Арбитражный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:32, дипломная работа

Описание

С 1 июля 1995 г. вступили в силу новые законодательные акты, регулирующие структуру и порядок деятельности арбитражных судов: Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Сделан крупный шаг по проведению судебной реформы в России, совершенствованию судебной системы, в том числе одной из ее ветвей — арбитражных судов.

Содержание

I. ПРЕДИСЛОВИЕ 3
II. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1. Судебная система в РФ 7
2. История становления арбитражных судов 7
3. Задачи и функции арбитражных судов 11
III. ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД 14
IV. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС 16
1. Арбитражные процессуальные правоотношения 17
2. Нормативно-правовые акты, используемые при рассмотрении споров арбитражными судами Российской Федерации и регулирующие деятельность судов 19
3. Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду 22
V. СТАДИИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА 30
1. Первая стадия — возбуждение производства по делу 30
2. Стадия подготовки материалов к рассмотрению в заседании 33
3. Основная стадия — судебное разбирательство 34
4. Проверка законности и обоснованности решений (определений) арбитражного суда 44
5. Исполнение решения 51
VI. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ55
VII. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 61

Работа состоит из  1 файл

Арбитражный процесс в Российской федерации (63).doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

Правило, содержащееся в ч. 3 ст. 117, требует, чтобы начальный процесс  протекал непрерывно, кроме времени, назначенного для отдыха и был  доведен до конца. Согласно ч. 4 данной статьи до принятия решения по делу  или до отложения его рассмотрения арбитражный суд не вправе рассматривать другие дела.

Статья 117 АПК РФ примечательна  не только тем, что в ней сформулированы две новых принципа, но и потому, что здесь впервые четко изложены способы исследования доказательств.

Появление в действующем Кодексе ст.118 обусловлено повышением значимости принципа состязательности в арбитражном судопроизводстве. В нем записано, что заявление и ходатайства лиц, участвующих в деле, об истребовании новых доказательств и его всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешаются арбитражным судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле.

Данное правило обогащает содержание принципа состязательности и расширяет  возможности сторон и других лиц, участвующих в деле, отстаивать правильности своей позиции по конкретному спору.

В кодекс были внесены существенные коррективы по вопросу о возможности рассмотрения споров арбитражным судом при неявке на заседание лиц, участвующих в деле.

При неявке на заседание арбитражного суда истца спор может быть разрешен в его отсутствии (22 ст. 119).

При неявке на заседание истца спор может быть разрешен в его отсутствие только при наличии заявления истца о рассмотрении дела в его отсутствии (ч.3 ст.119). Если такое заявление не было подано, то иск оставляется без рассмотрения в соответствии с п.6 ст.87 АПК РФ.

В силу ч.3 ст.37 АПК РФ стороны могут  окончить дело мировым соглашением в любой стадии процесса. Отсюда и необходимость в правовых нормах, регулирующих порядок оформления и утверждения мирового соглашения. Этим вопросам посвящена ст.121 АПК РФ.

После исследования всех доказательств  председательствующий в судебном заседании выясняет у лиц, участвующих в деле, имеются ли у них дополнительные материалы по делу. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет исследование дела законченным и арбитражный суд удаляется для принятия решения (ст.122).

Статья 123 завершает главу 18 АПК  РФ, которая посвящена протоколу  заседания арбитражного суда. Протокол введен с целью укрепления гарантии прав лиц, участвующих в деле и имеет важное доказательственное значение, поэтому его содержание и форма, порядок составления должны соответствовать требованиям ст. 123 АПК РФ.

В ч. 2 ст.123 АПК РФ записано, что протокол ведет председательствующий в судебном заседании или другой судья состава, рассматривающего дело.

По моему мнению, эта статья осложняет  ход рассмотрения дела. Ведение протокола отвлекает  судью от основной работы по рассмотрению дела. Также ведение протокола председателем затягивает ход процесса. И еще один минус этой статьи в том, что председательствующий не может сосредоточиться только на протоколе, что может повлиять на качество этого важного документа. И поэтому, я считаю целесообразным ввести в арбитражный процесс фигуру секретаря судебного заседания. председательствующий же обязан только подписать его.

Протокол ведется в судебном заседании, а подписан может быть не позднее следующего после заседания дня (ст. 123 АПК РФ). Отсутствие протокола в деле и неподписание его лицами, указанными в ст. 123 — самостоятельное основание к отмене решения арбитражного суда (п.7 ч.3 ст.158 АПК РФ).

