Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:28, реферат
В дальнейшем с развитием торговых отношений в России все больше возрастала необходимость в специализированных судах, в компетенцию которых входило рассмотрение торговых споров. Ст. 5 и 6 «Рукописания князя Всеволода» подчеркивали независимость этого суда от посадника. Только в случае совершения преступления, в котором были замешаны новгородские и иностранные купцы, суд по делу осуществлял посадник совместно с тысяцким и купеческими старостами.
Министерство по образованию российской федерации
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
Тюменского государственного университета
Гуманитарного института
Отделение НПО/СПО
Реферат на тему: «История арбитражного процесса в России»
Выполнила: студентка
группы ДЗт-10-11-1
Водопьянова В.
.
Созданию в России современной
системы арбитражных судов, специализирующихся
на рассмотрении экономических споров,
предшествовали не только период организации
и деятельности государственного и
ведомственного арбитража, как это
может показаться на первый взгляд,
но и столетия реформирования дореволюционного
российского судоустройства, свидетельствующие
о наличии у
История современных российских арбитражных судов начинается во времена Киевской Руси: первые упоминания об особых судах для торгового сословия относятся к Уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславовича, данной в 1135 г. церкви Святого Иоанна Предтечи на Опоках: «…управляти всякие дела Иванская и торговая и гостиная и суд торговый».
В дальнейшем с развитием торговых отношений в России все больше возрастала необходимость в специализированных судах, в компетенцию которых входило рассмотрение торговых споров. Ст. 5 и 6 «Рукописания князя Всеволода» подчеркивали независимость этого суда от посадника. Только в случае совершения преступления, в котором были замешаны новгородские и иностранные купцы, суд по делу осуществлял посадник совместно с тысяцким и купеческими старостами.
В правовой литературе также
отмечалось, что юрисдикция данного
суда, смешанного с немецкими представителями,
распространялась также и на споры
между новгородскими и
Механизм экономического правосудия получил свое дальнейшее развитие в Судебнике 1550 г. Этот документ регулировал судебное разрешение споров холоповладельцев о принадлежности холопов; содержал нормы гражданского судопроизводства по делам, связанным с землевладением, среди которых особое место занимало право выкупа родовых вотчин (ст. 85); подробно регулировал основания для потери права выкупа вотчины, оформления купчих, закладных, обмена родовых владений и др.; содержал статью об ответственности сторон при совершении торговой сделки (ст. 93) и о заключении договоров купли-продажи лошадей (ст. 94–96); решал вопрос о долевой и солидарной ответственности (ст. 20, 21); определял систему доказательств в гражданских спорах, например, разрешал использовать свидетельские показания при отсутствии у истца долговой расписки по заемному обязательству (ст. 15); регулировал порядок рассмотрения споров между иностранцами и жителями Русского государства. Следующим важным этапом развития судоустройства и судопроизводства в России стало принятие в 1649 г. Соборного уложения, ряд глав в котором был посвящен вопросам государственного права, и одна («О суде») – вопросам судопроизводства.
Кроме того, попытка создания специального суда для купечества была предпринята царем Алексеем Михайловичем, который в 1667 г. постановил «выдать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать». Особые таможенные суды (например, в г. Архангельске и др.), состоящие из «лучших торговых людей», как и специальный судебный приказ по торговым делам, были утверждены по Новоторговому уставу в 1667 г. и действовали до принятия Таможенного устава 1727 г. Так, в ст. 2 Новоторгового устава говорилось об учреждении при Архангельской таможне особого суда: «Всякую полную расправу у города Архангельского в торговых делах русским людям и иноземцам чинить в таможне гостю со товарищами». А в силу ст. 1 воеводам запрещалось вмешиваться в «таможенные торговые и всякие дела» «гостя со товарищами», чтобы «великого государя казне в сборах порухи не было». Впоследствии такие таможенные суды были образованы и при других таможнях. А поскольку в то время таможни были не только пограничные, но и внутренние, то такие суды возникли и в Москве, и в других городах. Таким образом, Новоторговый устав 1667 г. инициировал создание таможенных судов, которые продолжали действовать и в XVIII в.
Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре I на фоне создания первых городских сословных судов. В 1699 г. в г. Москве была учреждена Бурмистрская палата, обладавшая торговой юрисдикцией, в 1719 г. создана Коммерц-коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами, а с 1721 г. появился Главный магистрат, судивший торговые дела, к которым относились также налоговые, таможенные и другие дела. В этот период магистратам были подсудны купцы и ремесленники по всем гражданским и уголовным делам, кроме «великих государственных преступлений».
