Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:14, реферат
Целью настоящего дипломного исследования является рассмотреть методы анализа и повышения эффективности использования сырья и материалов, а также рассмотреть практическое применение этих методов на примере конкретного предприятия.
Обозначения |
Расшифровка |
Тарелки |
Кружки |
Вазы |
VВП , штук |
Количество произведенной продукции |
4500 |
6200 |
2000 |
УР, руб. |
Плановый расход материалов на единицу продукции |
11,2 |
10,8 |
19,3 |
М, без единиц измерения |
Норма расхода на единицу продукции |
1,2 |
1,3 |
1,5 |
С, руб. |
Себестоимость единицы продукции |
17,6 |
22,9 |
53 |
Г, руб. |
Цена сырья (глины) на единицу продукции |
1 |
2 |
4 |
ЭН, руб. |
Цена электроэнергии, израсходованной на единицу продукции |
3 |
4 |
4 |
УД, без единиц измерения |
Удельный вес каждого вида продукции |
0,35 |
0,49 |
0,16 |
ЦМ=УР·М, руб. |
Цена расходуемого материала на единицу продукции |
13,44 |
14,04 |
28,95 |
ЦП, руб. |
Отпускная цена единицы продукции |
33 |
50 |
120 |
На основании приведенных данных о материальных затратах и стоимости товарной продукции рассчитываются показатели эффективности использования сырья и материалов:
1) Общая себестоимость продукции:
ОС=4500·17,6+6200·22,9+2000·
2) Затраты материалов на производство продукции:
МЗ=4500·13,44+6200·14,04+2000·
3) Стоимость товарной продукции:
ТП=4500·33+6200·50+2000·120=
4) Общая материалоемкость продукции:
МЕ=0,35·МЕ1+0,49·МЕ2+0,16·МЕ3.
5) Общая материалоотдача по всем видам продукции:
МО=0,294.
6) Удельный вес материальных
затрат в себестоимости
У=0,628.
2.2.3. Расчет коэффициентов эффективности за период 8.03.03–21.03.03
В качестве второго отчетного периода – месяц. Методика расчетов позволяет брать отчетные периоды разной длины, т.к. самые важные коэффициенты эффективности являются относительными.
Обозначения |
Расшифровка |
Тарелки |
Кружки |
Вазы |
VВП , штук |
Количество произведенной продукции |
2200 |
3000 |
1000 |
УР, руб. |
Плановый расход материалов на единицу продукции |
11,3 |
10,9 |
19,3 |
М, без единиц измерения |
Норма расхода на единицу продукции |
1,2 |
1,3 |
1,5 |
С, руб. |
Себестоимость единицы продукции |
17,7 |
23 |
53,1 |
Г, руб. |
Цена сырья (глины) на единицу продукции |
1 |
2 |
4 |
ЭН, руб. |
Цена электроэнергии, израсходованной на единицу продукции |
3 |
4 |
4 |
УД, без единиц измерения |
Удельный вес каждого вида продукции |
0,32 |
0,48 |
0,2 |
ЦМ=УР·М, руб. |
Цена расходуемого материала на единицу продукции |
13,56 |
14,17 |
28,95 |
ЦП, руб. |
Отпускная цена единицы продукции |
33 |
50 |
120 |
На основании приведенных данных о материальных затратах и стоимости товарной продукции рассчитываются показатели эффективности использования сырья и материалов:
1) Общая себестоимость продукции:
ОС=2200·17,7+3000·23+1000·53=
2) Затраты материалов на производство продукции:
МЗ=2200·13,56+3000·14,17+1000·
3) Стоимость товарной продукции:
ТП=2200·33+3000·50+1000·120=
4) Общая материалоемкость продукции:
МЕ=0,32·МЕ1+0,48·МЕ2+0,2·МЕ3.
5) Общая материалоотдача по всем видам продукции:
МО=0,403.
6) Удельный вес материальных
затрат в себестоимости
У=0,629.
2.3. Сравнительный анализ значений коэффициентов за три периода
Приведем таблице
Обозначения |
Расшифровка |
2.02.03–8.02.03 |
8.02.03–8.03.03 |
8.03.03–21.03.03 |
МЕ |
Общая материалоемкость продукции |
0,3105 |
0,319 |
0,321 |
МО |
Общая мотериалоотдача продукции |
0,581 |
0,294 |
0,403 |
У |
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции |
0,626 |
0,628 |
0,629 |
СМЕ |
Сырьеемкость продукции |
0,037 |
0,037 |
0,039 |
ЭМЕ |
Энергоемкость продукции |
0,074 |
0,076 |
0,075 |
Представим графически эти данные.
1) Возрастание общей
2) Падение общей материалоотдачи продукции:
3) Возрастание удельного веса материальных затрат в себестоимости продукции:
4) Возрастание сырьеемкости продукции:
5) Изменение энергоемкости продукции:
Таким образом, на протяжении
трех отчетных периодов наблюдается
ухудшение основных показателей, характеризующих
эффективность использования
Глава 3. Рекомендации
по улучшению показателей
В предыдущей главе был
проведен анализ основных показателей
эффективности использования
3.1. Дерево
целей для повышения
3.1.1. Выбор принципа детализации
Одной из главных задач системного анализа есть определение и детализация на составные элементы и путей их достижения, выявление существующих между ними взаимосвязей, обеспечение определенной логики решения возникшей проблемы. Решению этих проблем в значительной мере способствует применение метода структуризации, который позволяет рассмотреть их более подробно.