Кодекс предоставляет суду право  выносить два вида судебный активов: 1) решение; 2) определение. Этому посвящена гл.17 АПК РФ. В нее по сравнению с АПК РФ 1992 г., введено много новых правил, внесено немало изменений и дополнений. Все они преследуют одну цель — добиться вынесения арбитражным судом законченных и обоснованных решений.

Согласно ст. 124 АПК РФ арбитражный  суд основывает свое решение только на доказательствах, которые были исследованы в заседании. Решение  принимается в отдельной комнате после окончания разбирательства дела в судебном заседании. Во время принятия решения в комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Эта часть статьи обеспечивает принцип независимости судей.

Прежде чем вынести решение  судьи должны оценить доказательства. Выяснить какие доказательства относимы, какие  — неотносимы, какие — допустимы; какие — недопустимы; их достоверность и достаточность.

Оценив доказательства, суд должен окончательно установить круг фактов, имеющих юридическое значение для данного дела, и на основе достоверных доказательств определить, какие из них следует считать установленными, какие — неустановленными.

На основании нормы права, подлежащей применительно при разрешении данного спора, и установленных обстоятельств дела суд определяет права и обязанности участвующих в деле лиц, и только после этого решает, подлежит ли иск удовлетворению. Если суд придет к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению, то должен определить, в какой конкретно части надо иск удовлетворить, а в какой — оставить без удовлетворения.

Согласно ч.2 ст.125 АПК РФ арбитражный  суд, если это необходимо, может возобновить разбирательство дела. Он выносит определение о возобновлении разбирательства дела,  которое оглашается в судебном заседании. При этом разбирательство дела может завершиться оглашением решения, либо разбирательство дела будет отложено в соответствии со ст. 120 АПК РФ. Отложение дела является свидетельством того, что суд убедился, что получить нужную информацию об обстоятельствах дела в данном судебном заседании невозможно.

Решение арбитражный суд выносит  от имени Российской Федерации (ч.1 ст.127 АПК РФ) . Введение этой правовой нормы  обусловлено местом арбитражного суда в системе органов государственной власти Российской Федерации и характером его деятельности — теперь он, как и другие государственные  органы осуществляет правосудие.

Расширение полномочий арбитражного суда при вынесении решения объясняется необходимостью гарантировать реальное его исполнение, укрепить авторитет суда и право взыскателя.

В АПК РФ детально проработан вопрос об особенностях вынесения резолютивной части решения по отдельным категориям дел. Так при принятии решения, связывающего ответчика совершить определенное действие, не связанное с передачей имущества или взысканием денежных сум, арбитражный суд в резолютивной части указывает, кто, когда, в течение какого периода времени обязан эти действия совершить. При необходимости в решении указывается, что если ответчик не исполнит решения, то истец вправе совершить соответствующие действия за счет ответчика со взысканием с него расходов.

Если указанные действия совершаются  только ответчиком, арбитражный суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено (ст. 131 АПК РФ). Резолютивная часть, по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, имеет свою специфику. В решении такого дела должен быть изложен установленный факт (ст.133 АПК РФ), установление факта, имеющего юридическое значение, служит основанием для регистрации такого факта или для оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами.

Огласив резолютивную часть решения, председательствующий должен объявить, когда лица, участвующие в деле могут ознакомиться с мотивированным решением (ч.1. ст.134).

Согласно ч.1 ст. 135 АПК РФ момент вступления решения в законную силу определяется по-разному, в зависимости от, того какой арбитражный суд вынес решение.

Если решение было принять Высшим арбитражным судом Российской Федерации, то оно вступает в законную силу немедленно, то есть с момента его  принятия. Если же решение принято  Арбитражным судом республики в составе Российской Федерации, то момент вступления его в законную силу определяется в зависимости от того, было ли оно обжаловано в апелляционном порядке. В случае подачи жалобы, если решение не отменено, с момента вынесения постановления апелляционной инстанции. Не обжалованные решения вступают в законную силу по истечении срока после их принятия.

Течение срока начинается на следующий  день после принятия арбитражным судом решения по делу.

Правовое  действие вступившего  в законную силу решения арбитражного суда проявляется в следующих правовых последствиях:

  1. неопровержимости;
  2. исключительности;
  3. обязательности;
  4. преюдицициальности;
  5. исполнимости.

Исполнению решения арбитражного суда, в законную силу посвящена ч.2 ст.135 АПК РФ. В ней говорится, что решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу. Из этого правила имеются исключения, предусматривающие немедленное его исполнение (ч. 3 ст. 135). Немедленному исполнению подлежат решения о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также определения об утверждении мирового соглашения.

