Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:02, контрольная работа
Раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, изобличение виновных лиц, возмещение вреда причиненного преступлением, определяются тем, насколько тактически грамотно и законно проведено расследование. Успех в борьбе с преступностью во многом зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых по праву центральное место занимает допрос.
Введение.
1.Понятие и предмет допроса несовершеннолетних свидетелей.
2.Планирование допроса несовершеннолетних свидетелей.
3.Изучение данных о личности несовершеннолетнего допрашиваемого свидетеля
4.Установление психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым свидетелем.
5.Тактические приемы допроса несовершеннолетних свидетелей.
6.Общие условия допроса несовершеннолетних свидетелей на следствии.
7.Общие условие допроса в процессе очной ставки .
8.Допрос несовершеннолетних свидетелей в судебном разбира
Предмет допроса несовершеннолетних может включать в себя следующие обстоятельства: а) события преступления; б) виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления; в) данные, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; г) характер и размер ущерба причиненного преступлением; д) причины и условия, способствующие совершению преступления.
Перечисленные обстоятельства, входящие в предмет доказывания, в ряде случаев находят свое отражение в предмете допроса несовершеннолетних.
Дополнительными обстоятельствами, установление которых необходимо, для правильного решения уголовного дела с участием несовершеннолетних, являются:
1.
2.
3.
Перечисленные обстоятельства могут быть выяснены путем допросов несовершеннолетних свидетелей и их родителей и иных законных представителей, педагогов и других лиц, а также при помощи собранных по делу документов (характеристик, справок). Ценная информация об условиях жизни и воспитания об обстоятельствах, отрицательно влиявших на воспитание несовершеннолетнего, о наличии взрослых подстрекателей и других лиц, вовлекших несовершеннолетнего в преступную деятельность может быть получена от самого несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.
Наиболее тесным образом условия жизни и воспитания несовершеннолетнего связаны с обстоятельствами, отрицательно влиявшими на его воспитание. Следователь должен особое внимание обратить на обстоятельства связанные со следующими моментами: 1) недостатками воспитания в семье, в школе; 2) в организации досуга несовершеннолетнего; 3) недостатками в работе органов, на которые непосредственно возлагаются предупреждение и борьба с преступностью несовершеннолетних. Данные обстоятельства могут быть выяснены в процессе допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц. Поэтому такие обстоятельства подлежат включению в предмет их допроса.
Важные сведения можно получить от несовершеннолетних свидетелей, из ближайшего окружения подозреваемого, обвиняемого. Например, от них можно узнать взаимоотношения допрашиваемого и обвиняемого (подозреваемого), употреблял ли обвиняемый (подозреваемый) алкогольные напитки, что делал он в состоянии опьянения, как обвиняемый (подозреваемый) проводил свободное время, каков его характер, чем увлекается, его отношение к семье, почему по мнению допрашиваемого, обвиняемый (подозреваемый) совершил преступление.
Таким образом, все обстоятельства, по поводу которых может быть допрошен несовершеннолетний, подлежат включению в предмет допроса несовершеннолетних.
Следователь определяет предмет допроса несовершеннолетних при подготовке его проведению. Конкретное свое выражение предмет допроса находит в плане допроса несовершеннолетних в виде перечня обстоятельств, подлежащих выяснению.
Важным этапом подготовки к допросу несовершеннолетних является планирование. Планирование – это синтез интеллектуальной деятельности следователя, связанной с решением мыслительных задач, имеющих своей целью получение необходимых сведений, способствующих установлению объективной истины по делу.
При планировании следователь прогнозирует поведение несовершеннолетнего на допросе, а также возможность возникновения различных ситуаций допроса и их изменение в течение его производств. Планируя допрос, необходимо прогнозировать возможные реакции несовершеннолетнего на тот или иное доказательство, изменения линии поведения следователя по ходу допроса. Сложность прогнозирования поведения несовершеннолетних и занимаемой им позиции на допросе определяется их психологическими особенностями, что связано в ряде случаев, с неадекватностью принимаемых ими решений и действий.
Прогностическая деятельность следователя имеет вероятностный характер и обусловлена неполнотой информации, относящейся к механизму совершенного преступления, личности допрашиваемого, кругу обстоятельств, которые могут быть ему известны. Прогнозирование всегда содержит возможность «неучтенного варианта», но позволяющего следователю ограничить свои усилия только строго предполагаемым ходом событий.
