Арбитражный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:32, дипломная работа

Описание

С 1 июля 1995 г. вступили в силу новые законодательные акты, регулирующие структуру и порядок деятельности арбитражных судов: Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Сделан крупный шаг по проведению судебной реформы в России, совершенствованию судебной системы, в том числе одной из ее ветвей — арбитражных судов.

Содержание

I. ПРЕДИСЛОВИЕ 3
II. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1. Судебная система в РФ 7
2. История становления арбитражных судов 7
3. Задачи и функции арбитражных судов 11
III. ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД 14
IV. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС 16
1. Арбитражные процессуальные правоотношения 17
2. Нормативно-правовые акты, используемые при рассмотрении споров арбитражными судами Российской Федерации и регулирующие деятельность судов 19
3. Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду 22
V. СТАДИИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА 30
1. Первая стадия — возбуждение производства по делу 30
2. Стадия подготовки материалов к рассмотрению в заседании 33
3. Основная стадия — судебное разбирательство 34
4. Проверка законности и обоснованности решений (определений) арбитражного суда 44
5. Исполнение решения 51
VI. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ55
VII. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 61

Работа состоит из  1 файл

Арбитражный процесс в Российской федерации (63).doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

В законах материально-правового  характера устанавливается, кроме  того, особенности разрешения отдельных  видов споров, рассматриваемых арбитражными судами. К их числу относится, в частности, Закон РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий“ от 19 ноября 1991 г.

В различных законах регулируются иные вопросы, относящиеся к арбитражному судопроизводству, например, связанные с арбитражными расходами — Закон Российской Федерации орт 9 декабря 1991 г. “О государственной пошлине“.

 

В подзаконных актах, выступающих  источниками, также содержатся нормы, регулирующие различные аспекты арбитражного судопроизводства. К из числу относятся: “Инструкция о государственной пошлине“ (издана Государственной налоговой службой РФ 13 марта 1992 г.), Инструкция по применению закона РФ “О государственной пошлине“ (издана государственной налоговой службой РФ 15 мая 1996 г.). Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда не являются источниками, но они имеют исключительно важное значение для совершенствования правоприменительной практики арбитражных судов, обеспечивая ее единообразие на всей территории РФ. Пленум в порядке судебного толкования дает разъяснение по наиболее общим вопросам, так и по вопросам, касающимся особенностей рассмотрения отдельных категорий дел.

3. Подведомственность и подсудность  дел арбитражному суду

Подведомственность

 Под подведомственностью понимают  круг дел, отнесенных законодательством к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов Российской Федерации. Подведомственность тех или иных категорий споров арбитражному суду определяется как собственно арбитражным процессуальным законодательством (ст. 22 АПК РФ), так и правовыми актами материально-правового характера (Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон "О банках и банковской деятельности" и т.д.).

Четко определить подведомственность того или иного спора арбитражному суду возможно лишь опираясь на критерии подведомственности, выработанные и широко использующиеся процессуальной доктриной и практикой. К таким критериям относятся:

а) субъективный состав участников спора;

б) характер спорного правоотношения.

Оба критерия неразрывно связаны между  собой, они должны существовать в единстве — спор будет подведомствен арбитражному суду лишь при их одновременном наличии. Следует, однако, отметить, что на практике доминирующую роль играет первый критерий — субъектный состав. Это объясняется тем, что в ряде случаев использование дел разграничения подведомственности второго критерия представляется затруднительным. Конечно, если речь идет о жилищных или трудовых правоотношениях, сомнений нет — споры, возникающие из указанных правоотношений, рассматриваются судами общий юрисдикции. Однако гражданско-правовые споры, дела, возникающие из административно-правовых отношений, могут рассматриваться и разрешаться как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами — и в этих случаях без обращения к субъектному составу участников спора правильно определить подведомственность практически невозможно.

Далее я хотела бы рассмотреть по порядку эти критерии.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 АПК РФ арбитражный суд рассматривает  споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. Таким образом, для того чтобы спор был подведомствен арбитражному суду, его участниками должны быть юридические лица или граждане-предприниматели. Ели одной из сторон в споре выступает гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, или организация, не являющаяся юридическим лицом, спор, по общему правилу, должен рассматриваться в суде общей юрисдикции, как следует из положений ст. 25 ГПК РФ.

Арбитражному суду подведомственны  дела по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 АПК РФ).

Участниками спора в арбитражном  суде могут быть государственные  органы, органы местного самоуправления и иные органы. Под "иными органами" понимаются органы общественных организаций. Эти органы могут выступать ответчиком по делам о признании недействительными изданных ими актов, которые несоответствуют законодательству и нарушают права организаций и граждан-предпринимателей (ч. 2 ст. 22 АПК РФ). Могут также обращаться как истцы, защищающие интересы государства и общества, по делам о взыскании с организаций и граждан различного рода штрафов.

Арбитражному суду подведомственны  споры с участием организаций и граждан Российской Федерации, а так же иностранных организаций с иностранными инвестициями , международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч. 6 ст. 22 АПК РФ).

Вторым критерием подведомственности споров является характер спорного правоотношения. Выделяется две группы споров: а) экономические споры (споры, возникающие из гражданских правоотношений); б) споры, возникающие в сфере управления.

Новый АПК РФ, основываясь на положениях Конституции РФ, устанавливает, что арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции самим Кодексом и другими федеральными законами.

