Жизненные планы и профессиональное самоопределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание

Характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных планов. С одной стороны, жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов.

Работа состоит из  1 файл

Жизненные планы и профессиональное самоопределение.docx

— 32.79 Кб (Скачать документ)

Жизненные планы  и профессиональное самоопределение

Характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных  планов. С одной стороны, жизненный  план возникает в результате обобщения  и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов.

Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца  постепенно вырисовывается более или  менее реалистический, ориентированный  на действительность план деятельности.

Жизненный план - явление  одновременно социального и этического порядка. Вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное  самоопределение) первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Сплошь и рядом подростки (порой и  юноши) называют жизненными планами  весьма расплывчатые ориентиры и  мечты, которые никак не соотносятся  с их практической деятельностью. Подросток  пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его  достижения. Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в  деталях, представлять свое будущее  общественное положение, не задумываясь  над тем, что для этого нужно  сделать. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим

Для подростка и юноши  выбор профессии - в значительной степени моральная проблема. "...Главным  руководителем, который должен нас  направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное  совершенствование. Не следует думать, что оба эти интереса могут  стать враждебными, вступить в борьбу друг с другом, что один из них  должен уничтожить другой; человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага", - писал в гимназическом сочинении "Размышления юноши при выборе профессии" Карл Маркс (Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., Госполитиздат, 1956, с. 4-5).

Эта социально-нравственная мотивация как нельзя более характерна для советских юношей и девушек, которым статья 40 Конституции СССР гарантирует не только право на труд, но и право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Но как  найти свое призвание?

Чем шире диапазон выбора, тем  он психологически сложнее.

Понятие "призвание" имело  первоначально религиозный смысл; подразумевалось, что это бог  призывает человека к определенной деятельности, дав ему соответствующий  социальный статус или путем индивидуального  откровения (как Жанне д'Арк явилась во сне богоматерь). Сегодня призванием обычно называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоит перед выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит она ему или нет. А ведь все формы деятельности испробовать невозможно.

У человека могут быть задатки  многих способностей и дарований. Например, Р. Вагнер обладал одновременно музыкальным  и литературным талантами, А. С. Пушкин и Т. Г. Шевченко, помимо поэтического дара, были незаурядными художниками, композитор А. П. Бородин был крупным  химиком. Даже многие талантливые люди не сразу находили себя, по нескольку  раз меняли профессии.

Самоопределение есть одновременно и самоограничение. Школьник в профессиональном отношении еще никто, "чистая потенция". Он может быть и слесарем, и врачом, и космонавтом. Выбор специальности  делает человека чем-то определенным, он получает определенную сферу деятельности, в которой предметно реализуются  его силы и способности. Но это  означает вместе с тем отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке  вещей, сделать ответственный и  самоограничивающий выбор отнюдь не просто.

Профессиональное самоопределение  сегодня - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать  под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью  и которые эта личность должна последовательно разрешить в  течение определенного периода  времени. Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид  формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного  разделения труда - с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального  стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. Эти  три подхода подчеркивают разные стороны дела (первый исходит из запросов общества, третий - из свойств  личности, второй предлагает способы  согласования того и другого), но являются вместе с тем взаимодополнительными (первый преимущественно социологический, второй - социально-психологический, третий - дифференциально-психологический).

В возрастной психологии профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность  которых, разумеется, варьирует.

Первый этап - детская  игра, в ходе которой ребенок принимает  на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит  себя в мечтах представителем той  или иной привлекательной для  него профессии.

Третий этап, захватывающий  весь подростковый и большую часть  юношеского возраста, - предварительный  выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка ("Я люблю исторические романы, стану-ка я историком"), затем - с точки зрения его способностей ("У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?") и, наконец, с точки зрения его системы ценностей ("Я хочу помогать больным людям, стану врачом"; "Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?").

Разумеется, интересы, способности  и ценности проявляются, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии) или личные (система личных ценностей, т. е. чего индивид хочет для себя), как более обобщенные, созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязанно. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, в свою очередь, подкрепляют интерес.

Четвертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор  профессии, включает в себя два главных  компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему; выбор  конкретной специальности. Вообще говоря, последовательность этих двух выборов  может быть разной. Девушка может  сначала определить сферу деятельности ("Хочу заниматься медициной"), а  потом - уровень ее квалификации (быть ли врачом, фельдшером, медсестрой или  санитаркой), или наоборот - сначала  выбрать уровень, а потом уже  специальность ("Буду поступать в  вуз, но еще не знаю в какой"). Фактически, судя по данным социологов, второй путь решительно преобладает; ориентация на поступление в вуз формируется  значительно раньше, чем созревает  выбор конкретной специальности.