План допроса является гибкой, подвижной программой, предусматривающей наиболее целесообразные тактические приемы. План проведения допроса носит разовый характер, охватывает небольшой период времени и в сущности является составной частью плана расследования по конкретному уголовному делу.
В.Е.Коновалова по целевому назначению классифицирует вопросы на: а) основные; б) дополняющие; в) уточняющие; г) напоминающие; д) контрольные. Зависимость ответов допрашиваемого от характера вопросов следователя тем больше, чем ниже уровень развития речевых навыков у несовершеннолетнего допрашиваемого. Юридическими науками и следственной практикой выработаны требования, предъявляемые к вопросам, которые формулирует следователь. Формулируя вопросы несовершеннолетнему допрашиваемому А.А.Закатов рекомендует соблюдение следующих требований: 1) вопрос должен быть составлен в выражениях, понятных несовершеннолетнему, соответствовать уровню его развития и образования; 2) он должен быть конкретным, касающимся какого либо одного обстоятельства, лаконичным и не допускающим , двусмысленного толкования; 3) необходимо избегать вопросов, на которые возможен предположительный ответ; 4) вопрос должен пробуждать в допрашиваемом подростке инициативу, самостоятельную мысль и не предопределяет односложного ответа ( типа «да», «нет», «может», «не может», «конечно» и т.п.); 5) в вопрос нельзя включать информацию, которую несовершеннолетний может использовать для ответа; 6) следует заранее продумать, в какой последовательности будут выясняться вопросы, чтобы один вопрос вытекал из другого, а весь допрос имел ясную логическую структуру; 7) вопросы нужно задавать в прямой форме и точно, чтобы несовершеннолетний допрашиваемый не терялся в догадках.
Подготовка к допросу несовершеннолетних предполагает изучение социально психологической характеристики несовершеннолетнего допрашиваемого, его характера, темперамента, уровня развития интеллекта, образа мышления, образа жизни, воспитания в семье и другое. Изучение личности несовершеннолетнего на этапе подготовки к допросу позволяет избрать момент допроса, определить последовательность допроса нескольких свидетелей или обвиняемых, установить психологический контакт с несовершеннолетним допрашиваемым, продумать наиболее эффективные тактические приемы, а также оценить полученные показания.
Изучение данных о личности допрашиваемого имеет пределы. В юридической литературе отдельные авторы предлагают примерный круг вопросов, выяснение которых необходимо для изучения личности несовершеннолетнего. Так рекомендуется следующий перечень вопросов:
1) анкетно-биографические сведения о несовершеннолетней допрашиваемом;
2) данные о лицах, воспитывающих подростка и морально-психологический климат в семье;
3) сведения о внешнем окружении подростка, его знакомствах и связях;
4) отношение несовершеннолетнего к учебе;
5) характер, увлечения и привычки подростка;
6) физическое и психическое состояние здоровья несовершеннолетнего, способность его правильно воспринимать события и явления и давать о них достоверные показания.[1]
Изучение личности допрашиваемого, производимое до допроса, должно проводиться с использованием всех доступных следователю источников информации и в пределах диктуемой оперативной обстановкой.
Основными источниками из которых можно получить необходимую информацию о личности несовершеннолетнего, подлежащего допросу, являются следующие: а) показания его родителей, соседей, учителей или воспитателей, товарищей по учебе или работе, друзей с которыми он общался вне школы; б) оперативно-розыскные данные; в) характеристики, справки и другие документы.
В изучении личности несовершеннолетнего при подготовке к допросу существенную помощь следователю может оказать специалист-психолог. Психолог может помочь определить особенности психических процессов, свойств и состояний несовершеннолетнего, установить тип темперамента, черты характера, интеллектуальные способности.
Успешное проведение допроса несовершеннолетних предполагает необходимость установления психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым. Возникновение такого контакта способствует получению полных и объективных показаний, имеющих значение для установления истины по делу.
Психологический контакт в следственной практике- это особого рода взаимоотношения следователя с участниками уголовного процесса, характеризующиеся стремлением следователя поддержать общение в целях получения правдивых, полных и достоверных показаний, имеющих отношение к делу.
Контакт между следователем и несовершеннолетним допрашиваемым носит односторонний характер.