Важнейшим шагом в истории
торгового судопроизводства стал Указ
от 14 мая 1832 г., учредивший коммерческие
суды с особой компетенцией, просуществовавшие
до 1917 г. Коммерческие суды рассматривали
торговые и вексельные дела, дела о
несостоятельности. Их организация
и деятельность регламентировались
Уставом торгового
Любопытна мотивировка издания Указа об учреждении коммерческих судов: «…Опыт показал, что в городах обширную торговлю отправляющих, многосложные торговые споры, возрастая ежегодно по мере ее распространения, от слияния их в одних местах со множеством других дел часто подвергались значительным затруднениям. Неудобства, от сего происходящие, часто были отвращаемы учреждением особых судов, под именем коммерческих, в некоторых городах торговых, как то: в Одессе, Таганроге, Архангельске и других».
Важным представляется и
правило, по которому «ведомство каждого
коммерческого суда простирается не
далее того города, в котором он
учрежден, и уезда одного, разве
при самом учреждении суда или
впоследствии к нему будут приписаны
другие смежные города и уезды. Но
подсудность по делам, подлежащим ведомству
суда, распространяется как на жительствующих
в том городе и уездах, так равно
и на временно пребывающих в оные.
Сверх всего подсудность
Судебная реформа 1864 г. не
коснулась организации
Как отмечают исследователи,
судьи Московского
Дальнейшая динамика развития механизмов разрешения экономических споров в России причудлива и прерывиста; материально-правовая основа организации и процессуально-процедурная основа их деятельности временами были экзотичны. Параллельно существовали и государственные, и общественно-третейские судебные органы. Данная особенность наиболее ярко проявляется при анализе «постреволюционной эволюции» организационно-правового механизма разрешения экономических споров в контексте законодательно регулируемых норм.
В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления.
Однако с развитием
хозяйственных отношений
Переход к НЭПу потребовал отказа от административного способа разрешения хозяйственных споров, уже тогда громоздкого, неэффективного и не знавшего процессуального оформления. В 1920-х гг., в период новой экономической политики, в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями. Арбитражные комиссии были образованы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г.
Члены арбитражных комиссий в этот период в основном назначались на должность теми органами, при которых комиссия состояла; дела рассматривались коллегиально — председательствующим на заседании и двумя членами (юристом и хозяйственником); споры разбирались в порядке, близком к правилам гражданского судопроизводства, с некоторыми особенностями. Процессуальную основу своей работы комиссии получили с утверждением СТО 14 марта 1923 г. Правил производства дел в арбитражных комиссиях. Надзор осуществлялся в следующем порядке: решения местных арбитражных комиссий можно было обжаловать в высшую арбитражную комиссию при экономическом совещании союзной республики, решение последней - в Высшую арбитражную комиссию при СТО СССР, а ее решения могли быть отменены Верховным Судом СССР, причем наркомат и прокуратура также обладали правом надзора за деятельностью арбитражных комиссий.
В связи с переходом
на административные методы регулирования
хозяйственных отношений
В юридической литературе
ликвидация арбитражных комиссий объясняется
неоправданностью их двойственной правовой
природы (по характеру деятельности
они напоминали суды, однако подчинялись
органам управления народным хозяйством)
их слишком широких полномочий. Между
тем предложения о ликвидации
арбитражных комиссий обосновывались
нежелательностью существования двух
различных порядков правоохранительной
деятельности, целесообразностью разрешать
организационно-хозяйственные
Общие суды были не в состоянии
справиться с возложенной на них
задачей из-за слабого знания специфики
хозяйственных споров, отсутствия возможностей
оперативного разрешения заявленных требований.
Это обусловливало
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298 утверждено Положение о Государственном арбитраже. Оно определило организационное построение органов государственного арбитража в СССР; регламентировало важнейшие вопросы деятельности органов арбитража по разрешению споров, осуществлению надзора за законностью и обоснованностью их решений, исполнению решений и предупреждению хозяйственных правонарушений.
Государственные арбитражи
в СССР создавались в форме
союзно-республиканской
Работа ведомственного арбитража строилась на тех же основаниях, что и работа государственного арбитража. Эти арбитражи создавались при министерствах и ведомствах (центральных учреждениях, кооперативных центрах) для разрешения хозяйственных споров между подведомственными данным органам предприятиями, организациями и учреждениями. Ведомственные арбитражи обычно образовывались как часть аппарата указанных органов. Каждый из этих арбитражей был подчинен только тому органу государственного управления, при котором он состоял и под чьим непосредственным руководством работал.
В течение шестидесятилетней
истории существования
В августе 1970 г. Совет Министров
СССР принял Постановление «О повышении
роли органов Государственного арбитража
и арбитражей министерств и ведомств
в народном хозяйстве», согласно которому
арбитраж должен был содействовать
повышению эффективности