Альтернативные способы разрешения споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 00:31, реферат

Описание

Суть мирного разрешения спора заключается в том, что между сторонами отсутствует прямая конфронтация, в силу чего они готовы идти на компромисс. В этом случае стороны спора по взаимной договоренности обращаются к третьему нейтральному лицу, которое способствует нахождению взаимовыгодного для них варианта. В отличие от переговоров, которые проходят, как правило, без участия третьего лица, в каждом из вариантов мирного разрешения спора привлечение независимого и незаинтересованного в исходе спора лица является обязательным. Однако это не означает, что привлеченное таким образом лицо будет решать спор по существу. Наоборот, дружественное урегулирование спора предполагает, что сами стороны придут к решению, которое их устроит.

Работа состоит из  1 файл

Alternativnye_sposoby_razreshenia_sporov_Refer.docx

— 44.67 Кб (Скачать документ)

Переход к кульминационной  стадии:

3. Достижение компромисса  или не достижение компромисса;

На этом этапе либо принимается  последнее предложение и достигается  компромисс, либо участники отказываются от уступок и переговоры заходят  в тупик, могут прибегнуть к иным видам АРС (Третейский суд).

4. Обсуждение и оформление  достигнутого соглашения (заранее  или во время переговоров).

Формы разные:

-договор с взаимными  правами и обязанностями,

-документ об отказе  от права или передачи права  другому лицу;

-гарантийное письмо об  оплате;

-письмо о намерениях;

-письменное извинение.

Важно, чтобы данный вид  соглашения был составлен таким  образом, чтобы у сторон были правовые основания, в случае его неисполнения обратиться в суд.

 

Медиация как  один из способов досудебного разрешения правовых споров.

Медиация - это альтернативная форма разрешения конфликта с  участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте  стороны - медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью  контролируют процесс принятия решения  по урегулированию спора и условия  его разрешения. Имеет определенные условия и правила ведения, очередность  действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:

- добровольность,

- конфиденциальность,

- взаимоуважение,

- равноправие сторон,

- принятие,

- нейтральность и беспристрастность  медиатора,

- прозрачность процедуры.

Это процесс, в котором  стороны встречаются с совместно  избранным, беспристрастным, нейтральным  специалистом-медиатором (посредником), который помогает им вести переговоры, с целью выработки взаимоприемлемого  жизнеспособного решения в условиях существующих между ними различий интересов.6

Преимущества медиации перед  судебным разбирательством:

1. Вступление в процесс  медиации для сторон является  добровольным, а медиатор выбирается  сторонами (сходство с Третейским  судом);

2. В медиации стороны  сами выбирают решение (медиатор  решение не выбирает);

3. В суде стороны обязаны  подчиниться судебному решению,  а в медиации стороны добровольно  принимают на себя обязанности  выполнять принятые ими совместно  решения;

4. Поиск не правого  и виноватого, а поиск согласия;

5. В любой момент сторона  может отказаться от проведения  медиации, соблюдение тайны;

6. Процесс непродолжительный,  менее затратный.

Этапы проведения медиации:

1-й этап. Подготовка  к переговорам. По существу этот этап находится как бы за рамками переговоров, поэтому психологи нередко определяют его как нулевой этап. Подготовка к переговорам включает решение ряда вопросов. 

 

а) Определение места и  времени проведения переговоров. На этой стадии необходимо убедиться в  том, что стороны одинаково понимают, где и в какое время пройдут  предстоящие переговоры; 

 

б) Определение того, с  кем предстоит вести переговоры, а также возможностей и полномочий этого лица. На этой стадии необходимо убедиться в том, что человек, с которым вам предстоит вести переговоры, уполномочен принимать интересующее вас решение; 

 

в) Формулирование своих  интересов и определение желаемых результатов предстоящих переговоров. До начала переговоров определите, что вы хотите получить в результате переговоров, и насколько реален такой результат; 

 

г) Разработка повестки переговоров, определение приоритетов и порядка  их обсуждения; 

 

д) Определение стратегии  и тактики переговоров. Необходимо четко знать, как и в какой  последовательности вы будете обсуждать вопросы. Кроме этого, следует систематизировать свои аргументы в обоснование позиции, предусмотреть контраргументы оппонента. При подготовке к переговорам стоит спрогнозировать возможные "повороты" переговорного процесса и способы их устранения. 

