Формирование стратегического выбора на примере МО «Порховский район»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо было решение следующих задач:
1. Анализ исходной социально-экономической ситуации в районе. Географическое положение и природные ресурсы.
2. Выявление основных проблем и перспектив развития муниципального образования
3. Разработка миссии и основных целей социально-экономического развития муниципального образования.
4. Характеристика стратегического выбора муниципального образования

Содержание

Введение……………………………………………………………………............. 3
Глава 1 Концепция как базовый документ в системе муниципального стратегического планирования……………………………………………….....…5
1.1 Разработка стратегии развития муниципального образования…….....…5
1.2 Нормативно правовая база разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования………………………..8
1.3 Методические основы разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования………………………………………………………………………..10
Глава 2 Анализ исходной социально-экономической ситуации в Порховском районе....……………………………………………………………………………13
2.1 Стартовые условия и оценка………………………………………………13
2.1.1 Историческа справка……………………………………………………..13
2.1.2 Общая характеристика……………………………….…………………..14
2.1.3 Анализ социально-экономической сферы района……………………………………………………………………………....15
2.2 Анализ внешних факторов развития МО……………….……………...….21
2.3 «Точки роста» Порховского района…………………………………….....27
Глава 3 Формирование концепции социально экономического развития Порховского района……………………………………………………………….40
3.1 Стратегический выбор и приоритеты развития Порховского муниципального района…………………………………………………….……..41
3.2 Стратегические цели и ключевые направления деятельности администрации Порховского муниципального района…………………….….. 41
3.3 Механизм реализации концепции социально-экономического развития Порховского муниципального района ………………………………….………..52
3.4 Организация управления и контроля за выполнением Стратегии социально-экономического развития……………………………….……...….….54

Заключение…………………………………………………………….……………56
Список использованной литературы...……………………

Работа состоит из  1 файл

5558Формирование стратегического выбора.docx

— 146.93 Кб (Скачать документ)

    Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. В соответствии с принципами правового государства самостоятельная деятельность населения по эффективному решению вопросов местного значения возможна только при правовой регламентации общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления .

    Законодательное регулирование местного самоуправления осуществляется не только исключительно нормативно-правовыми актами муниципального права, но и посредством широкого круга федеральных законов, в той или иной степени затрагивающих деятельность муниципальных образований:

- Гражданский  кодекс Российской Федерации  содержит статьи о признании  муниципальных образований и  выступающих от их лица органов  местного самоуправления равноправными  участниками гражданских правоотношений;

- Земельный кодекс Российской Федерации определяет механизм формирования муниципальной собственности на землю, права органов местного самоуправления на земли своей территории, порядок землепользования в городах и других поселениях;

- Бюджетное и налоговое законодательство регламентирует права органов местного самоуправления по бюджетно-финансовым вопросам, порядок разработки и утверждения минимальных государственных социальных стандартов и нормативов бюджетной обеспеченности;

- Федеральный  закон «Об основных гарантиях  избирательных прав» является  основой для муниципального избирательного права .

     Если на федеральном уровне закрепляются исходные начала, общие принципы правового регулирования, выделяются основы, гарантируются права местного самоуправления, то конкретные организационно-правовые формы, содержание и механизм функционирования местного самоуправления определяются на уровне субъекта Федерации  с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей .

     Для разработки и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования нормативно-правовой базой являются документы, самостоятельно принимаемые в муниципальных образованиях.

    Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ определяет полномочия и обязанности только федеральных органов власти, хотя он часто служит базовым документом для разработки правовых актов муниципальных образований. Субъекты федерации также принимают акты в данной сфере, однако и они определяют полномочия муниципальных органов лишь по участию в разработке региональных программ.

    Кроме того, существует разработанный и утвержденный Министерством экономического развития и торговли РФ «Макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации», для обеспечения методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития, который также может служить нормативно-методическим документом для разработки муниципальных программ.

 

1.3. Методические основы разработки  концепции социально-экономического  развития муниципального образования

 

Местное самоуправление призвано решать задачи жизнедеятельности населения, имея непосредственный контакт с  ним, ощущая его насущные проблемы, местные власти должны управлять  портфелем вопросов местного значения, не забывая при этом о задачах  стратегического управления.

