группа – полномочия работодателя и работников, относящиеся к правоотношениям, тесно связанным с трудовыми.
Вышеназванные группы трудовых прав и обязанностей, которые должен выполнять каждый работник, не являются исчерпывающими. В соответствии со своей трудовой функцией (должностью, профессией, специальностью) эти обязанности конкретизируются тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих, квалификационными справочниками должностей служащих, техническими правилами, должностными инструкциями и положениями о структурных подразделениях организаций.
Поэтому Правила являются основой для разработки локальных нормативных актов, содержащих трудовые права и обязанности, а также условий трудовых договоров.
Наиболее
подробной регламентации
При разработке проекта Правил работодатель, используя свои возможности локального нормотворчества в области дисциплины труда, может устранить отдельные упущения законодателя, в частности, имеющие место в ТК РФ. Так, могут быть устранены технические погрешности ст. 191 ТК РФ, посвященной поощрениям за труд.
Поощрения, по мысли разработчиков ТК РФ, могут быть четырех типов:
Добросовестное
выполнение трудовых обязанностей, предусмотренное
в качестве основания для первых
трех типов поощрений, заметно обедняет
понятие поощрения, которое обычно
трактуется как общественное признание
результатов
Статья 192 ТК РФ, посвященная дисциплинарным взысканиям, на первый взгляд не содержит материала для локального нормотворчества. Перечень дисциплинарных взысканий традиционно является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, т. е. нельзя применять взыскания как предусмотренные ранее действовавшим законодательством (например, строгий выговор), так и "изобретенные" работодателем (например, порицание, предупреждение, выговор с предупреждением). Поэтому разработка раздела Правил о мерах взыскания может носить чисто информационный, формальный характер, а может носить и неформальный, творческий характер.
Представляется, что работодатель может включить в Правила, например, норму, которая содержит запрещение поощрять работника в течение срока действия дисциплинарного взыскания (такая норма была в КЗоТ РФ). Отсутствие подобной нормы в действующем ТК РФ позволяет поощрять нарушителей дисциплины, тем самым не соблюдается один из основных принципов института дисциплинарной ответственности – длящегося (по ТК РФ – в течение одного года) воздействия дисциплинарного взыскания.
С помощью ПВТР могут быть решены вопросы о возможности применения работодателем и других мер воздействия, выражающихся в не предоставлении работнику дополнительных материальных льгот, имеющих значительное распространение на практике.
Право наложения дисциплинарных взысканий принадлежит, как правило, руководителю организации и работодателю – индивидуальному предпринимателю. В организациях со сложной структурой управления полномочия должностных лиц на применение дисциплинарных взысканий определяются, как правило, уставом юридического лица, трудовыми договорами с должностными лицами.
Предусмотрев в ст. 194 ТК РФ максимальный срок действия дисциплинарного взыскания – не более одного года, законодатель тем самым как бы установил максимальный срок воспитательного воздействия взыскания на работника. В то же время минимальный срок для его снятия никак не ограничен. А значит, работодатель имеет право снять дисциплинарное взыскание в любое время после того, как посчитает, что оно сыграло свою воспитательную роль.
Наличие нормы, которая бы запрещала поощрение работника во время действия дисциплинарного взыскания, с одной стороны, усилит воспитательное воздействие на работника, а с другой – повысит ответственность работодателя при решении вопроса о применении взыскания.
Таким образом, можно сделать вывод, что работодатель имеет все права на то, чтобы в течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применять.
В любом
случае, нет юридических оснований,
препятствующих введению данной нормы
в коллективный договор или в
один из локальных нормативных актов
(правила внутреннего
Порядок применения дисциплинарных взысканий не может быть изменен работодателем произвольно. Необходимо последовательное соблюдение процедур, предусмотренных ст. 193 ТК РФ. Вместе с тем, Правила нередко уточняют и конкретизируют порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий применительно к специфике работодателя. При этом устанавливается алгоритм оформления внутренних документов, особенно при совершении грубых или часто повторяющихся в данной организации проступков; определяется порядок организации учета и составления отчетности по нарушениям трудовой дисциплины и т. д.
13. Работник как субъект трудового права
Под субъектами права в юридической литературе понимаются участники общественных отношений, урегулированных правом (правоотношений).
Субъекты права имеют права, обязанности, а также несут юридическую ответственность. Каждая отрасль права характеризуется своим кругом субъектов, которые наряду с ее предметом и методом предопределяют особенности данной отрасли в общей системе права.
Субъекты трудового права – это прежде всего участники трудовых отношений, стороны этих отношений. Ими выступают трудоспособные граждане (работники), организации (работодатели), работники организаций, профсоюзные и иные органы, представляющие права и интересы работников.
Субъекты трудового права по закону наделяются правовым статусом, который дает им возможность участвовать в конкретных правоотношениях.
Правовым статусом субъекта трудового права называется его основное правовое положение в сфере труда по трудовому законодательству.
Содержание правового статуса включает в себя следующие элементы:
Правовой статус гражданина как субъекта трудового права единый для всех граждан в соответствии со ст. 37 Конституции РФ. Его надо отличать от правового статуса работников, когда гражданин, заключив трудовой договор, вступил в трудовые правоотношения с работодателем и стал членом коллектива работников данной организации.
В зависимости от степени общности и характера прав и обязанностей различают два вида правовых статусов: общий и специальный.
Общий правовой статус предусматривает для каждого вида субъектов права и обязанности.
Специальный правовой статус представляет собой проявление общего правового статуса применительно к внутривидовым особенностям субъектов. Например, каждое производство подбирает работников по своему профилю деятельности (шахтер, железнодорожники, связисты и т.д.).
Работник – одна из сторон трудового отношения и трудового правоотношения. Он является носителем труда, трудовое правоотношение выступает как правовое опосредование, правовая оболочка трудовой деятельности работника. Как сторона правоотношения работник приобретает правосубъектность.
Правосубъектность в любой отрасли права, в том числе и в трудовом праве, включает две стороны – правоспособность и дееспособность.
Правоспособность означает обладание по закону правами и обязанностями, а дееспособность – способность своими действиями приобретать права и обязанности.
Работник как субъект трудового права всегда выступает только в личном качестве. В трудовом праве кто трудоспособен, тот и дееспособен. Поэтому трудовая правосубъектность выступает в качестве единой категории трудовой праводееспособности.
Трудовую правосубъектность граждан помимо возрастного критерия характеризует и волевой, т.е. состояние волевой способности граждан к труду и предпринимательской деятельности. Не могут быть субъектами трудового права граждане, признанные по суду недееспособными. На государственную службу и в ведомственную охрану не принимаются и лица, признанные судом ограниченно дееспособными.
В ст. 2—4 ТК РФ закреплены свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, закрепление принудительного труда и дискриминации в сфере труда, а также право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.
Право на
труд несовместимо с принудительным
трудом и дискриминацией в сфере
труда. Это согласуется с конвенциями
МОТ № 29 (1935) и 105 (1957). Конвенция №
29 определяет принудительный труд как
всякую работу или службу, требуемую
от какого-либо лица под угрозой
наказания, если только данное лицо не
предложило добровольно свои услуги.
Принудительный труд допускается: в
связи с чрезвычайными