Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:54, курсовая работа
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет Россию как федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Введение С. 3.
Глава 1. Понятие и формы защиты трудовых прав работников С. 5
Глава 2. Квалификация самозащиты трудовых прав работников С. 11
Глава 3. Характеристика деятельности органов, осуществляющих защиту трудовых прав работников С. 13
3.1. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами С. 13
3.2. Защита трудовых прав путем осуществления государственного контроля за соблюдением трудовых законодательства С. 32
Заключения С. 37
Список использованной литературы С. 38
Работодатель, его
представители не имеют права
препятствовать работникам в осуществлении
всех форм самозащиты своих трудовых
прав (а не только по ст. 379 ТК). А преследование
работников за использование ими
допустимых законодательством способов
самозащиты своих трудовых прав ст.
380 ТК запрещает. За нарушение данного
запрета они несут
Ответственность за
нарушение трудового
Глава 2. Квалификация самозащиты трудовых прав
работников
Одной из форм защиты трудовых прав работника является самозащита, представляющая собой правомерное поведение потерпевшего (лица, чьи права нарушаются или находятся под угрозой нарушения), направленное на предупреждение (пресечение) действий нарушителя, без обращения к помощи судебных и иных органов.
Впервые в ТК РФ
прямо предусмотрена
Способами самозащиты, предусмотренными законом, являются:
1) отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;
2) отказ работника
от выполнения работы, которая
непосредственно угрожает его
жизни и здоровью, за исключением
случаев, предусмотренных
3)отказ работника
от выполнения работы
4) приостановление
работником работы с
Таким образом, самозащита работниками трудовых прав заключается в отказе работника от работы и направлена, прежде всего, на предотвращение неблагоприятных последствий, которые могут наступить в случае продолжения работы, угрожающей жизни или здоровью работника.
При этом работодатель, его представители не имеют право препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты своих трудовых прав. Отказ работника от выполнения работ по основаниям, предусмотренным законом, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности. Более того, преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.
Глава 3. Характеристика деятельности органов осуществляющих защиту трудовых прав работников
3.1.
Защита трудовых прав
Защитная функция профессиональных союзов
С развитием рабочего
движения крепли и развивались профсоюзы
и их защитная функция. Трудовой кодекс,
значительно урезав права профсоюзов,
в гл. 58 (ст. 370-378) закрепил их права
на осуществление защитной функции,
в том числе за соблюдением
трудового законодательства (ст. 370),
порядок запроса работодателем
мнения профсоюзного органа организации
и учета этого мнения на отдельные
его правоприменительные
Основные права профсоюзов, в том числе касающиеся их защитной функции и осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда, а также их представительской функции в социальном партнерстве, закреплены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 148.. Статья 19 этого Закона предусматривает, что профсоюзы имеют право осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях, где работают их члены, взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля в данной сфере. В указанном Законе более конкретно и шире предусмотрены права профсоюзов и гарантии их деятельности, нежели в Трудовом кодексе.
Защитная функция
профсоюзов России выражается в их
праве и деятельности по защите трудовых
прав и законных интересов своих
членов, а вместе с ними прав всех
трудящихся организации от нарушения
работодателем, должностными лицами ее
администрации. Эта защитная функция
проявляется профсоюзами на всех
стадиях правового
а) при принятии
новых актов трудового
четко высказывать свое мнение по каждому
проекту нового акта трудового
законодательства. Трудовой кодекс (ст.
372) установил порядок запроса и
учета мнения профсоюзного органа организации
при принятии работодателем локальных
нормативных актов, содержащих нормы трудового
права;
б) при принятии
решений работодателем по применению
отдельных норм трудового права
с учетом мнения профсоюзного органа
(ст. 371 ТК и др.), в том числе
при расторжении трудового
в) при осуществлении установленных для профсоюзов и их активистов (выборных профсоюзных работников) гарантий их деятельности (ст. 374-377 ТК);
г) при оказании помощи, защите при самозащите работниками своих трудовых прав и законных трудовых интересов, в том числе при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав;
д) при защите трудовых прав работников на последней стадии правового регулирования труда - на стадии привлечения к ответственности нарушителей трудовых прав работников и профсоюзов (ст. 362, 278 и 416 ТК).
Только активное участие профсоюзных органов во всех указанных стадиях правового регулирования труда способно реально помогать восстановлению нарушенных трудовых прав работников и быть профилактической мерой от трудовых правонарушений. Если же профсоюзы малоактивны, не стремятся проявлять свою защитную функцию, то в нынешних условиях хозяйской власти они будут утрачивать свою защитную роль.
