История арбитражного процесса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:28, реферат

Описание

В дальнейшем с развитием торговых отношений в России все больше возрастала необходимость в специализированных судах, в компетенцию которых входило рассмотрение торговых споров. Ст. 5 и 6 «Рукописания князя Всеволода» подчеркивали независимость этого суда от посадника. Только в случае совершения преступления, в котором были замешаны новгородские и иностранные купцы, суд по делу осуществлял посадник совместно с тысяцким и купеческими старостами.

Работа состоит из  1 файл

История создания арбитражного суда.docx

— 33.15 Кб (Скачать документ)

До 1974 г. нижестоящие арбитражи  не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т.е. система  была несоподчиненной. 17 января 1974 г. Госарбитраж  СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. 

Последний этап развития Госарбитража связан с принятием законодательства о нем после Конституции СССР 1977 г. Арбитраж признавался органом государства, статус которого определялся Конституцией СССР.

Организация и порядок  деятельности органов Государственного арбитража впервые закреплялись Законом «О Государственном арбитраже  в СССР», принятым Верховным Советом  СССР 30 ноября 1979 г. На основе этого  законодательства были приняты Положения  о Государственном арбитраже  при Совете Министров СССР и Правила  рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. В Российской Федерации Государственный арбитраж руководствовался в своей деятельности Положением об органах Государственного арбитража, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г. 

Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления  Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном  суде» записано: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях».

Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и  сохраняли полномочия до избрания арбитражных  судов в соответствии с Законом  РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 г., с изменениями  и дополнениями, внесенными Законом  РФ от 24 июня 1992 г. 

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования  нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами  и методами, которые применялись  в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. 

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции  РФ, формирование нового гражданского законодательства, а также опыт функционирования арбитражных судов в качестве органов правосудия, в том числе  отрицательный, определили необходимость  реформирования системы арбитражных  судов. С учетом этого Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации подготовил проекты Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах  в Российской Федерации» и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С 1 июля 1995 г. эти законодательные  акты вступили в силу, чем было положено начало новому этапу в становлении  арбитражных судов, призванных осуществлять судебную власть в экономической  сфере. 

Произошло формирование 10 федеральных  судебных округов, в каждом из которых  начал действовать окружной арбитражный  суд, осуществляющий проверку судебных актов в кассационном порядке. Арбитражные  суды в субъектах Российской Федерации  утратили полномочия судов кассационной инстанции, но при этом были наделены функциями судов апелляционной  инстанции. 

Компетенция арбитражных  судов была расширена за счет отнесения  к их подведомственности споров с  участием иностранных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Последнее обстоятельство налагает на систему арбитражных судов  особую ответственность за качество осуществляемого правосудия, поскольку  надежная правовая защита предпринимательской  деятельности рассматривается как  одно из необходимых условий успешной интеграции российской экономики в  мировую и межрегиональные экономические  структуры. 

К 1996 г. в стране действовали 82 арбитражных суда субъектов Российской Федерации, 10 Федеральных арбитражных  судов и Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации. В 14 арбитражных  судах был начат эксперимент  по привлечению к рассмотрению дел  арбитражных заседателей из числа  лиц, имеющих опыт и знания в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

В целях повышения эффективности  деятельности арбитражных судов 18 сентября 1997 г. была утверждена Программа повышения  эффективности деятельности арбитражных  судов в Российской Федерации  в 1997 – 2000 гг. и план ее реализации. Стратегическая цель данной Программы состояла в  достижении арбитражным судом такой  степени эффективности своей  деятельности, которая позволила  бы им окончательно утвердиться в  качестве специализированных судов, образующих самостоятельную ветвь судебной власти в России и предоставляющих  на уровне общепринятых мировых стандартов правовую защиту субъектам предпринимательской  деятельности, в том числе иностранным  лицам. 

Концепция повышения эффективности  деятельности арбитражных судов  опиралась в основном на внутрисистемные  резервы, на человеческий фактор, который, в конечном счете, в любом деле оказывается решающим. 

Как отмечалось, «от каждого  судьи и специалиста системы  арбитражных судов ожидается  осознание того, что он работает именно в системе, которая является не простой суммой составляющих её судов, а единым целым. Сложно организованная иерархическая система нуждается в четких внутренних связях, обеспечивающих достижение общей цели. Применительно к системе арбитражных судов это касается связей и между различными ее звеньями (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - федеральные арбитражные суды округов - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), и между различными инстанциями (первая инстанция - апелляционная инстанция - кассационная инстанция - надзорная инстанция), и между различными элементами внутри арбитражных судов (например, судебная коллегия - аппарат арбитражного суда)».  

Формирование судебных округов  создало условия для укрепления независимости арбитражных судов  от корпоративных, узкопрофессиональных интересов, возможного влияния «административного ресурса». Границы судебных округов  совпали с делением основных экономических  районов России, что подчеркивало статус арбитражных судов как  специализированных - рассматривающих  споры, возникающие в процессе осуществления  предпринимательской и иной экономической  деятельности. Кроме того, введение апелляционного производства обеспечило дополнительные процессуальные гарантии для лиц, участвующих в деле. 

Данная тенденция получила развитие при формировании нового звена  арбитражной системы - арбитражных  апелляционных судов. В соответствии с действующим Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 2002 г. и Федеральным конституционным законом от 04 июля 2003 г. №4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» был запущен процесс создания системы 20 арбитражных апелляционных судов - в каждом судебном округе по два апелляционных суда. 

Создание судов апелляционной  инстанции фактически завершило  глобальное формирование системы арбитражных  судов в Российской Федерации, отвечающей требованиям обеспечения эффективности  и доступности правосудия.

Тем не менее, эволюция арбитражной  системы не прекращается – яркий  пример тому – принятие Федерального конституционного закона от 06.12.2011 №4-ФКЗ  «О внесении изменений в Федеральный  конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и  Федеральный конституционный закон  «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием  в системе арбитражных судов  Суда по интеллектуальным правам», предусматривающего создание нового специализированного  арбитражного суда – суда по интеллектуальным правам. 

Таким образом, образование  арбитражных судов как хозяйственных  органов отражает процесс становления  в России независимой судебной власти. За относительно небольшой период современной  истории сформировалась и развилась  система арбитражных судов, правовые основы которой получили подтверждение  в Конституции России и федеральных  конституционных законах. 

 

 

Список литературы.

Сайты: http://www.pravoteka.ru

http://ru.wikipedia.org

http://www.tambov.arbitr.ru/about/istorija_sozdanija

Тюмень  2013

 


Информация о работе История арбитражного процесса в России