Часть 2 ст. 22 АПК РФ содержит перечень экономических споров, подведомственных арбитражному суду. Перечень этот является открытым, то есть арбитражному суду подведомственны и иные экономические споры, удовлетворяющие общим критериям подведомственности. К экономическим спорам, в частности, относятся:

 

а) экономические споры, возникающие  из гражданских правоотношений:

  • о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
  • об изменении условий или о расторжении договоров;
  • о неисполнении или ненадлежащем неисполнении обязательств;
  • о признании права собственности;
  • об истребовании собственником или иным законным владельцем имущество из чужого незаконного владения;
  • о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;
  • о возмещении убытков;
  • о защите чести, достоинства и деловой репутации;

б) экономические споры, возникающие из административных правонарушений:

  • о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающим права и законные интересы организаций и граждан;
  • о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;
  • о обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
  • о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;
  • о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

АПК РФ к ведению арбитражного суда отнесено рассмотрение и разрешение "иных", помимо экономических, дел. Их перечень приведен в ч. 3 ст. 22 АПК РФ. К ним, в частности, относятся дела:

  • об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращение прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

Рассматривая вопрос о подведомственности дел арбитражному суду и о разграничении подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции, необходимо упомянуть о правиле "приоритета общесудебной подведомственности". Это закреплено в ст. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ, устанавливает, что при объединении нескольких связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Подведомственность имеет очень  большое практическое значение.

Если дело не является подведомственным арбитражному суду, судье на стадии предъявления иска и возбуждения  производства по делу отказывает в принятии искового заявления (п. 1, 21, ст. 107 АПК РФ); если же неподведомственность дела обнаруживается на стадии судебного разбирательства, арбитражный суд прекращает производство по делу (п. 1, ст. 85 АПК РФ). В более широком плане подведомственность выступает в качестве одной из предпосылок права на предъявление иска в арбитражный суд.

 

Подсудность

Институт подсудности в арбитражном  процессе позволяет распределить дела, подведомственные арбитражным судам, между различными элементами арбитражно-судебной системы. В зависимости от того, какой  критерий кладется в основу такого распределения: уровень арбитражного суда в системе или место (территория) рассмотрения дела — подсудность делится на родовую и территориальную.

Родовая подсудность.

Арбитражное процессуальное законодательство разграничивает предметную компетенцию Высшего Арбитражного Суда РФ и арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Общий принцип разграничения родовой подсудности, закрепленный в ч. 1 ст. 24 АПК РФ, можно определить следующим образом: "все дела, подведомственные арбитражным судам, подсудны арбитражным судам субъектов РФ, за исключением дел, подсудных исключительно Высшему Арбитражному Суду РФ".

Часть 2 ст. 24 АПК РФ определяет круг дел, подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ. Это две группы дел:

  • экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами Российской Федерации;
  • дела о признании недействительными ненормативные акты Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, несоответствующих закону и нарушениях права и законные интересы организаций и граждан.

В отличии от системы судов общей  юрисдикции, где вышестоящий суд  может в принципе по своему усмотрению принять к своему производству и  разрешить любое конкретное дело, подсудное нижестоящему суду и находящемуся в производстве последнего, Высший Арбитражный Суд РФ такими полномочиями по отношению к арбитражным судам субъектов РФ не наделен.

Территориальная подсудность позволяет  разграничить предметную компетенцию арбитражных судов одного уровня в зависимости от места рассмотрения спора.

В соответствии со ст. 25 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения.

Также истцу предоставляется возможность  выбора арбитражного суда, в который будет предъявлен иск (ст. 26 АПК РФ). Истец может выбрать между арбитражным судом по месту нахождения ответчика и другими арбитражными судами. Так, иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту нахождения в Российской Федерации. Иск к ответчику, являющемуся организацией или гражданином РФ и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца или по месту нахождения имущества ответчика. Иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен по месту исполнения договора.

Если в деле участвуют ответчики, находящиеся на территории разных субъектов  РФ, иск к таким ответчикам может  быть предъявлен по выбору истца в арбитражный суд по месту нахождения одного из них.

Статья 29 АПК РФ подчеркивает исключительную подсудность, то есть здесь исключается  возможность выбора истцом подсудности "иной", чем та, которая установлена  арбитражным процессуальным законом для рассмотрения данной категории споров.

Подсудность по связи дел имеет  место в случае тесной связи последних, наличие которой позволяет рассмотреть  все требования в одном процессе. Так, встречный иск предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска. Иски третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, предъявляются по месту рассмотрения спора между первоначальными сторонами.

Специальные правила территориальной  подсудности установлены арбитражным процессуальным законодательством в отношении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и дел о несостоятельности.

Дела  об установлении фактов, имеющих юридическое  значение, рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения заявителя, за исключением дел об установлении факта владения зданием, сооружением, земельным участком, которые рассматриваются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка (ст. 27 АПК РФ). Дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются по месту нахождения должника (ст. 28 АПК РФ).

Договорная подсудность.

Правила о договорной подсудности (ст. 30 АПК РФ) позволяют сторонам по соглашению определять место рассмотрения спора. Однако такое соглашение возможно лишь в отношении общей и альтернативной территориальной подсудности. Исключительная подсудность, специальные правила о подсудности не могут быть изменены соглашением сторон.

Так же АПК регулирует вопросы связанные  с передачей дел из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд.

Информация о работе Арбитражный процесс в Российской Федерации