Осуществление профсоюзами защиты трудовых прав
работников
Профсоюзы на первой стадии правового регулирования труда должны проявлять свою защитную функцию, высказывая мнение по проектам законодательных актов о труде, отвергая или добиваясь изменения тех из них, которые отнимают, умаляют трудовые права и законные интересы трудящихся как при централизованном принятии актов законодательными органами Федерации и ее субъектов, а также при заключении соглашений на разных уровнях, так и при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положений о премировании и др.) И здесь профсоюзы опираются на п. 2 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающий, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», и на ст. 372 ТК о порядке учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Так, трехсторонняя
комиссия (одной из сторон которой
является профсоюзный орган как
представитель работников) по регулированию
социально-трудовых отношений обсуждает
и апробирует проекты многих нормативных
актов о труде. Профсоюзный орган,
представляющий интересы работников в
этой комиссии, должен проявить наибольшую
активность по защите высокого уровня
условий труда работников, не допустить
снижения установленных
Работодатель в
предусмотренных Трудовым кодексом
случаях перед принятием
Если это мнение не содержит согласия с проектом локального акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в трехдневный срок после получения мнения профсоюзного органа провести дополнительные консультации с последним в целях достижения взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 ТК). Таким образом, Кодекс хотя и урезал объем прав профсоюзного органа (с согласия - на учет мнения) при принятии локальных норм трудового права, но дает возможность ему более активно своим мотивированным мнением защищать трудовые права и интересы работников.
Если согласие не
достигнуто (это оформляется протоколом),
работодатель вправе принять локальный
акт, который может быть обжалован
профсоюзным органом в
Орган государственной
инспекции труда, получив жалобу
профсоюзного органа, обязан в течение
одного месяца со дня ее получения
провести проверку и в случае выявления
нарушения выдать работодателю предписание
об отмене обжалованного локального
нормативного акта, обязательное для
исполнения. Следовательно, ч. 5 ст. 371 ТК
дает впервые в нашем
Таким образом, Трудовой кодекс предусмотрел определенное ограничение действий работодателя по принятию им локального нормативного акта, если он при этом не учел законное мнение профсоюзного органа по его проекту.
Несколько иной порядок
учета работодателем мнения профсоюзного
органа установлен при принятии им
решения о расторжении
На второй стадии правового регулирования труда при применении работодателем отдельных, указанных в Кодексе, норм трудового права с участием профсоюзного органа защита трудовых прав работников в первую очередь должна проявляться при защите их права на труд в случаях увольнения по инициативе работодателя. Трудовой кодекс (ст. 373) установил порядок учета мотивированного мнения профсоюзного органа при увольнении работника - члена профсоюза но п. 2 (сокращение штата), подпункт «б» п. 3 (несоответствие работника занимаемой должности в связи с недостаточной квалификацией) и п. 5 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) ст. 81 ТК. Работодатель должен до издания приказа об увольнении работника, но этим основаниям направить в профсоюзный орган проект приказа с копиями документов в обоснование его.
Профсоюзный орган
в течение семи рабочих дней со
дня получения проекта с
При несогласии с предполагаемым увольнением работника в течение трех рабочих дней профсоюзный орган проводит с работодателем (его представителями) дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. Если общее согласие не достигнуто, то по истечении десяти рабочих дней со дня направления в профсоюзный орган проекта приказа работодатель имеет право принять решение, которое может быть обжаловано в соответствующую Гострудинспекцию, которая в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и при признании его незаконным выдает работодателю обязательные для него предписания о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Эта процедура не
лишает работника права обжаловать
свое увольнение непосредственно в
суд, а работодателя - обжаловать в
суд предписание
Таким образом, профсоюзный
орган организации при его
должной активности может эффективно
защищать трудовые права работников
по всем вопросам, по которым Трудовой
кодекс предусматривает учет мнения
выборного профсоюзного органа. Это
ст. 73 (об изменении существенных условий
трудового договора); ст. 82, 99 (об организации
сверхурочных работ); ст. 113 (о привлечении
к работе в выходные и праздничные
нерабочие дни); ст. 123 (об очередности
предоставления ежегодных оплачиваемых
отпусков); ст. 301 (по режиму вахтового
метода); ст. 102 (при составлении графиков
сменности); ст. 144 (при установлении
систем премирования, стимулирующих
доплат и надбавок); ст. 147 (при установлении
перечня тяжелых работ, работ
с вредными и опасными условиями
труда и конкретных доплат к ним);
ст. 154 (о конкретных размерах повышения
оплаты за работу в ночное время); ст.
159 (при применении систем нормирования
труда); ст. 162 (при введении, замене и
пересмотре норм труда); ст. 180 (необходимые
меры при массовых увольнениях); ст.
196 (определение профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
работников); ст. 190 (утверждение правил
внутреннего трудового