Полномочия арбитражных судов РФ, их подведомственность и подсудность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание

Целью представленной работы является подробное изучение системы арбитражных судов РФ.
Задачи данной работы включают в себя:
Изучение истории происхождения арбитражных судов в РФ.
Изучение системы арбитражных судов РФ.
Полномочия арбитражных судов.
Компетенцию и задачи арбитражных судов

Содержание

Введение
Глава 1. История становления Арбитражных судов в России
Глава 2. Система и состав арбитражных судов РФ
Глава 3. Функции и задачи арбитражных судов РФ
Глава 4. Полномочия арбитражных судов РФ, их подведомственность и подсудность.
Заключение
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 57.12 Кб (Скачать документ)
 

Оглавление:

Введение

Глава 1. История становления Арбитражных судов в России

Глава 2. Система и состав арбитражных судов РФ

Глава 3. Функции и задачи арбитражных судов РФ

Глава 4. Полномочия арбитражных судов РФ, их подведомственность и подсудность.

Заключение

Используемая  литература 

 

 

Введение 

Целью представленной работы является подробное  изучение системы арбитражных судов  РФ. 

Задачи  данной работы включают в себя:

  1. Изучение истории происхождения арбитражных судов в РФ.
  2. Изучение системы арбитражных судов РФ.
  3. Полномочия арбитражных судов.
  4. Компетенцию и задачи арбитражных судов
 

Курсовая  работа направлена на приобщение знаний молодёжи к государственному управлению посредством обзора ключевых моментов законотворческой деятельности. 

Законодательство, регулирующее деятельность арбитражных  судов:

  • Федеральный Конституционный закон об арбитражных судах в Российской Федерации от 5 апреля 1995 года
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года №95-ФЗ
 

Законодательство  об арбитражных судах регулирует деятельность арбитражных судов  РФ. Определяет полномочия, порядок  образования и деятельности арбитражных  судов в Российской Федерации. Определяет порядок судопроизводства в арбитражных  судах.

Эти акты важны, в первую очередь для аппарата арбитражного суда, а также отдельных  юридических служб, где возможно соприкосновение с деятельностью  арбитражных судов.

Законодательство  предоставляет доступ каждого гражданина Российской Федерации к порядку  судопроизводства в арбитражных  судах, а также определяет их место  в судебной системе РФ.

Между тем, известно, что ранее действующий Закон об арбитражных судах и арбитражный процессуальный кодекс были приняты в 4 июля 1991 года  и 5 марта 1992 года соответственно.

Но практика показала, что созданная законодательная  система оказалась неэффективной, так как выйти за пределы юрисдикции арбитражных судов можно было только через надзор. Выявилось также, что некоторые традиционные процессуальные институты не обеспечивают в современных условиях необходимый уровень качественного рассмотрения дел.

Новое законодательство об арбитражных судах  позволяет преодолеть эти недостатки. Кроме того, оно направлено на дальнейшее укрепление независимости арбитражных  судов и судей, закрепляя в  федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах Российской Федерации» положение о том, что арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами.

В дополнение, внесены изменения в Арбитражный Процессуальный Кодекс. В сравнении с прежним кодексом, в новом появилась трактовка категории экономических споров, которые включают теперь в себя теперь и споры, возникающие из административных правоотношений, то есть то что ранее именовалось спорами в сфере управления.

Значительные  организационные и процессуальные изменения происходят в Высшем Арбитражном  Суде.

Сократилась собственная подсудность Высшего  Арбитражного Суда, теперь он рассматривает  только экономические споры между  Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Новое законодательство ориентирует Высший Арбитражный  Суда главным образом на обеспечение  единства практики.

Для более  полного сравнения требуется  подробное изучение ранее действующего законодательства об арбитражных судах  и настоящего. На основании приведённых  данных можно прийти к выводу о  том, что законодательство, путём  внесения поправок и изменений сравнительно превосходит предшествующие законы и позволит усовершенствовать арбитражное  процессуальное судопроизводство, а  также способствует улучшению организации  арбитражного суда и укреплению законности в целом.

 

Глава 1. История становления арбитражных судов в Российской Федерации 

Как система  арбитражные суды развивались в определённых временных рамках. Становление и развитие арбитражных судов в Российской Федерации можно разделить на три основных этапа:

  1. Дореволюционная Россия, 20-е -30-е годы ХIX века.
  2. 1931г-1991г.
  3. После 1991г.

Подробнее о данных этапах:

1.«Развитие хозяйственных и торговых отношений у разных народов не могло проходить в атмосфере полного согласия их участников. Возникавшие между ними споры и конфликты еще в давние времена стали разрешаться специализированными судебными органами. Так, уже в истории Древнего Рима можно встретить упоминания, например, о торговых судах. В сравнительно распространенном виде существовали морские торговые суды в Италии. Торговые суды создавали и в отдельных французских городах».

