Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:17, курсовая работа
Цель исследования – анализ современного процесса рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Для достижения поставленной цели в исследовании поставлены следующие задачи:
- определить понятие трудовых споров;
- провести классификацию трудовых споров;
- охарактеризовать правовое регулирование индивидуальных и коллективных трудовых споров;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие трудовых споров…………………………………………………….5
2. Виды трудовых споров………………………………………………………..7
3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров……………….14
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………...29
Для того чтобы неурегулированные разногласия между работниками и работодателями были квалифицированы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие двух указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным. Поэтому споры по поводу применения законов и иных нормативных правовых актов (за исключением соглашений и коллективных договоров), даже если они затрагивают интересы всех работников организации, не могут рассматриваться в качестве коллективных. Допустим, работодатель задерживает выплату заработной платы. В этом случае он нарушает обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом (выплачивать заработную плату и соблюдать сроки выплаты). Причем указанные обязанности вытекают из факта заключения трудового договора с работником, т.е. характеризуют индивидуальное трудовое отношение. В этом случае можно говорить о совпадении интересов работников организации, о совокупности индивидуальных трудовых споров, наконец, о возможности коллективной защиты индивидуальных трудовых прав (проведение шествий, митингов, пикетирования). Однако коллективным трудовым спором такие разногласия признать нельзя. Это индивидуальные трудовые споры. Аналогичная трактовка существует и в зарубежных странах: коллективными трудовыми спорами признаются лишь споры, вытекающие из коллективных трудовых отношений, т.е. связанные с заключением или выполнением коллективно-договорных актов. [10]
Для формирования четкого представления о коллективном трудовом споре законодатель вводит понятие «день начала коллективного трудового спора».[11]
Разногласия сторон признаются коллективным трудовым спором с того момента, когда становится очевидной невозможность урегулирования их без применения специальных процедур. Началом коллективного трудового спора считается день сообщения работодателем своего решения об отклонении всех или части требований работников. Если работодатель в течение 3 рабочих дней со дня получения требований работников не сообщит о своем решении, спор также считается начавшимся.
Если разногласия удается разрешить в установленные сроки, коллективный трудовой спор не возникает, т.е. только неурегулированные разногласия между работниками и работодателями становятся коллективным спором.
Это положение относится и к индивидуальным трудовым спорам. Индивидуальными трудовыми спорами, так же как и коллективными, признаются только неурегулированные разногласия. В отличие от коллективного индивидуальным трудовым спором признаются лишь те разногласия между работником и работодателем, которые переданы на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа. Началом индивидуального трудового спора следует считать день обращения работника или работодателя в соответствующий орган по рассмотрению трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются специальными юрисдикционными органами – комиссиями по трудовым спорам и судами. Работникам в соответствии со ст. 46 Конституции ПМР гарантируется судебная защита трудовых прав.[12]
Коллективные трудовые споры разрешаются с использованием примирительных процедур. От имени сторон коллективного трудового спора в примирительных процедурах выступают их представители. В законодательстве введена единая система представительства сторон для проведения коллективных переговоров и участия в разрешении коллективных трудовых споров. Наконец, последнее различие между коллективными и индивидуальными трудовыми спорами заключается в том, что обратиться в судебные органы за разрешением индивидуального трудового спора могут и работники, и работодатель (в установленных законом случаях), коллективный же трудовой спор могут начать только работники (их представители).[13]
3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Все индивидуальные трудовые споры как по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, так и по вопросам установления или изменения индивидуальных условий труда рассматриваются органами по рассмотрению трудовых споров, т.е. в порядке искового производства. Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров согласно ст. 362 ТК ПМР являются комиссии по трудовым спорам и суды.[14]
Суд общей юрисдикции рассматривает в качестве суда первой инстанции все дела, возникшие из трудовых отношений, независимо от цены иска. При этом необходимо учитывать, что трудовой спор, возникший в связи с отказом в приеме на работу, не является спором о восстановлении на работе, так как он возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор, а не между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях. Поэтому споры, связанные с отказом в приеме на работу, также рассматривает судья городского или районного суда.
Судье подсудны и дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку в указанном случае трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. Все дела о восстановлении на работе, независимо от основания прекращения трудового договора, включая и расторжение трудового договора с работником в связи с неудовлетворительным результатом испытания, подсудны районному суду.
Дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения.
Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст. 26 ГПК.[15]
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регламентируется Трудовым кодексом ПМР и иными законами. Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах (в том числе мировыми судьями) определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством ПМР. Суды при разрешении индивидуальных трудовых споров руководствуются также постановлениями пленумов Верховного Суда ПМР по вопросам применения трудового законодательства. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются законами (ст. 363 ТК ПМР).[16]
Вопрос о том, где должен рассматриваться тот или иной индивидуальный трудовой спор (в комиссии по трудовым спорам или суде), решается в соответствии с его подведомственностью. Подведомственность трудовых споров – это распределение компетенции по рассмотрению трудовых споров между органами, наделенными правом их разрешать. Определить подведомственность трудового спора – значит, установить, какой орган должен рассматривать такой спор и выносить по нему решение, обязательное для сторон.