 

е) Прогнозирование возможных  целей и интересов второй стороны  в предстоящих переговорах. Продумывание возможных вариантов хода переговоров. С чем вторая сторона согласится сразу? Что может вызвать ее неудовольствие? На что вторая сторона не согласится никогда и почему?; 

 

ж) Оценка своих сильных  и слабых сторон; 

 

з) Выявление внешних условий, которые могут оказать влияние, воздействие на переговоры. Здесь  следует учитывать внешние факторы (праздничные дни; большое количество народа в помещении, где будут  проходить переговоры; телефонные звонки и др.), которые так или иначе  могут повлиять на проведение переговоров. Поэтому стоит предусмотреть  развитие переговоров при наличии  таких внешних факторов и способы  уменьшения их воздействия. 

 

Не стоит пренебрегать стадией подготовки к переговорам, как правило, на подготовку тратится до 60% времени. 

 

2-й этап. Изложение  позиций сторон. Каждая из сторон, выступает с заявлением, в котором излагает свою позицию и указывает приемлемые для нее пути решения спорных вопросов. Самое главное на этом этапе умение выслушать друг друга, и не спешить давать оценку сказанному. Позиция - это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Интерес - это то, что побуждает к принятию определенного решения, источник мотивации. Интересы отвечают на вопросы "зачем?", "почему?". Очень важно на переговорах не только вскрывать интересы другой стороны, но и четко осознавать свои; 

 

3-й этап. Аргументация  позиций. Уточнение интересов сторон. На этом этапе необходимо четко сформулировать и донести до противоположной стороны переговоров те или иные факты, которые обосновывают изложенную вами позицию. При этом данные факты могут быть как субъективными (т.е. зависеть от восприятия того или иного явления кем либо), так и объективными (т.е. не зависеть от личностного восприятия того или иного явления), именно на последние факты необходимо ссылаться, чтобы достичь успеха в переговорах. 

 

На данном этапе переговоров  для выяснения интересов противоположной  стороны необходимо не бояться задавать вопросы. Так, если вам что-то не ясно, не старайтесь думать за вашего партнера и объяснять себе за него, зачем  он так поступает, что им движет. Задавая вопросы, вы облегчаете жизнь  себе и своему партнеру. Люди часто  не говорят о каких-то вещах потому, что их об этом не спрашивают. В ходе переговоров особенно важно, чтобы  собеседники понимали друг друга  и при этом вкладывали в слова  один и тот же смысл. Умение задавать вопросы - это один из главных навыков  юриста. Грамотно и своевременно заданный вопрос поможет выяснить фактические обстоятельства, отвлечь внимание оппонента, выиграть время для обдумывания сложившейся ситуации, уточнить позицию другой стороны, снять возможное напряжение. Именно с помощью вопросов можно убедиться, что вы не только правильно поняли собеседника, но и вас поняли тоже правильно; 

 

4-й этап. Формулирование  совместного списка обсуждаемых  вопросов. Этот этап имеет важное организационное значение. Стороны составляют список вопросов, по которым им необходимо прийти к соглашению в результате переговоров; 

 

5-й этап. Выдвижение  и обсуждение предложений. Стороны выдвигают свои предложения по достижению договоренности и обсуждают их приемлемость. 

 

6-й этап. Достижения  договоренности формулировка соглашения. На этом этапе стороны из предложенных ими вариантов решений ситуации выбирают тот, который устраивает каждую. При выборе приемлемого для каждой стороны варианта важно уделить внимание такой технике как "тест на реальность" принятого соглашения. В том случае, если стороны заключили соглашение, которое не будет работать, появляется большая вероятность возникновения постконфликта, последствия которого могут быть самыми негативными.  

 

При формулировании соглашения важно помнить, что люди видят  и понимают одни и те же вещи по-разному. Поэтому соглашение должно быть абсолютно  точным (восприниматься однозначно обеими сторонами) и конкретным. Соглашение должно: 1. Быть написано тем языком, который понятен обеим сторонам (в этом необходимо убедиться); должно быть конкретным в отношении имен, сроков, сумм, кто ответственен за выполнение и т.д. 2. Соглашение должно быть реалистичным и действительно удовлетворяющим  интересы обеих сторон; 3. В соглашении должны быть прописаны санкции или  права, которые получит другая сторона  в случае нарушения одной из сторон соглашения; 4. В соглашении должно быть указано, каким образом будут  разрешаться вопросы, которые могут  возникнуть в будущем; 

 

7-й этап. Завершение  переговоров. По завершении переговоров необходимо поблагодарить партнера за совместную работу, за стремление к сотрудничеству. Следует обговорить шаги по выполнению достигнутого соглашения. Даже если ваши переговоры по каким-либо причинам не привели к заключению соглашения, постарайтесь расстаться со своим партнером таким образом, чтобы вы всегда смогли вернуться за стол переговоров. 