Существовали  подобные суды и в России — о  судах для торгового сословия впервые упоминается в Уставной грамоте Новгородского князя  Всеволода Мстиславовича (1135). Становление  и развитие в последующем судебной системы в России привело к учреждению специализированных коммерческих судов со своими особыми правилами судопроизводства.1

Прототипом  арбитражных судов современной  Российской Федерации являлись существовавшие до Октябрьской революции 1917 года коммерческие (торговые) суды в ряде городов России.2

Первый  коммерческий суд, разрешавший торговые споры  был основан в Одессе в 1808 году. Суды были созданы по аналогии с подобными судами во Франции, действующими в ту эпоху.

Но в  отличии от судов Франции , которые состояли полностью из купечества, суды, действующие в России были организованы в смешанных началах. В состав коммерческого суда входили председатель суда, его заместитель (товарищ председателя),  и определённое число членов по штату, назначенных правительством и избранным купечеством.

Количество  коммерческих судов увеличивалось, но к началу XX в. их осталось только четыре – в Москве, Петербурге, Варшаве и Одессе. Опыт их работы показал, что торговые дела могут быть вполне разрешаемы и общими судами.

К подсудности  коммерческих судов относились три  категории дел, а именно:

  1. Торговые дела
  2. Вексельные дела
  3. Дела о торговой несостоятельности3

По мере развития арбитражного судопроизводства на данном этапе требуется выделить период 1917г.-1922г. Данный период характеризовался тем, что споры между казёнными  учреждениями не допускались, разногласия  между предприятиями и организациями  решались в административном порядке.

В период 1922г.-1931г. созданы первые в России арбитражные комиссии.

Имущественные споры между государственными учреждениями  и предприятиями решали :

  • Высшая арбитражная комиссия
  • Арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях
  • Арбитражные комиссии при совнаркомах автономных социалистических республик
  • Арбитражные комиссии при исполкомах областей и губерний.
 

В системе  органов управления отдельными отраслями  народного хозяйства создавались  ведомственные арбитражные комиссии.

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный  арбитраж, призванный разрешать имущественные  споры между учреждениями, предприятиями  и организациями социалистического  хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.4

2.Второй период характеризуется началом зарождения административной системы, в рамках которой регулировались хозяйственные отношения. В связи с этим арбитражные комиссии были упразднены. В 1931 году введена система органов государственного арбитража.

С момента  появления арбитраж существовал в двух видах: государственный и ведомственный.

Впервые эта система включала в себя принятие нормативных актов.

Государственный арбитраж разрешал споры между предприятиями, в том числе и в хозяйственной  сфере. Одновременно действовала система  ведомственных арбитражей, которая  обеспечивала разрешение споров в рамках одного министерства или ведомства.

Арбитраж  существовал до октября 1991 года. За этот достаточно продолжительный период государство предпринимало попытки  усовершенствования его устройства и деятельности. Происходили попытки  его приспособления к изменяющимся экономическим условиям и повышения  роли в народном хозяйстве.

В 1960 году Совет Министров СССР отменил  Положение о Государственном  арбитраже 1931 г. и утвердил новое  Положение о Государственном  арбитраже при Совете Министров  СССР.

В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял Постановление "О повышении роли органов Государственного арбитража  и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве" , согласно которому арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственных связей, укреплению хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных отношениях.5

До 1974 года нижестоящие арбитражи не подчинялись  вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, то есть система была несоподчиненной.

В дальнейшем государственный арбитраж преобразуется в союзно-республиканский орган. В январе 1974 года утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

В Конституции 1977 года арбитраж признавался органом  государства, статус которого определялся  Конституцией СССР. Организация и  порядок деятельности органов Государственного арбитража впервые закреплялись Законом «О Государственном арбитраже  в СССР»,  принятым Верховным Советом  СССР 30 ноября 1979 года.

В Российской Федерации Государственный арбитраж руководствовался в своей деятельности Положением об органах Государственного арбитража, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г. Система арбитражей была упразднена в 1991 году, этим событием завершился второй этап развития системы арбитражных судов в России.

В научной  литературе той эпохи государственный  арбитраж рассматривался и в качестве органа государственного управления, и как орган руководства народным хозяйством; в качестве органа защиты гражданских имущественных прав; как специальный орган, сочетающий в себе черты органа государственного управления и судебного органа.

3 . В связи с упразднением государственного арбитража был принят Закон РФ «Об арбитражном суде» и Арбитражный процессуальный кодекс и произошло его преобразование в арбитражные суды.

Потребности становления новой экономики  и отказ от административного  руководства экономики привели  к появлению множества субъектов  хозяйственной деятельности, которые  находились между собой в отношениях не соподчинения, а координации и равенства. Всё это потребовало и адекватных форм правового регулирования и правового разрешения конфликтов между субъектами хозяйственной деятельности, включая необходимость создания арбитражных судов. В Конституции Российской Федерации 1993 года было окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти России.

Необходимость дальнейшего совершенствования  арбитражного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1995 г. двух новых актов: ФКЗ «Об  арбитражных судах в РФ», который  является правовой основой действующей  системы арбитражного судоустройства, и Арбитражный Процессуальный Кодекс, который действовал до 2002 года.

Информация о работе Полномочия арбитражных судов РФ, их подведомственность и подсудность