Жизненные планы и профессиональное самоопределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание

Характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных планов. С одной стороны, жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов.

Работа состоит из  1 файл

Жизненные планы и профессиональное самоопределение.docx

— 32.79 Кб (Скачать документ)

Выбор профессии, как мы видели, - сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей  продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существуют две опасности. Один полюс - затягивание и откладывание старшеклассником профессионального  самоопределения в связи с  отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и  социальных ориентации юноши, что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение - один из главных компонентов  повзросления и устойчивого образа "я", самоуважения и т. д.

Попытки родителей (особенно частые в интеллигентных семьях) ускорить, форсировать этот процесс с помощью  прямого психологического нажима ("Ну когда ты, в конце концов, определишься? Я в твоем возрасте..."), как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативи-стский отказ от всякого самоопределения, нежелание вообще что-либо выбирать, уход в разного рода хобби и т. п. Помощь здесь может быть только органической - своевременное, на всем протяжении учебы, расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.

Хотя раннее самоопределение  обычно считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередко обусловлены  случайными, ситуативными факторами. Подросток  ориентируется только на содержание деятельности, не замечая других ее аспектов (например, того, что геолог должен полжизни проводить в экспедициях, что историю интересно изучать, но возможности применения этой специальности, если ты не хочешь быть школьным учителем, довольно ограниченны, и т. п.). К тому же мир профессий, как и все  остальное, часто кажется школьнику  черно-белым: в "хорошей" профессии  все хорошо, в "плохой" - все  плохо. Категоричность выбора и нежелание  рассмотреть другие варианты и возможности  часто служат своего рода психологическим  защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию. Нельзя забывать и  о том, что ранняя профессионализация часто связана с неблагоприятными семейными условиями, низкой успеваемостью  и другими отрицательными факторами, снижающими уровень сознательности и добровольности выбора.

Очень важен также уровень  информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. Наши юноши и девушки очень плохо знают круг профессий, из которого им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной мере случайным. Нередко эта неинформированность сохраняется даже на вузовской скамье. На вопрос: "Представляете ли вы себе характер, содержание и условия вашей будущей профессиональной деятельности?"-утвердительно ответили от одной четверти до трех пятых опрошенных В. Т. Лисовским ленинградских студентов. Чем младше человек в момент выбора профессии, тем вероятнее, что его выбор несамостоятелен и совершается не на основе его собственной системы ценностей, а по чьей-то подсказке и на базе недостаточной информации.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний. Он включает оценку своих объективных  возможностей (человеку, который в  детстве не учился музыке, трудно поступить  в консерваторию) и оценку своих  способностей. Кроме того, на него влияет часто не осознаваемый самим субъектом  уровень требований, предъявляемых  им к профессии. У 15-17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен. Это нормально  и даже полезно, так как стимулирует  молодого человека к росту и преодолению  трудностей. Гораздо хуже, если уровень  притязаний занижен и юноша ни к чему особенно не стремится, довольствуясь тем, что само идет к нему в руки. Но как избежать травм вследствие первых жизненных неудач, например при попытке поступления в вуз?

Некоторым не прошедшим по конкурсу молодым людям кажется, что произошла непоправимая катастрофа, все их жизненные планы рухнули  и т. д. Понять эти переживания  легко, тем более что неудачи  постигают многих. Но социологические  исследования показывают, что те, кто  всерьез ориентирован на продолжение  образования, могут реализовать и реализуют жизненные планы несколько позже. По данным Э. К. Васильевой, в течение первых пяти лет по окончании десятилетки происходит значительное перераспределение выпускников: так, непосредственно по окончании средней школы в 1963 г. в высшие и средние учебные заведения (включая очную, вечернюю и заочную формы обучения) поступили 54 процента выпускников, а пять лет спустя их доля повысилась до 88 процентов.

Не все придерживаются первоначальных ориентации. Чем старше люди, тем больше разветвляются их жизненные пути, а параллельно этому меняются и жизненные ориентации. Те, кто хотел поступить и поступил в вуз, сначала кажутся удовлетворенными. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, третий сомневается в правильности выбора вуза. На вопрос: "Если бы вы снова стали выбирать профессию, то повторили бы свой выбор?" - отрицательный или неопределенный ответ дали как минимум треть опрошенных В. Т. Лисовским студентов (обследовались четыре ленинградских вуза и девять вузов РСФСР); в некоторых вузах доля положительных ответов составляет меньше половины. Причем к старшим курсам число студентов, которые не удовлетворены избранной специальностью, не сокращается, а растет. Это может объясняться разными причинами: уровнем преподавания в конкретном вузе, обнаружением теневых сторон будущей специальности, которых школьник не видел, и т. д. У многих неудовлетворенность - это просто кризисная точка в развитии, которая пройдет, когда начнется практическая работа. Но на работе молодого специалиста подстерегают новые трудности. Один не справляется с высоким уровнем ответственности, другой, напротив, обнаруживает, что должностные требования значительно ниже уровня полученного им образования, и т. п.

