Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа
Цель данной работы предусматривает всестороннее изучение предмета исследования: как научной и правовой категории, позволяющей разграничить компетенцию юрисдикционных органов по рассмотрению имущественных споров, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; как процессуального института, как предпосылки права на обращение в арбитражный суд.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
1. СТРУКТУРА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ………………………………............4
1.1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации…………………………4
1.2. Федеральный арбитражный суд округа……………………………………….6
1.3. Арбитражный апелляционный суд…………………………………………….9
1.4. Арбитражный суд субъектов Российской Федерации………………………13
2. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ……………...14
2.1. Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений….17
2.2. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений………………………………………………………17
3. ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ…………………………..19
3.1. Родовая подсудность…………………………………………………………..19
3.2. Территориальная подсудность………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СРИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………...24
4) в Западно-Сибирском судебном округе:
Седьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Томской области;
Восьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Омской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямалы-Ненецкого автономного округа;
5) в Московском судебном округе:
Девятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом Московской области;
6) в Поволжском судебном округе:
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Пензенской области, Самарской области, Республики Татарстан, Ульяновской области;
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Саратовской области;
7) в Северо-Западном судебном округе:
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Новгородской области, Псковской области, Тверской области;
8) в Северо-Кавказском судебном округе:
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республике Адыгея, Краснодарского края, Ростовской области;
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Ставропольского края, Чеченской республики;
9) В Уральском судебном округе:
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Пермского края, Свердловской области, Удмуртской Республики;
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Челябинской области;
10) В Центральном судебном округе:
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской области, Воронежской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Тамбовской области;
Двадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Брянской области, Калужской области, Рязанской области, Смоленской области, Тульской области.[2]
Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума арбитражного апелляционного суда, судебной коллегии по рассмотрению споров. Возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллеги по рассмотрению споров, возникающих из административно-правовых отношений. По решению Пленума ВАС РФ в составе арбитражного апелляционного суда могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. А также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.
Апелляционный суд:
проверяет законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу по делам, рассмотренным арбитражными судами в суде РФ первой инстанции, практически повторно рассматривая дело;
пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
обращается в Конституционный суд РФ с запросами о проверке конституционности закона, примененного в деле, рассматриваемом в апелляционной инстанции;
изучает и обобщает судебную практику;
подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных правовых актов;
ведет и анализирует судебную практику.
Президиум этой инстанции действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателя судебного состава и судей. Президиум этого суда созывается по мере необходимости и правомочен решать вопросы при наличии большинства его членов.
1.4. Арбитражный суд субъектов Российской Федерации
В субъектах РФ создаются и действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ» определяется и внутренняя структура судов субъектов РФ. В некоторых судах, где количество рассматриваемых дел сравнительно невелико, могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда.
Арбитражный суд возглавляет председатель. Он организует деятельность соответствующего суда и его аппарата, распределяет обязанности между своими заместителями, формирует структурные подразделения арбитражного суда, назначает на должность и освобождает от должности работников (кроме тех, которые в соответствии с законом назначаются и освобождаются в ином порядке), принимает в установленном порядке меры поощрения и взыскания к работникам аппарата, представляет арбитражный суд РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами, а также выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.
Председатель суда обладает статусом судьи, вправе председательствовать на заседаниях суда, в том числе на заседаниях его коллегий.
Все арбитражные суды РФ могут обращаться в Конституционный суд РФ с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.
Внутренние вопросы деятельности арбитражных судов, в том числе порядок ведения заседания, порядок работы пленума, распределения работы между коллегиями и судьями определяется регламентом арбитражного суда, утвержденным Пленумом ВАС РФ. Регламент обязателен для всей системы арбитражных судов России.[3]
2. Подведомственность дел арбитражным судам
Подведомственность арбитражных судов – это предметная компетенция арбитражных судов по рассмотрению и разрешению экономических споров и иных правовых вопросов.
