Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:01, контрольная работа
Характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных планов. С одной стороны, жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов.
Выбор профессии, как мы видели, - сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существуют две опасности. Один полюс - затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентации юноши, что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение - один из главных компонентов повзросления и устойчивого образа "я", самоуважения и т. д.
Попытки родителей (особенно частые в интеллигентных семьях) ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима ("Ну когда ты, в конце концов, определишься? Я в твоем возрасте..."), как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативи-стский отказ от всякого самоопределения, нежелание вообще что-либо выбирать, уход в разного рода хобби и т. п. Помощь здесь может быть только органической - своевременное, на всем протяжении учебы, расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.
Хотя раннее самоопределение
обычно считается фактором положительным,
оно тоже имеет свои издержки. Подростковые
увлечения нередко обусловлены
случайными, ситуативными факторами. Подросток
ориентируется только на содержание
деятельности, не замечая других ее
аспектов (например, того, что геолог
должен полжизни проводить в экспедициях,
что историю интересно изучать,
но возможности применения этой специальности,
если ты не хочешь быть школьным учителем,
довольно ограниченны, и т. п.). К тому
же мир профессий, как и все
остальное, часто кажется школьнику
черно-белым: в "хорошей" профессии
все хорошо, в "плохой" - все
плохо. Категоричность выбора и нежелание
рассмотреть другие варианты и возможности
часто служат своего рода психологическим
защитным механизмом, средством уйти
от мучительных сомнений и колебаний.
В будущем это может привести
к разочарованию. Нельзя забывать и
о том, что ранняя профессионализация
часто связана с
Очень важен также уровень
информированности
Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний. Он включает оценку своих объективных возможностей (человеку, который в детстве не учился музыке, трудно поступить в консерваторию) и оценку своих способностей. Кроме того, на него влияет часто не осознаваемый самим субъектом уровень требований, предъявляемых им к профессии. У 15-17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен. Это нормально и даже полезно, так как стимулирует молодого человека к росту и преодолению трудностей. Гораздо хуже, если уровень притязаний занижен и юноша ни к чему особенно не стремится, довольствуясь тем, что само идет к нему в руки. Но как избежать травм вследствие первых жизненных неудач, например при попытке поступления в вуз?
Некоторым не прошедшим по конкурсу молодым людям кажется, что произошла непоправимая катастрофа, все их жизненные планы рухнули и т. д. Понять эти переживания легко, тем более что неудачи постигают многих. Но социологические исследования показывают, что те, кто всерьез ориентирован на продолжение образования, могут реализовать и реализуют жизненные планы несколько позже. По данным Э. К. Васильевой, в течение первых пяти лет по окончании десятилетки происходит значительное перераспределение выпускников: так, непосредственно по окончании средней школы в 1963 г. в высшие и средние учебные заведения (включая очную, вечернюю и заочную формы обучения) поступили 54 процента выпускников, а пять лет спустя их доля повысилась до 88 процентов.
Не все придерживаются первоначальных ориентации. Чем старше люди, тем больше разветвляются их жизненные пути, а параллельно этому меняются и жизненные ориентации. Те, кто хотел поступить и поступил в вуз, сначала кажутся удовлетворенными. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, третий сомневается в правильности выбора вуза. На вопрос: "Если бы вы снова стали выбирать профессию, то повторили бы свой выбор?" - отрицательный или неопределенный ответ дали как минимум треть опрошенных В. Т. Лисовским студентов (обследовались четыре ленинградских вуза и девять вузов РСФСР); в некоторых вузах доля положительных ответов составляет меньше половины. Причем к старшим курсам число студентов, которые не удовлетворены избранной специальностью, не сокращается, а растет. Это может объясняться разными причинами: уровнем преподавания в конкретном вузе, обнаружением теневых сторон будущей специальности, которых школьник не видел, и т. д. У многих неудовлетворенность - это просто кризисная точка в развитии, которая пройдет, когда начнется практическая работа. Но на работе молодого специалиста подстерегают новые трудности. Один не справляется с высоким уровнем ответственности, другой, напротив, обнаруживает, что должностные требования значительно ниже уровня полученного им образования, и т. п.
Короче говоря, "вузовский" вариант развития отнюдь не бесконфликтен.
Столь же многоцветны и другие жизненные потоки. В ранней юности человеку кажется, что он сам выбирает свой жизненный путь, и он действительно делает это, хотя на его выбор влияют и предшествующее воспитание, и социальная среда, и многое другое.
По окончании школы влияние внеличностных факторов становится еще заметнее. Как справедливо заметил В. Н. Шубкин, наряду с путями, которые мы себе выбираем, существуют пути, которые выбирают нас.
Принадлежность к тому или иному потоку дифференцирует н ценностные ориентации личности, в частности ее отношение к образованию. Молодые люди, окончившие вуз, выше всех остальных ценят образование преимущественно как средство сделать жизнь более содержательной, интересной. Среди работающих преобладает мнение, что смысл образования в том, чтобы приносить больше пользы обществу. Но среди них больше всего и скептиков, полагающих, что образование - просто дань моде.
Таким образом, каждый из потоков начинает вырабатывать свой специфический взгляд, который оправдывает и возвышает реальную сегодняшнюю социальную позицию личности. Это сказывается и на оценке разных профессий. У 17-летних она контрастная, "черно-белая", абстрактная, 25-летние уже соотносят оценку с собственным жизненным путем. Здесь очень много разных вариантов. По данным В. Н. Шубкина, через 7 лет по окончании школы удовлетворенность своим положением у тех, кто пытался поступить в вуз, но сорвался и пошел работать, оказалась не только не ниже, а даже выше, чем у тех, кто благополучно поступил и окончил вуз. Что стоит за этими фактами? Может быть, дело в том, что хорошее выполнение относительно простой работы дает большее моральное удовлетворение, чем посредственное выполнение сложного труда? Или тот, кто раньше начал работать, больше зарабатывает и чувствует себя уже вполне сложившимся человеком, тогда как студент или начинающий инженер еще не знает, какой из него получится специалист? А может быть, люди, не достигшие своей первой мечты, просто снизили уровень притязаний и черпают удовлетворенность жизнью не в содержании труда, а в чем-то другом, например в материальном благополучии или в духовных интересах, не связанных с профессиональной деятельностью, различных увлечениях и хобби?
Подготовка молодежи к
труду и выбор профессии - важное
государственное дело. Конституция
СССР называет развитие системы профессиональной
ориентации в числе основных гарантий
права на труд. Много внимания уделяет
этому вопросу постановление
ЦК КПСС и Совета Министров СССР
"О дальнейшем совершенствовании
обучения, воспитания учащихся общеобразовательных
школ и подготовки их к труду".
Подчеркивая неразрывную связь
общего и трудового воспитания, это
постановление требует
Комплектование
Но, конечно, самое важное
условие успешной профессиональной
ориентации - активность и правильное
отношение к труду самих
Профессиональная ориентация
- часть социального
Информация о работе Жизненные планы и профессиональное самоопределение