Психологический контакт – это наиболее благоприятная психологическая «атмосфера», способствующая взаимодействию и взаимопониманию, это определенный «настрой» на общение. В результате возникновения и установления психологического контакта возникают отношения, при которых допрашиваемый не уклоняется от общения со следователем, не замыкается, не молчит, а проникается желанием дать правдивые показания.
Следователь всегда является объектом пристального изучения со стороны несовершеннолетних, поэтому находясь в возбужденном состоянии они чутко реагируют на каждое проявление неуверенности с его стороны. К качествам, которыми должен обладать следователь относятся также эмоциональная устойчивость, самообладание.
Для установления психологического контакта с несовершеннолетним следователю важно быть хорошим слушателем. Внимательное отношение к говорящему, благожелательность, проявление интереса к его словам – вот компоненты умения слушать.
Для установления контакта имеют значение и внешние факторы: порядок приглашения на допрос, место допроса и т.д.
Под тактическими приемами допроса принято понимать способы воздействия на допрашиваемого, вызывающие определенные психические изменения, а также иные способы допроса, использование которых способствует получению правдивых показаний.
К общим положениям тактики допроса следует отнести его активность, целеустремленность, объективность и полноту, необходимость учета при допросе свойств личности несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю.
Активность допроса заключается в том, что следователь прочно удерживают в своих руках инициативу при допросе, умело использует для достижения цели допроса все необходимые тактические приемы, строго сообразуясь при этом с требованиями закона.
Объективность и полнота допроса проявляются в том, что следователь не вправе по собственному усмотрению сокращать полученные показания, изменять их в соответствии со своими представлениями о ходе вещей, навязывать несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю эти представления. Одной из гарантий объективности допроса является запрещение законом задавать несовершеннолетнему допрашиваемому свидетелю наводящие вопросы, а полноты - требование дословного, по возможности, изложения показаний.
При допросе несовершеннолетних свидетелей следователь должен использовать тактические приемы разработанные юридическими науками. Все тактические приемы используемые при допросе несовершеннолетних свидетелей можно разделить на тактические приемы направленные на актуализацию в памяти несовершеннолетнего забытого, на установление психологического контакта, и на разоблачение лжи и устранения искажений при добросовестном заблуждении.
Сообщение ложных показаний несовершеннолетним допрашиваемым свидетелем– это волевой и сознательный акт, направленный на искажения истины . Поэтому важное значение в предотвращении и установлении лжи имеет знание следователем возможных его мотивов.
Так, мотивами дачи ложных показаний свидетелей являются : 1) боязнь испортить отношения с другими лицами, проходящими по делу; боязнь мести со стороны подозреваемого или обвиняемого; 2) стремление скрыть свои собственные неблаговидные поступки , аморальное поведение, трусость; 3) стремление выгородить подозреваемого или обвиняемого, либо смягчить его вину в силу родственных, дружеских отношений, либо, наоборот усугубить вину этих лиц из мести, или иных низменных побуждений; 4) ошибочная оценка своих действий как преступных и стремление скрыть их или описать иначе; 5) нежелание в последующем выступать в качестве свидетеля, опознающего или участника иного следственного действия , быть вызванным в суд и т.п
Тактика допроса в основном заключается в избрании и умелом использовании тактико-психологических приемов с целью получения от несовершеннолетнего свидетеля исчерпывающих показаний обо всем, известном ему по делу. Назовем тактические требования, которым должен отвечать допрос несовершеннолетнего свидетеля:
1) краткость (непродолжительность) допроса несовершеннолетних ;
2) выбор правильного тона допроса (недопустимость как суровости, сухости, так и панибратства или заискивание) ;
3) демонстрация объективности следователя, что способствует установлению психологического контакта;
4) проведение вступительной части допроса несовершеннолетних свидетелей в форме беседы (о занятиях в школе, увлечениях, интересных кинофильмах);
5) выяснение, кто из взрослых уже беседовал с подростком по существу дела и о чем (это позволяет выявить лиц, воздействовавших на несовершеннолетнего с целью изменения им показаний) ;
6) максимальное упрощение вопросов, расчленение событий на ряд составляющих;
7) привлечение в необходимых случаях к участию в допросе специалиста (педагога, психолога), родителей и иных законных представителей, других авторитетных для подростка лиц;