В основе первого этапа определения компетенции судебных органов России лежит конституционное положение о том, Что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод [4] в соответствии с этим положением практически любое нарушение право как гражданина, так и организации может стать предметом судебного разбирательства. Данный тезис делает сферу судебной защиты практически неограниченной.
Сложным представляется разграничение компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.
Для решения этой проблемы в теории процесса сформулированы два критерия.
1. Предметный характер спора. В соответствии с этим критерием арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [5]. Экономическим признается спор, возникающий из конкретного гражданского, земельного, административного, налогового, таможенного, финансового или иного правоотношения по поводу определенного имущества (имущественных прав) или выполняемых работ и оказываемых услуг [6]. В соответствии с АПК РФ этот критерий является основным. Каждый раз, решая вопросы о возможности рассмотрения конкретного дела арбитражным судом, проверяется наличие экономического характера требований. Если подобный характер отсутствует, то спор должен рассматриваться судом общей юрисдикции.
2. Субъективный состав участников спора. Арбитражные суды, как правило, рассматривают дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, установленных законом, с участием РФ, субъектах РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Арбитражные суды также рассматривают дела с участием иностранных, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено законом. Гражданин, как правило, не является участником экономической деятельности, поэтому споры с участием физических лиц обычно рассматриваются в судах общей юрисдикции. Однако последним АПК РФ расширена компетенция арбитражных судов в направлении возможности рассмотрения ими дел с участием граждан (специальная подведомственность). В настоящее время арбитражные суды рассматривают все дела о несостоятельности (банкротстве), все корпоративные споры, включая споры граждан между собой и с акционерными обществами, кроме трудовых споров, споры о защите деловой репутации, споры об образовании и реорганизации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и производственных кооперативов, которые, согласно ГК РФ, не являются хозяйственными товариществами или обществами [7], об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, кроме аналогичных споров некоммерческих организаций, общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли [8], [9]. Гражданин может оспаривать в арбитражном суде нормативные акты, действия и решения государственных и местных органов, нарушающие его экономические права [10].
Таким образом, как специализированные суды арбитражные суды в настоящее время рассматривают только те дела, которые специально к их компетенции федеральным законодательством России (понятие специальной подведомственности). Суды общей юрисдикции в праве рассматривать любые споры, если они не отнесены федеральным законодательством к компетенции другого суда (понятие общей подведомственности). При этом действует правило, что, если дело включает рассмотрение нескольких связанных требований и хотя бы одного не может быть рассмотрено арбитражным судом, то все дело рассматривается судами общей юрисдикции. Это связано с понятием общей и специальной подведомственности.
Экономические споры, рассматриваемые арбитражными судами, могут возникать из гражданских правоотношений, из административных и иных публичных правоотношений, из иных правоотношений.
2.1. Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений
К экономическим спорам, возникающим из гражданских правоотношений, относятся:
преддоговорные споры о разногласиях при заключении договора, если возможность их рассмотрения арбитражным судом предусмотрена федеральным законом (например, регулирующем поставки в районы Крайнего Севера и на государственные нужды) или договором сторон;
споры об изменении условий и расторжении договоров при отсутствии на это согласия сторон во всех случаях независимо от вида договора;
споры, связанные с имущественной ответственностью в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнении обязательств;
споры о признании права собственности и применении вещно-правовых способов защиты права собственности, титульного владения либо связанные с нарушением прав собственника титульного владельца без лишения владения;
споры о возмещении причиненных убытков, не вытекающие из договорных обязательств;
споры неимущественного характера;
споры о признании не подлежащими исполнению документов, по которым взыскания производятся в бесспорном порядке, о возврате из бюджета сумм, списанных органами, осуществляющими контрольные функции[28].
2.2. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений
К экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений:
дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов [11];
дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [12];
дела о взыскании с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания, т.е. безакцептный порядок [13], [14];
дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (если эти действия совершены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) [15], [16];
Информация о работе Порядок рассмотрения имущественных споров в Арбитражном суде