Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:10, курсовая работа
Система органов принудительного исполнения по своему социальному предназначению и месту в системе органов государственной власти Российской Федерации предназначена обеспечить реальное действие правовых норм с помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений. Развитие Службы судебных приставов РФ в современных условиях является одной из главных задач, напрямую влияющей на ход и темпы проведения в нашей стране судебной реформы, совершенствования законодательства. Именно служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических проблем в современной России.
Введение 2
1. История развития исполнительного производства в России. 3
2. Принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» 9
3. Общие положения 10
4. Организация службы судебных приставов на федеральном уровне 12
5. Организация службы судебных приставов на уровне субъекта РФ 13
6. Правовой статус судебных приставов 13
Заключение 24
Список литературы 25
Этими законами решены следующие основные вопросы исполнительного производства
а) создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов и таким образом осуществлена одна из основных идей, положенных в основу этих законов.
б) законодательно обеспечено равенство защиты всех форм собственности в сфере исполнительного производства.
в) созданы нормативные
предпосылки улучшения
г) усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.
л) обеспечен действенный (внутриведомственный, судебный и прокурорский) контроль за действиями судебного пристава-исполнителя (ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах»).1
Несмотря на некоторое несовершенство отдельных положений Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», принятие данных законодательных актов повлекло за собой ряд принципиальных позитивных изменений в организации принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, уполномоченных законом.
Схематично организационная структура Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, установленная Федеральным законом «О судебных приставах», может быть представлена следующем образом:
Служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации
Федеральный уровень
Департамент судебных приставовМинистерства юстиции РФ |
Служба судебных приставовУправления военных судов Министерства юстиции РФ |
Уровень субъектов РФ
Служба судебных приставов органа юстиции субъекта РФ.
Уровень субъектов местного самоуправления
Территориальное подразделение судебных приставов (основное звено в системе Службы судебных приставов).
Однако реально существующая
организационная структура
В действительности на федеральном
уровне в настоящее время
В результате образовались правовые препятствия для формирования на федеральном уровне такой организационной структуры Службы судебных приставов Минюста РФ, которая предусмотрена Федеральным законом «О судебных приставах».
Тем не менее система принудительного исполнения судебных актов приобрела практически все основные организационно-структурные элементы, которые позволяют Службе судебных приставов эффективно развиваться и должным образом осуществлять свои функции.
Служба судебных приставов Минюста РФ возглавляет Главный судебный пристав РФ, который по занимаемой должности одновременно является заместителем Министра РФ. Он руководит Службой в целом (в масштабах РФ) и отвечает за выполнение стоящих перед ней задач.
Главный судебный пристав РФ
· осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов;
· издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности службы судебных приставов и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками службы судебных приставов;
· в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов;
· осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов;
· рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;
· несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.
В составе Министерства юстиции РФ действует Департамент судебных приставов, который обеспечивает организационное и методическое руководство нижестоящими структурными подразделениями Службы судебных приставов. В состав Департамента входят отделы, организующие работу по отдельным направлениям деятельности Службы судебных приставов. Возглавляет департамент руководитель Департамента, который по занимаемой должности является заместителем Главного судебного пристава РФ
В составе Служб судебных
приставов субъектов РФ действуют
районные, межрайонные или
В настоящее время
соответствующие структурные
Кроме того, необходимо отметить,
что во исполнение Указа Президента
РФ от 13.05.2000 г. № 849 «О Полномочном представителе
Президента РФ в федеральном округе»
в федеральных округах
В структуре указанных Федеральных управлений в числе иных подразделений предусмотрены специальные отделы по контролю за исполнением судебных актов и актов иных уполномоченных законом органов.
За время, прошедшее с момента вступления в силу Закона «О судебных приставах» практически с "чистого листа" создана служба судебных приставов, входящая в систему юстиции. Она состоит из двух органически дополняющих друг друга "ветвей": судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы) и судебных приставов-исполнителей. За этот период был решен комплекс вопросов по организационному, кадровому, материально-техническому, правовому и учебно-методическому обеспечению службы.
Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов - исполнителей, На судебных приставов по ОУПДС возложены задачи обеспечение безопасности судей, свидетелей и участников судебного процесса, охрана помещения судов и поддержание в них установленного порядка, осуществление привода уклоняющихся от явки в суд лиц, участие в исполнительных действиях. Эта категория приставов проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Судебные приставы - исполнители не наделены правом носить и применять оружие и специальные средства. Однако при необходимости они могут по указанию старшего пристава привлекать к совершению исполнительных действий судебных приставов по ОУПДС.
Конкретная работа по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов других органов осуществляется именно в районном (территориальном) подразделении судебных приставов, которое фактически являются основным звеном системы исполнительного производства. В Москве, например, в настоящее время создано 12 отделов судебных приставов, распределенных по округам.. При арбитражном суде создан отдел службы судебных приставов Главного Управления юстиции города Москвы по исполнению решений арбитражных судов.
Закон о судебных приставах предоставляет судебным приставам - исполнителям обширные полномочия (ст.12). В их числе
Обязанности судебных приставов - исполнителей определены в ст. 12 Закона о судебных приставах. К этим обязанностям отнесены:
- принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
- предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
- рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
- взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
Требования судебного пристава - исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Вместе с тем, Закон обязывает судебного пристава использовать предоставленные ему права строго в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Ст. 85 Закона об исполнительном
производстве предусматривает
Согласно ст. 3 Закона
о судебных исполнителях судебным приставом
может быть гражданин Российской
Федерации, достигший двадцатилетнего
возраста, имеющий среднее (полное)
общее или среднее