Комиссиям по трудовым спорам подведомственны все индивидуальные трудовые споры, за исключением тех, по которым Трудовым кодексом ПМР или иными законами установлен другой порядок их рассмотрения (п. 1 ст. 365 ТК ПМР). Комиссии по трудовым спорам рассматривают, в частности, споры о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда; о размере заработка, начисленного с учетом доплат за совмещение профессий или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника; о применении дисциплинарных взысканий и др.
Судам в настоящее время подведомственны все индивидуальные трудовые споры без каких-либо ограничений, в том числе и индивидуальные трудовые споры работников, для которых в соответствии со ст. 363 ТК ПМР установлены особенности их рассмотрения, что основано на положениях ст. 46 Конституции ПМР, в соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, т.е. право на судебную защиту своих прав и свобод – это конституционное право каждого гражданина.
Все индивидуальные трудовые споры, подведомственные суду, делятся на трудовые споры, по которым предусмотрен предварительный, досудебный порядок их рассмотрения, и трудовые споры, рассматриваемые непосредственно в суде.
Досудебным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является комиссия по трудовым спорам (КТС). Комиссия по трудовым спорам в соответствии с п. 1 ст. 364 ТК ПМР образуется по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.
Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем – индивидуальным предпринимателем.
Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.
Образованная в установленном порядке комиссия по трудовым спорам из своего состава избирает председателя и секретаря комиссии. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам (делопроизводство, хранение дел и др.) осуществляется работодателем. Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать.
По решению общего собрания работников наряду с комиссией по трудовым спорам организации могут быть образованы комиссии по трудовым спорам и в ее структурных подразделениях (цехах, отделах и др.). Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации.
Однако комиссии по трудовым спорам подразделений могут рассматривать трудовые споры только в пределах полномочий этих подразделений (п. 3 ст. 364 ТК).[17]
Комиссии по трудовым спорам могут быть созданы по инициативе работников или работодателя в любой организации независимо от количества занятых в ней работников. Вместе с тем, определяя комиссию по трудовым спорам как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, Трудовой кодекс не закрепляет юридической обязанности создания такой комиссии. Создание комиссии по трудовым спорам – это право, а не обязанность работников или работодателя.
Если в организации (у индивидуального предпринимателя) комиссия по трудовым спорам почему-либо не создана, работник вправе обратиться за разрешением трудового спора непосредственно в суд. При этом не имеет значения, по каким причинам в той или иной организации (у индивидуального предпринимателя) не создана комиссия по трудовым спорам.[18]
Работник имеет право обратиться за разрешением трудового спора в суд и минуя комиссию по рассмотрению трудовых споров, т.е. он может обратиться за разрешением трудового спора в суд и в тех случаях, когда комиссия по трудовым спорам в организации (у индивидуального предпринимателя) создана. Такой вывод вытекает из содержания п. 1 ст. 371 ТК ПМР, где прямо предусмотрено, что в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры и в случаях, когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам. [19]
Индивидуальный трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем (п. 2 ст. 365 ТК ПМР).
Для обращения в комиссию по трудовым спорам Трудовым кодексом установлен срок исковой давности. Согласно ст. 366 ТК ПМР работник может обратиться в КТС в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако пропуск указанного срока не исключает возможности разрешения спора в комиссии по трудовым спорам. Если комиссия установит, что срок пропущен по уважительным причинам, она может его восстановить и разрешить спор по существу (п. 2 ст. 366 ТК ПМР). [20]
Заявления работников, поступившие в комиссию по трудовым спорам, подлежат обязательной регистрации. Регистрация заявления в комиссии имеет существенное значение, так как со дня регистрации заявления исчисляется срок, в течение которого комиссия обязана рассмотреть трудовой спор.
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления (п. 2 ст. 367 ТК ПМР). В случае, если в 10-дневный срок трудовой спор комиссией не рассмотрен, заинтересованный работник вправе перенести его рассмотрение в суд (п. 1 ст. 370 ТК ПМР).[21]
Заседания комиссии по трудовым спорам, как правило, должны проводиться в нерабочее время. В организациях со сменным режимом работы заседания комиссии должны назначаться на такое время, чтобы заинтересованный работник, а также свидетели могли присутствовать на заседании в нерабочее для них время.
Все трудовые споры рассматриваются комиссией по трудовым спорам в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению.
При неявке работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение трудового спора откладывается до следующего заседания. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного вопроса с рассмотрения, что, однако, не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора вновь. Повторное заявление о рассмотрении трудового спора может быть подано в комиссию по трудовым спорам лишь в пределах установленного ст. 366 ТК ПМР срока, т.е. не позднее 3 месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. [22]