 

Итак, обозначим итоги, которыми может завершиться процесс переговоров: 1) Отсутствие какого либо результата переговоров; 2) Обострение отношений между сторонами  в результате данных переговоров; 3) Разрешение спора и заключение соглашения между сторонами. 

 

Необходимо отметить, что переговоры могут выступать как в качестве самостоятельного способа разрешения правовых споров, так и быть составляющей частью иных способов разрешения споров - медиации, арбитража и т.д. Безусловно, разрешение определенных категорий споров между сторонами с использованием цивилизованных, мирных, переговоров является наиболее предпочтительным способом урегулирования конфликта. Однако очень часто сторонам бывает трудно самостоятельно организовать процесс переговоров и наладить конструктивный диалог друг с другом, поэтому во многих случаях полезной оказывается помощь непредубежденного, нейтрального посредника, способного взглянуть на ситуацию "со стороны".7

 

Понятие третейского  суда, как одного из методов альтернативного  урегулирования конфликтов.

Третейский суд - самый  старый и наиболее демократично формируемый  суд в истории общества. Появился в Риме 5 век до н.э. В России третейские суды появились в 14-16 веке (Соборное Уложение «О третейском суде» 1649г.). Официальная  история третейских судов в нашей  стране начинается с 15 апреля 1831 года, когда Император Николай -1 утвердил Положение «О третейском суде Российской Империи».

ТС - негосударственный независимый орган, рассматривающий экономические (гражданские) споры по согласованию спорящих сторон, в который может быть передан любой спор, вытек. из гражданских правоотношений, за исключением ряда дел, указанных в ст. 29, 30, 33 АПК РФ - дела специальной подведомственности - банкротство, реорганизация, ликвидация и т. д.8

Очевидное преимущество третейского  суда при сравнении его с обычным  судом заключается в его договорном характере.Стороны могут самостоятельно выбирать лиц, которые будут отправлять правосудие при рассмотрении их спора, принимая во внимание, например, их профессиональные навыки и независимость в суждениях. В результате обе стороны более склонны видеть в третейском суде беспристрастный процесс. Стороны могут также выбрать применимое право и место проведения третейского суда. Они могут заранее договориться о максимальной сумме, выплачиваемой проигравшей стороной, и о том, что стоимость третейского суда может быть разделена между ними. Такие договоренности увеличивают возможность добровольного согласия с решением третейского суда и быстрого окончания спора.9 Они также делают третейский суд более гибким и приспосабливаемым к потребностям сторон, чем гражданский судебный процесс.

И действительно, использование  третейского суда сильно возросло во многих областях, и особенно в области  экономической деятельности. В результате такого расширения сферы применения в настоящее время существует множество форм третейского суда, которые значительно отличаются друг от друга.

По  законодательству в Российской Федерации в России есть постоянно действующие третейские суды, но также могут создаваться третейские суды для рассмотрения конкретного спора.

Третейский суд для  рассмотрения дела - это одно или  несколько физических лиц - третейских судей, избранных сторонами в  связи с необходимостью разрешения только одного экономико-правового  спора. Компетенция третейских судей  в данном случае ограничивается только рамками судебного разбирательства  одного дела, после окончания которого судьи теряют свой статус и прекращают деятельность. Какая-либо организационная структура отсутствует, и третейские судьи являются не штатными сотрудниками, а выступают как физические лица, облеченные доверием сторон.

Постоянно действующие третейские суды - это суды, созданные в качестве структурных подразделений тех  или иных предприятий, учреждений, организаций, либо в качестве самостоятельных  юридических лип, с постоянным штатом сотрудников и третейских судей. Организация, принимающая решение  о создании третейского суда, утверждает регламент его работы, положения  об арбитражных сборах и состав судей.

Информация о работе Альтернативные способы разрешения споров