Метод структуризации основан на дезагрегировании исследуемой проблемы на составные элементы с последующей возможной численной оценкой их относительной важности. Такую процедуру называют построением дерева целей. Но при построении учитываются не только цели, но и средства их достижения (мероприятия и ресурсы), поэтому в общем случае такие деревья называют деревьями взаимосвязей. При этом под деревьями взаимосвязей следует понимать связный неориентирванный граф, вершины которого интерпретируются как элементы дерева, а ребра – как связи между ними.
Одна из главных задач построения деревьев взаимосвязей состоит в том, чтобы установить полный набор элементов на каждом уровне и определить взаимосвязи и соподчиненность между ними (качественный аспект). Другая задача – последующее определение коэффициента относительной важности (КОВ) элементов каждого уровня дерева взаимосвязей (количественный аспект). Общими правилами построения деревьев взаимосвязи являются следующие:
· соподчиненность – элементы нижнего уровня подчиняются элементам более высокого уровня, вытекают из них, обеспечивают их реализацию;
· сопоставимость – на каждом уровне дерева взаимосвязей рассматриваются элементы, сопоставимые по своему масштабу и значимости, полученные в результате детализации по одному принципу;
· полнота – дерево взаимосвязей на каждом уровне включает все элементы;
· определенность – формулировка целей и других элементов дерева взаимосвязей позволяет оценить степень их достижения в количественной или порядковой форме («больше-меньше», «лучше-хуже»);
· возможность внесения корректировок в дереве взаимосвязей как при изменении самих целей, так при возможности их реализации.
При построении деревьев взаимосвязей необходимо определиться с принципом детализации. Существуют два основных принципа детализации: предметный и функциональный.
Предметный принцип, в соответствии с которым элементы дерева взаимосвязи разбиваются на элементы той же природы, только более дробные. Иначе говоря, при применении предметного принципа на разных уровнях дерева взаимосвязей представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.
Функциональный принцип применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализированного элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняются содержание функций, направления действия.
3.1.2. Построение дерева целей
Для построения дерева целей необходимо составить список подцелей, обеспечивающих достижения цели более высокого уровня. Для ЗАО «Мустанг-Плюс» это дерево с выделенными подцелями выглядит следующим образом (рис. 5).
Рис.5. "Дерево целей " для
различных вариантов пповышения
эффективности использования
3.1.3. Расчет коэффициентов относительной важности мероприятий
После построения дерева целей необходимо проранжировать определенные цели по степени их важности. Это необходимо сделать для того, чтобы отобрать наиболее важные цели, на достижение которых нам необходимо обратить наибольшее внимание и затратить на это достаточное количество ресурсов. Для получения наиболее объективной информации прибегнем к помощи экспертного анализа дерева целей. Мнение группы экспертов, имеющих достаточную компетенцию в данной проблеме, является более объективным по сравнению с мнением индивидов. Кроме того, преимущество групповой оценки заключается в возможности разностороннего анализа проблемы.
Наиболее распространенными в практике экспертных оценок являются анкетные методы и методы групповой оценки. Будем использовать анкетный метод экспертного оценивания. Анкетными методами можно оценить коэффициенты относительной важности (КОВ) одного уровня дерева, т.к. по существу нужно упорядочить элементы (цели, подцели) по важности с точки зрения обеспечения цели верхнего уровня.
Наиболее распространенными из анкетных методов являются ранжирование и нормирование. В своей работе мы будем использовать для получения экспертной оценки метод ранжирования, т.к. он является наиболее распространенным и легким в использовании.
Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоит числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Ранг, равный единице, присваивается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору. Ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д.
В анкете экспертного опроса мы собираем оценки отдельных экспертов, после чего они обрабатываются и получается сводная оценка всей группы.
Проиллюстрируем вышеизложенное на примере анкет экспертной оценки задач, решение которых необходимо для решения проблемы разработки нового конкурентоспособного продукта на ЗАО «Мустанг-Плюс».
Анкета экспертного опроса
Уважаемые господа эксперты!
Для увеличения доходов на
ЗАО «Мустанг-Плюс» необходимо занять
значительную нишу на рынке, для чего
необходимо создать новый
Просим Вас высказаться по поводу того, какие из ниже перечисленных задач имеют первоочередное значение для создания нового конкурентоспособного продукта на ЗАО «Мустанг-Плюс».
№ |
ФИО эксперта |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
Факторы, подлежащие экспертному оцениванию |
Эксперты | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Использование нового – более дешевого – сырья и материалов |
||||
Использование добавок, снижающих потребление сырья |
||||
Модернизация имеющейся производственной линии |
Благодарим за оказанное внимание.
Экспертные оценки (метод ранжирования)
Количество экспертов – 4; количество факторов – 3; максимальная оценка – 3.
Факторы |
Эксперты | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
Сумма | ||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 | |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
11 | |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
9 |