Для разработки стратегии развития необходимо сформулировать действующую  стратегию и оценить ее. Оценка стратегии с качественной точки  зрения заключается в целостности  и ее внутренней согласованности (системности), а также обоснованности и соответствии реальной ситуации. Количественные результаты проявляются в фактическом состоянии  социально-экономического положения  МО, что находит свое подтверждение  в данных статистической отчетности. Результативность действующей стратегии  зависит от социальной активности населения, притока инвестиций, а также содержания функциональных составляющих стратегии: рациональность каждой составляющей стратегии (политик, проектов и программ), последние  действия администрации, субъектов  бизнеса и местного сообщества .

Стратегии развития муниципального образования - это важнейший элемент, в котором  формируются окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах и механизме  его достижения, а также о методах  управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономического развития региона, страны и муниципального образования. В основу концепции должны быть положены разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития муниципального образования, анализ ресурсов развития, а также конкурентные преимущества муниципального образования.

На основе концепции стратегии развития муниципального образования формируется план конкретных стратегических действий, представляющий собой вектор развития муниципального образования и имеет следующий порядок формирования:

•  стратегический анализ муниципального образования;

•  разработка и оценка сценариев развития на основе эталонной и действующей стратегий;

•  выработка философии развития муниципального образования, включающая в себя определение видения, миссии, целей и задач муниципального образования;

•  определение подходов и методов разработки стратегических планов и действий .

Ключевые звенья концепции развития муниципального образования - это определение  его видения, миссии, целей и задач, то есть то, что называют философией развития. При стратегическом управлении важно помнить о так называемой иерархической структуре стратегии, которая заключается в следующем: то, что на высшем уровне управления считается средством достижения каких-либо целей, на более низких уровнях  оказывается целью.

Исходя из выше сказанного, определяются основные подходы и методы разработки стратегии развития муниципального образования. При отсутствии стратегии  как документа предпринимаются  попытки выделения факторов, характеризующих  деятельность муниципального образования. Это необходимо для того, чтобы  затем выдвинуть гипотезу о содержании возможно действующей стратегии. При  этом проводится анализ как внутренних, так и внешних параметров муниципального образования. В качестве критериев выбора стратегии используются сильные стороны и внешние возможности, цели и все виды ресурсов.

    Концепция социально-экономического развития — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Концепция социально-экономического развития – это комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития территории, планируемых государством и муниципалитетами эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров, включающих научно-исследовательские, производственные, социально-экономические, организационно-хозяйственные, финансовые меры, увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам.

     Однако она является лишь частью системы прогнозных и программных документов, хотя и основным и наиболее проработанным.

    План социально-экономического развития области — это сводный документ, характеризующий социально-экономическое положение и основные направления деятельности органов власти по регулированию ее социально-экономического развития.

    Изучение порядка разработки и реализации программ социально-экономического развития, несомненно, даст навыки для составления прогнозов, концепций и планов. Поэтому в отчете при упоминании программ имеется в виду все программные и прогнозные документы.

   Концепция определяет общие направления, являющиеся по мнению населения наиболее важными.

Глава 2. Анализ исходной социально-экономической ситуации в Порховском районе

 

    2.1 Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации

    2.1.1 Историческая справка.

    Расположенный в 75 километрах восточнее Пскова по обоим берегам реки Шелони, Порхов был основан в 1239 году Александром Невским как часть системы обороны Новгородского княжества. Город за свою историю неоднократно подвергался нападениям немцев и литовцев. В древности Порховская крепость представляла собой деревоземляное сооружение, но в 1387 году началась замена деревянных стен каменными. Прекрасно сохранившаяся, она является главной достопримечательностью города.

    Район образован 1 августа 1927 года в составе Ленинградской области, с 23 августа 1944 года — в составе новообразованной Псковской области. В октябре 1959 года в состав Порховского района были переданы упразднённые      Славковский район и южная часть упразднённого Павского района.

