Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:36, реферат
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что сегодня невозможно рассматривать национальное трудовое право в отрыве от общемировых закономерностей и тенденций, игнорируя зарубежный опыт и международно-правовое регулирование труда, а также тем, что Россия обязана приводить свое трудовое законодательство в соответствие с международными стандартами труда.
Введение
Глава 1. Основные положения о международно-правовом регулировании труда
1.1 Понятие, предмет и метод международно-правового регулирования трудовых правоотношений___________________________________________ 5
1.2 Принципы международного трудового права_________________________9
1.3 Субъекты международно-правового регулирования труда______________12
1.4 Понятие и классификация источников международного трудового права_16
Глава 2. Системы обеспечения реализации, надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда
2.1 Системы обеспечения реализации международных стандартов труда_____21
2.2 Надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда___ 23
Заключениелотло
Список литературы
Однако, наибольшее значение, как мне кажется, в системе источников международного трудового права имеют акты принимаемые Международной организацией труда. Согласно Уставу Международной организации труда одно из главных направлений деятельности этой организации - нормотворчество, то есть создание международных трудовых стандартов. Нормотворческая деятельность Международной организации труда заключается главным образом в принятии конвенций и рекомендаций.
Конвенции и рекомендации
Международной организации
В случае ратификации конвенции государство обязано принять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в Международную организацию труда доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязательство информировать по запросам Административного совета Международной организации труда о состоянии национального законодательства и практики в отношении не ратифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается предпринять для придания ей силы.
Рекомендация не является международным договором и не требует ратификации. Вместе с тем, не могу не согласиться с Шумиловым О.В., было бы неверным недооценивать значение и определенную юридическую силу рекомендаций. Она представляет собой обращенное к государствам пожелание, предложение ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Более того, как отмечает Ершова Е.А., рекомендация детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенции, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании международных норм.[24.,с.154]
Обобщая сказанное, хочется лишний раз подчеркнуть, что законодательная деятельность международных организаций оказывает серьезное влияние на национальные правовые системы, на их содержание и функционирование. И потому особенное значение сегодня приобретает применение и толкование норм международных организаций судебными и иными правоприменительными органами Российской Федерации.
Глава 2. Системы обеспечения реализации, надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда
2.1 Системы обеспечения
реализации международных
Невозможно переоценить важность средств обеспечения реализации нормы, так как при их отсутствии любое правовое предписание остается лишь на бумаге и нормотворческая работа теряет всякий смысл. Международно-правовое регулирование трудовых правоотношений так же немыслимо без системы реализации международных стандартов.
Как отмечает Черняева Д.В,
средства реализации норм международного
трудового права можно
На внутригосударственном уровне принятие мер по реализации международных стандартов возлагается на орган власти конкретного государства как субъекта международно-правовых отношений, как правило, это административные и судебные органы, наделенные полномочиями налагать меры ответственности на нарушителей тех или иных норм о труде, в том числе и признанных международных трудовых стандартов. Не могу не согласиться, что более эффективным является то, когда в отдельных странах нормы внутригосударственного законодательства содержат определенные инструменты обеспечения реализации международных трудовых норм, например предоставление определенных льгот. Таким образом государство дополнительно способствует воплощению международных трудовых стандартов на своей территории.[13.,с.37]
Межгосударственный уровень обеспечения реализации международных трудовых стандартов преимущественно осуществляется либо в рамках деятельности международных межгосударственных сообществ с помощью специальных процедур, предусмотренных уставными и иными документами таких сообществ, либо непосредственно самими государствами на основании соответствующих положений двусторонних или многосторонних международных межгосударственных договоров.[22.,с.111]
Одним из наиболее известных примеров такой системы обеспечения реализации международных стандартов труда Иванов С.А. называет механизм, реализованный Советом Европы применительно к положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. При нарушении данной Конвенции каким-либо из ратифицировавших ее государств пострадавшая сторона может обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека, решения которого обязательны для таких стран. Кроме того, данные решения поддерживаются системой особого контроля за их исполнением со стороны Комитета министров Совета Европы.[13.,с.37]
Одним из интересных случаев межгосударственной системы обеспечения реализации трудовых стандартов является система с использованием принудительных механизмов Всемирной торговой организации.
Так с включением основополагающих международных трудовых стандартов в торговые соглашения ответственность за их нарушения должна стать весьма ощутимой. Нарушителю придется либо менять свою практику или даже законодательство в соответствии с требованиями таких стандартов, либо терпеть серьезные убытки от введенных против него торговых санкций и штрафных выплат.
Как отмечает Черняева Д.В. по этому поводу, расширение процессов глобализации и развитие свободной торговли позволили бы создать новые рабочие места, перераспределить рабочую силу и постепенно выровнять трудовые стандарты во всем мире естественным путем. Хотя существует и другая точка зрения. В 1999 г. в своем обращении к участникам Конференции Международной конфедерации свободных профсоюзов генеральный директор ВТО Майк Мур отметил, что не принудительные механизмы, а именно экономическое положение отдельных стран является главным фактором недостаточно высоких условий труда, поэтому ограничения, реализуемые через международные торговые институты, способны только ухудшить положение.[22..с.113]
Так или иначе, но одно можно сказать точно, существующие системы реализации международных стандартов труда требуют еще большего совершенствования и развития за счет создания новых механизмов регулирования трудовых правоотношений. Такая необходимость обусловлена, прежде всего, глобализация социальной жизни и мировой экономики, что в свою очередь повышает роль международных стандартов труда.