Короче говоря, "вузовский" вариант развития отнюдь не бесконфликтен.

Столь же многоцветны и  другие жизненные потоки. В ранней юности человеку кажется, что он сам  выбирает свой жизненный путь, и  он действительно делает это, хотя на его выбор влияют и предшествующее воспитание, и социальная среда, и  многое другое.

По окончании школы  влияние внеличностных факторов становится еще заметнее. Как справедливо  заметил В. Н. Шубкин, наряду с путями, которые мы себе выбираем, существуют пути, которые выбирают нас.

Принадлежность к тому или иному потоку дифференцирует н ценностные ориентации личности, в частности ее отношение к  образованию. Молодые люди, окончившие вуз, выше всех остальных ценят образование  преимущественно как средство сделать  жизнь более содержательной, интересной. Среди работающих преобладает мнение, что смысл образования в том, чтобы приносить больше пользы обществу. Но среди них больше всего и скептиков, полагающих, что образование - просто дань моде.

Таким образом, каждый из потоков  начинает вырабатывать свой специфический  взгляд, который оправдывает и  возвышает реальную сегодняшнюю  социальную позицию личности. Это  сказывается и на оценке разных профессий. У 17-летних она контрастная, "черно-белая", абстрактная, 25-летние уже соотносят  оценку с собственным жизненным  путем. Здесь очень много разных вариантов. По данным В. Н. Шубкина, через 7 лет по окончании школы удовлетворенность своим положением у тех, кто пытался поступить в вуз, но сорвался и пошел работать, оказалась не только не ниже, а даже выше, чем у тех, кто благополучно поступил и окончил вуз. Что стоит за этими фактами? Может быть, дело в том, что хорошее выполнение относительно простой работы дает большее моральное удовлетворение, чем посредственное выполнение сложного труда? Или тот, кто раньше начал работать, больше зарабатывает и чувствует себя уже вполне сложившимся человеком, тогда как студент или начинающий инженер еще не знает, какой из него получится специалист? А может быть, люди, не достигшие своей первой мечты, просто снизили уровень притязаний и черпают удовлетворенность жизнью не в содержании труда, а в чем-то другом, например в материальном благополучии или в духовных интересах, не связанных с профессиональной деятельностью, различных увлечениях и хобби?

Подготовка молодежи к  труду и выбор профессии - важное государственное дело. Конституция  СССР называет развитие системы профессиональной ориентации в числе основных гарантий права на труд. Много внимания уделяет  этому вопросу постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании  обучения, воспитания учащихся общеобразовательных  школ и подготовки их к труду". Подчеркивая неразрывную связь  общего и трудового воспитания, это  постановление требует осуществлять участие школьников в общественно  полезном труде в зависимости  от их возрастных особенностей, обеспечивая  при этом сознательный выбор выпускниками восьмых классов путей дальнейшего  продолжения образования и профиля  специальной и профессиональной подготовки. Помимо улучшения организации  трудового обучения в школе, включая  удвоение отведенных для этого учебных  часов, постановление предусматривает  всемерное расширение участия школьников в общественно полезном труде - школьных мастерских, ученических производственных бригадах, летних лагерях труда и  отдыха и т. д.

Комплектование профессионально-технических, средних специальных учебных  заведений и девятых классов  общеобразовательных школ должно осуществляться на основе единых годовых и перспективных  планов как составной части комплексных  планов экономического и социального  развития, исходя из общегосударственных  интересов, потребностей в квалифицированных кадрах на местах и с учетом права выбора учебного заведения самими учащимися. Для организации работы по профориентации учащихся и содействия трудоустройству выпускников средней школы при исполкомах районных (городских) Советов народных депутатов работают комиссии с участием представителей школ и других учебных заведений, производственных коллективов, общественных организаций и родителей. В средних школах организуются учебно-методические кабинеты по профессиональной ориентации учащихся и т. д.

Но, конечно, самое важное условие успешной профессиональной ориентации - активность и правильное отношение к труду самих учащихся. На XVIII съезде ВЛКСМ был высоко оценен патриотический почин юных костромичей, призвавших выпускников средних  школ стать преобразователями Нечерноземья. За два года в колхозы и совхозы  Костромской области пришли 2330 юношей и девушек. Они работают механизаторами, животноводами, полеводами. Из них каждый второй совмещает труд с учебой в  вузе или техникуме. Примеру костромских  ребят последовало уже 550 тысяч  выпускников страны. Съезд комсомола  призвал еще активнее распространять этот почин.

Профессиональная ориентация - часть социального самоопределения  личности. Выбор профессии по-настоящему удачен, только когда он сопряжен с  социально-нравственным выбором, с  раздумьями о смысле жизни и природе  собственного "я". Первоначальная глобальность и аморфность выбора диалектически  сменяется по мере его конкретизации  и заземления на реальную деятельность. Но это заземление - лишь этап развития. После того как выбор сделан и  проверен практикой, наступает новый  уровень рефлексии, когда приобретенная  профессия и собственное общественное положение оцениваются в свете  более общих социально-нравственных критериев.


Информация о работе Жизненные планы и профессиональное самоопределение