     Всего насчитывается 572 сельских населённых пункта, из которых по переписи 2002 года в 65-ти деревнях население отсутствовало, в 140 деревнях и сёлах жило от 1 до 5 человек, в 111-ти — от 6 до 10 человек, в 148-ми — от 11 до 25 человек, в 59-ти — от 26 до 50 человек, в 26-ти — от 51 до 100 человек, в 11-ти — от 101 до 200 человек, 6-ти — от 201 до 500 человек, в 4-х — от 501 до 1000 человек, в 2-х — от 1000 до 2000 человек.

    На референдуме 11 октября 2009 год было поддержано объединение ряда волостей района: Павской и Березовской, Демянской и Дубровенской, Зареченской и Туготинской, Красноармейской и Туровской, Славковской и Митрофановской.

    Согласно Областному Закону № 984-ОЗ от 3 июня 2010 года и новой редакцией Областного Закона «Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области» на территории района было образовано 9 муниципальных образований: 8 сельских поселений (волостей) и 1 городское поселение. Таким образом, в 2010 году были упразднены следующие волости: Березовская (в пользу Павской); Демянская (в пользу Дубровенской); Зареченская (в пользу Туготинской); Туровская (в пользу Красноармейской); Митрофановская (в пользу Славковской).

 

  2.1.2 Общая характеристика.

 

   Расстояние от города Порхов до областного центра  (Псков) составляет 80 километров. Район находится на востоке области. Район граничит на севере с Стругокрасненским районом той же области, на западе — с Псковским, на юго-западе — с Островским, на юге — с Новоржевским, на юго-востоке — с Дедовичским, на востоке — с Дновским районом, на северо-востоке — с Новгородской областью. Территория района имеет форму неправильного прямоугольника, вытянутого с северо-востока на юго-запад на 68 км, с шириной центральной части до 40 км.

Климат умеренно-континентальный, в целом благоприятный для  проживания населения и ведения  сельскохозяйственного производства, однако неустойчивость погодных явлений, выражающихся по годам в неравномерном  выпадении осадков и колебания  температурного режима, отрицательно влияет на урожайность культур.

     Поверхность Порховского района преимущественно равнинная. Значительное расчленение поверхности создает довольно густая сеть речных долин (рек Шелони, Узы, Демянки, Белки, Черехи и др.).

    Повсеместно на территории района расположены дерно-подзолистые почвы различного механического состава. В целом для района типичны легкие почвы: легко-суглинистые, супесчаные.

    Полезные ископаемые pайона связаны с девоном (известняки, гипс, минеpальные воды) и с водно-ледниковыми позднечетвеpтичными отложениями (стpоительные пески, ПГМ, тоpф, сапpопель, легкоплавкие глины). Всего в районе выявлено более 30 месторождений и проявлений.   Наибольшую ценность представляют карбонатные породы, торф и гипс. На базе Поpховского местоpождения известняков pаботает Поpховский извесковый завод «Сизма»; Порховское ДРСП ведет добычу ПГМ и строительных песков месторождений Дубровичи и Студенец-1, а курорт «Хилово» добывает подземную минеральную воду для лечебных целей.

    Территория района составляет 3 190  кв. км.

    Население района составляет 24619 человек, в том числе в городских условиях (в городе Порхов) проживает 11066 человек (1 января 2010 года). По переписи 2010 года — соответственно 21568 и 10608 человек (14 октября 2010 года).

 

     2.1.3 Анализ социально-экономического развития

    Промышленность

     В соответствии с Общероссийским классификатором  видов экономической деятельности  производственный сектор экономики района включает основные виды деятельности:

    -  сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

    - обрабатывающие производства;

    - производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

   -  транспорт и связь.

    Исторически сложившаяся структура экономики района обуславливает тот факт, что большая часть (70,3%) отгруженных товаров приходится на обрабатывающие производства и сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство.     Объём отгруженных товаров собственного производства, в обрабатывающих производствах (2011 г.) составил 1,05 млрд руб.

    По итогам 2011 года наибольший удельный вес в объеме отгрузок обрабатывающих производств имел такой вид, как «производство пищевых продуктов, включая напитки и табака» (68,8%).

Информация о работе Формирование стратегического выбора на примере МО «Порховский район»