Закрепленная в ст. 136 АПК РФ правовая норма, регулирующая отношения, возникающие при обеспечении исполнения решения, введена впервые с целью закрепления гарантий реального исполнения решения. Она определяет, кто может ставить вопрос о принятии мер по обеспечению решения, кем и в каком порядке он рассматривается.

Заявление об обеспечении исполнения решений может быть подано лицами, участвующими в деле, как до, так и после вступления решения в законную силу.

Статья 138 АПК РФ посвящена дополнительному  решению. Здесь введены новые основания и порядок принятия дополнительного решения.

В главе 18 АПК РФ обособлены правовые нормы, регулирующие содержание и порядок вынесения арбитражным судом определений. Выделяется две группы: а) определения, которые выносятся судом в виде отдельного акта; б) определения, которые обеспечиваются устно и заносятся в протокол судебного заседания (ст. 140).

К первой группе относятся определения  об отложении рассмотрения дела, приостановлении, прекращении производства по делу, оставление иска без рассмотрения. Для вынесения такого определения суд должен удалиться в отдельную комнату, излагаться в письменной форме, подписываться всеми судьями и оглашается в судебном заседании. Определение может быть обжаловано и это также должно быть указано в нем.

В ч. 3 ст. 140 сформулировано правило, предоставляющее  арбитражному суду выносить определения без оформления их в виде отдельного акта. Они выносятся только по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства. Они объявляются председательствующим устно и заносятся в протокол судебного заседания.

Определения, выносимые устно, без  оформления в виде отдельного акта, обжалованию не подлежат.

4. Проверка законности и обоснованности  решений (определений) арбитражного  суда

Впервые в арбитражном процессе новым законодательством предусмотрена стадия проверки законности и обоснованности решений (определений) арбитражного суда в суде апелляционной инстанции (гл. 20 АПК). Ранее в деятельности государственного арбитража и арбитражных судов такой стадии не  существовало и решения пересматривались только в порядке надзора. В новом Арбитражно-процессуальном кодексе существуют четыре самостоятельных института по пересмотру решений: 1) производство в апелляционной инстанции; 2) производство в кассационной инстанции; 3) производство в порядке надзора; 4) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступившихся в законную силу.

Каждый институт является самостоятельным структурным подразделением арбитражного процессуального права, имеет свою целевую направленность, предмет регулирования и обособлен в отдельной главе АПК РФ.

Вместе с тем все они регулируют процессуальные отношения, имеющие ряд общих существенных признаков: а) процессуальные отношения предназначены здесь в основном для проверки правильности актов арбитражного суда; б) отмена или изменение судебных актов может иметь место только в случаях, прямо указанных в законе; в) проверять судебные акты вправе только те судьи, которые уполномочены на это законом; г) при проверке судебных актов могут присутствовать лица, участвующие в деле.

В новом Кодексе кассационное производство, предназначенное по ранее действующему законодательству для проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений арбитражного суда первой инстанции, заменено производством в апелляционной инстанции (гл. 20).

Арбитражный суд апелляционной  инстанции, установив, что не вступившее в законную силу решение является необоснованным либо незаконным, обязан сам, не передавая дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, исследовать вновь представленные доказательства, оценить их совокупность с имеющимися в деле, и с учетом установленных им обстоятельств вынести новое решение. Учитывая, что судебные составы, рассматривающие дела в апелляционной инстанции, находится в тех же арбитражных судах, что и составы, рассматривающие дела по первой инстанции, законодатель посчитал нецелесообразным и неоправданным с точки зрения судебной этики предоставлять суду апелляционной инстанции право возвращать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Такая конструкция института апелляционного производства позволяет оперативно и при меньших издержках средств и труда рассматривать и разрешать дела, "не гоняя" их из одной инстанции в другую.

Для решения задач, поставленных законом  перед апелляционной инстанцией, она наделена соответствующими полномочиями. Деятельность суда апелляционной инстанции в АПК РФ урегулирована полно и подробно: определены лица, имеющие право на подачу, основания для возвращения жалобы без рассмотрения и порядок рассмотрения жалобы и др.

Институт "Производство в кассационной инстанции", закрепленный в гл. 21 АПК РФ, введен в Кодекс впервые, его нормы регулируют совершенно новые, неизвестные ранее арбитражному судопроизводству отношения, образующие самостоятельную стадию арбитражного процесса.

Как самостоятельная и новая  стадия процесса производство в кассационной инстанции имеет свои цели, объект, субъективный состав, свои предпосылки возникновения и содержание.

Главными задачами производства в  кассационной инстанции являются проверка законности решений арбитражного суда, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, а также создание надежных гарантий защиты прав в арбитражном процессе.

Информация о работе Арбитражный процесс в Российской Федерации