Выбор специальности характеризуется  многоступенчатостью. Уже к концу VIII класса школьники должны сделать  выбор между тремя социальными  ориентациями: на общее образование (поступление в IX класс), на профессиональное образование (поступление в ПТУ  или техникум), непосредственно на работу (поступление на производство с последующим завершением среднего образования). Кроме интересов, способностей и ценностных ориентации, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей-материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т. д. Те, кто выбирает профессиональное образование или работу, должны сразу же дополнить социальную ориентацию профессиональной - куда именно поступить и что делать. У остальных такое решение отсрочивается до окончания X класса, причем у десятиклассников, как и у восьмиклассников, выбору профессии предшествует более широкая социальная ориентация: установка на вуз, специальное профессиональное образование или работу.

Выбор профессии предполагает наличие у школьников информации двоякого рода: о мире профессий  в целом и возможностях и требованиях  каждой из них; о себе самом, своих  способностях и интересах. И той  и другой информации старшеклассникам не хватает. Как пишет, обобщая результаты многолетних исследований, известный  социолог В. Н. Шубкин, в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт - сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан.

Традиционный престиж  той или иной профессии в общественном мнении обычно находится в обратном отношении к ее массовости. Космонавтов  требуется значительно меньше, чем  разнорабочих. Шубкин образно представляет это в виде двух зеркальных пирамид: первая изображает реальную потребность общества в кадрах, вторая, перевернутая, - степень привлекательности профессий для молодежи. Чем престижнее профессия, тем больше в ней будет кандидатов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться, заняться чем-либо другим. Социологические исследования 60-х годов обнаружили резкий крен интересов молодежи в сторону профессий умственного труда и недооценку физического; особенно низкие оценки получали занятия в сфере обслуживания.

Выбор профессии и степень  реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей.

Чем выше уровень образования  родителей, тем большая вероятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и что  эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень  реализации жизненных планов юношами  значительно выше, чем девушками. Объясняется ли это большим реализмом  юношей, или их большей настойчивостью, или просто тем, что при прочих равных условиях многие вузы, исходя из специфики, предпочитают набирать мужчин, - вопрос до сих пор остается открытым.

Профессиональная ориентация не только социальная, но и психологическая  проблема. В психологии существуют три главных теоретических подхода  к ней.

Первый подход исходит  из идеи стабильности и практической неизменности индивидуальных качеств, от которых зависят способы и  успех деятельности; акцент делается здесь, с одной стороны, на отборе и подборе людей, наиболее подходящих для той или иной работы, а с  другой - на подборе работы, наиболее соответствующей индивидуальным качествам  того или иного человека.

Второй подход исходит  из идеи направленного формирования способностей, полагая, что у каждого  человека можно так или иначе выработать нужные качества. Оба эти подхода могут формулироваться по-разному, но их общий методологический недостаток в том, что индивидуальность и трудовая деятельность рассматриваются как независимые и противостоящие друг другу величины, одна из которых обязательно подчиняет себе другую.

Существует, однако, и третья возможность, вытекающая из принятого  в советской психологии принципа единства сознания и деятельности, - ориентация на формирование индивидуального  стиля деятельности. Эта концепция  основана на следующих предпосылках, сформулированных Е. А. Климовым:

"1. Признается, что есть  стойкие, практически невоспитуемые личные (психологические) качества, существенные для успеха деятельности.

2. Возможны разные по  способам, но равноценные по конечному  эффекту (продуктивности труда)  варианты приспособления к условиям  профессиональной деятельности.

3. Имеются широкие возможности  преодоления слабой выраженности  отдельных способностей за счет  их упражнения или же компенсации  посредством других способностей  или способов работы (сниженную  скорость реагирования можно  компенсировать повышенным вниманием  к подготовительным мероприятиям, предусмотрительностью; понижение  активности в монотонной обстановке  можно компенсировать тем, что  человек искусственно разнообразит  деятельность - меняет порядок действий  или воображает, что объекты меняют  цвет, или одухотворяет их мысленно  и т. д.).

4. Формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности, т. е. внутренних условий развития, наряду с учетом внешних условий (предметной и микросоциальной среды)" (Климов Е. А. Личность, профессия и научно-практическая консультация. - В кн.: Молодежь и труд/Под ред. В. А. Ядова. М., Молодая гвардия, 1970, с. 107).

В выборе профессии очень  важна профессиональная консультация. Это трудное дело, требующее серьезной  подготовки. Хотя консультационные пункты есть во многих городах нашей страны, их явно недостаточно. Подавляющее большинство старшеклассников выбирают профессию более или менее стихийно.

В рамках новосибирского исследования В. Н. Шубкина был особый раздел под названием "Цена пророков". Суть его состояла в том, что весной, перед окончанием школы, десятиклассников опрашивали, каким они видят свое ближайшее будущее, какую профессию изберут, где будут работать или учиться и т. д. Те же вопросы задавали одноклассникам (каждый давал прогноз о каждом), учителям и родителям. Через полгода, осенью, социологи выяснили, как фактически сложилась судьба выпускников, и подсчитали, сколько очков "выбила" каждая группа "пророков": сами выпускники, их одноклассники, учителя и родители. Наиболее точными были предсказания одноклассников. Учителя, как и родители, оказались неважными "пророками".

Существенные факторы  профессионального самоопределения - возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности  молодого человека и уровень его  притязаний.

Информация о работе Жизненные планы и профессиональное самоопределение