2.2 Надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда
Как уже не раз отмечалось, Российская Федерация является членом ряда международных организаций. Это обстоятельство делает обязательным для исполнения нашей страной определенный круг документов. В свою очередь, указанные организации, будучи заинтересованными в реализации установленных ими стандартов, разрабатывают комплекс мер по контролю и надзору за соблюдением норм международно-правовых актов.
Одним из самых значимых субъектов международного нормотворчества в сфере трудовых правоотношений, безусловно, является Международная организация труда.
В соответствии со ст. 22 Устава Международной организации труда, каждое государство - член Международной организации труда обязано представлять периодические Доклады Международному бюро труда относительно принятых им мер для применения конвенций, к которым оно присоединилось. Эти доклады должны представляться в такой форме и содержать такие сведения, как того потребует Административный совет. Как указывается в ч. 2 ст. 23, па2 Устава, Генеральный директор Международного бюро труда представляет на ближайшей сессии Конференции резюме присланных ему отчетов и докладов Там же;. При этом, важно то, что подробного отражения в отчете требуют все решения судебных и административных органов, существенные для применения положений данной конвенции в данной стране, а также общее описание прикладных способов их применения, включая число нарушений, извлечения из отчетности государственных контрольно-надзорных органов. Таким образом, создается четкая картина реального воплощения тех или иных положений международно-правового акта.[2]
В рамках Международной организации труда действует несколько органов, осуществляющих рассмотрение жалоб и заявлений в отношении исполнения государствами актов МОТ. Исходя из положений устава таковыми являются Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций (Комитет экспертов) и Комитет по применению международных трудовых стандартов Международной конференции труда (Комитет Конференции). Как замечают Лютов Н.Л. и Морозов П.Е., главным средством воздействия Комитетов на государства, допускающие нарушения международных трудовых стандартов - это привлечение международного внимания к факту нарушения. Однако, можно предположить, что распространенность этого средства обусловлена его достаточной действенностью, ибо в арсенале Комитетов имеются и более жесткие санкции. Например, согласно ст.33 Устава Международной организации труда Административный Совет может предложить Mеждународная конференция труда предпринять меры, которые он сочтет целесообразными в случае, если член Международной организации труда не выполнит в установленный срок рекомендации, которые могут содержаться в докладе контрольных органов Международной организации труда .[17.,с.106]
Существуют также специальные
контрольные процедуры в рамках
Международной организации
Помимо представления, в соответствии со ст. 26 Устава Международной организации труда, возможна также подача жалобы на государство в связи с несоблюдением ратифицированной им конвенции. В таком случае создается специальная Комиссия по расследованию жалобы, которая готовит доклад с заключениями и рекомендациями о мерах по удовлетворению жалобы.[2]
Помимо указанных механизмов, существуют специальные процедуры, касающиеся соблюдения государствами - участниками Международной организации труда Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 1977 г., а также Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998г. Обе Декларации носят рекомендательный характер, но МОТ, тем не менее, осуществляет наблюдение за соблюдением изложенных в них принципов государствами - членами Международной организации труда на добровольной основе.
Помимо актов Международной организации труда, как уже отмечалось выше, Российская Федерация, будучи членом Совета Европы, ратифицировала в 2009 г. Европейскую социальную хартию (пересмотренную), в отношении которой предусматривается специальный порядок контроля за исполнением. Контрольный механизм Европейской социальной хартии включает регулярные доклады стран-участниц Генеральному секретарю Совета Европы относительно принятых и непринятых положений. Также как и в случае с конвенциями Международной организации труда, с содержанием докладов должны быть ознакомлены представительные организации работников и работодателей. [22.,с.106]
Процедура рассмотрения жалоб о применении Хартии предусматривается специальным Дополнительным протоколом к Хартии, вступившим в силу в 1998 г. Жалобы могут подаваться международными и национальными организациями работников и работодателей, а также неправительственными организациями. Этот протокол не ратифицирован Россией, поэтому такие жалобы в отношении России официально рассматриваться не будут.
Из контрольных механизмов в рамках СНГ следует отметить Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств, расположенную в Минске, которая осуществляет контроль за соблюдением Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека. Комиссия рассматривает индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанным с нарушениями прав человека. При этом Комиссия вправе принимать решения обязательные для сторон.[5]
В итоге можно сделать вывод, что в общем случае международные межгосударственные сообщества наделяются правом осуществлять инспекционные проверки соблюдения международных стандартов в области прав человека либо направлять наблюдателей для контроля и надзора за соблюдением таких стандартов, а так же производить контроль по средствам разрешения жалоб и предложений.
Заключение
Таким образом, на основании всего выше изложенного можно сделать определенные выводы.
Во-первых, в настоящее время в условиях непрерывного процесса глобализации экономики, особенную актуальность и ценность представляет процесс международно-правового регулирования труда, то есть регулирования условий труда работников и защиты их прав посредством международно-правовых актов. При этом систематизации и унификации национального трудового законодательства имеет своей целью предотвращение снижения достигнутого уровня правовых гарантий, что так же имеет особое значение для нашего государства. Необходима еще большая активизации правотворческой деятельности законодателя, что, в свою очередь, будет способствовать интеграции России в правовую систему цивилизованного мира.
Информация о работе Международно-правового регулирования труда