Формирование стратегического выбора на примере МО «Порховский район»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо было решение следующих задач:
1. Анализ исходной социально-экономической ситуации в районе. Географическое положение и природные ресурсы.
2. Выявление основных проблем и перспектив развития муниципального образования
3. Разработка миссии и основных целей социально-экономического развития муниципального образования.
4. Характеристика стратегического выбора муниципального образования

Содержание

Введение……………………………………………………………………............. 3
Глава 1 Концепция как базовый документ в системе муниципального стратегического планирования……………………………………………….....…5
1.1 Разработка стратегии развития муниципального образования…….....…5
1.2 Нормативно правовая база разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования………………………..8
1.3 Методические основы разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования………………………………………………………………………..10
Глава 2 Анализ исходной социально-экономической ситуации в Порховском районе....……………………………………………………………………………13
2.1 Стартовые условия и оценка………………………………………………13
2.1.1 Историческа справка……………………………………………………..13
2.1.2 Общая характеристика……………………………….…………………..14
2.1.3 Анализ социально-экономической сферы района……………………………………………………………………………....15
2.2 Анализ внешних факторов развития МО……………….……………...….21
2.3 «Точки роста» Порховского района…………………………………….....27
Глава 3 Формирование концепции социально экономического развития Порховского района……………………………………………………………….40
3.1 Стратегический выбор и приоритеты развития Порховского муниципального района…………………………………………………….……..41
3.2 Стратегические цели и ключевые направления деятельности администрации Порховского муниципального района…………………….….. 41
3.3 Механизм реализации концепции социально-экономического развития Порховского муниципального района ………………………………….………..52
3.4 Организация управления и контроля за выполнением Стратегии социально-экономического развития……………………………….……...….….54

Заключение…………………………………………………………….……………56
Список использованной литературы...……………………

Работа состоит из  1 файл

5558Формирование стратегического выбора.docx

— 146.93 Кб (Скачать документ)

Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы МО Порховский район

Сферы

Уникальность, конкурентные преимущества

Ключевые проблемы

1. Ресурсный потенциал

1.1. Географическое положение

Прохождение по территории района автомагистралей  «Санкт- Петербург- Великие Луки» и «Псков- Новгород Великий». Октябрьской железной дороги

Отдаленность районного центра крупных  населенных пунктов (инвесторов) на расстояния от 150 до 280 км

1.2. Природно-ресурсный потенциал

Благоприятный климат

Наличие месторождений сырья  для производства строительных материалов (глина, песок)

Наличие водных объектов

Наличие свободных территорий для расширения хозяйственной деятельности.

Недостаточно эффективное использование  полезных ископаемых, водных и земельных  ресурсов.

 

2. Качество жизни населения

2.1. Демография

 

Снижение уровня детской  смертности.

Высокий удельный вес молодежи в возрасте от 18 до 24 лет.

Сокращение численности сельского  населения.

Высокий уровень смертности населения.

Превышение смертности над  рождаемостью.

Высокий удельный вес населения  пенсионного возраста.

Естественная убыль населения  за счет увеличения смертности и низкой рождаемости

2.2. Уровень жизни населения. Заработная  плата 

Рост номинальной заработной платы.

Низкий уровень заработной платы  в бюджетной сфере.

2.3.Жилищно-коммунальная сфера и  благоустройство

Централизованное снабжение материально-техническими ресурсами

Оперативное финансовое управление

Оптимизация расходов на аппарат  управления

Значительный износ коммуникаций (теплотрасс, канализации, водопроводов, электрических сетей).

Низкая эффективность  работы коммунального хозяйства. Слабое внедрение энерго и ресурсосберегающих технологий.

Высокая степень износа части  жилого фонда.

Недостаток средств для проведения текущего и капитального ремонта жилого фонда.

Отсутствие производства по утилизации бытовых и промышленных отходов.

2.4. Потребительский рынок

Рост оборота розничной торговли на одну душу населения.

Рост количества услуг, оказываемых  населению района

Недостаток предприятий общественного  питания и бытового обслуживания.

Недостаток квалифицированных  кадров.

2.5. Защита жизни и имущества граждан

Профилактика правонарушений и работа с подростками из неблагополучных  семей

Обеспечение выпускников  школ-интернатов жильем и социальными пенсиями

Рост уровня преступности несовершеннолетних.

Недостаточная материально-техническая  база органов внутренних дел.

Отсутствие социальных гарантий для членов добровольных народных дружин.

Высокий уровень дорожно-транспортных происшествий.

2.6 Пассажирский транспорт

Автомобильное транспортное сообщение  с областным центром.

Наличие внутрирайонных автобусных маршрутов.

Организация перевозок населения  маршрутными такси.

Высокий уровень износа пассажирского  транспорта.

Отсутствие транспортного  сообщения между отдельными сельскими  населенными пунктами муниципального образования.

Убыточность автотранспортного  предприятия

3. Экономический потенциал

3.1. Сельское хозяйство

Развитие растениеводства.

Участие в областных и  федеральных программах поддержки  сельхозпредприятий.

Проведение строительства  новых и модернизации имеющихся  животноводческих комплексов

Необходимость проведения строительства  новых и модернизации имеющихся  животноводческих комплексов

Неустойчивое финансовое состояние некоторых сельхозпредприятий.

Устаревшая материально-техническая  база сельскохозяйственных предприятий.

Отдаленность от областного центра

4. Кадровый потенциал

4.1. Занятость населения

Проведение мини-ярмарок вакансий рабочих мест

Трудоустройство несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет

Дефицит квалифицированных кадров современных  рабочих профессий.

Низкая заработная плата  вакантных профессий.

Маятниковая миграция экономически активного населения.

4.2. Инвестиционный потенциал

Благоприятное географическое положение.

Наличие земельных ресурсов и свободных площадок для сельскохозяйственного, промышленного использования.

Недостаточная работа администрации  по повышению уровня инвестиционной привлекательности района.


 

ВЫВОДЫ: Анализ сочетания внешних и внутренних факторов развития МО Порховский район позволяет сделать следующий прогноз:

Многоотраслевая структура экономики в сочетании  с высоким темпом институциональных  и структурных реформ в России создают предпосылки для успешного  развития конкурентоспособных отраслей.

Рост  инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку города, успешная защита прав собственности позволяют произвести модернизацию основных фондов.

Наличие памятников истории и культуры, рекреационных  зон в сочетании с ростом туризма  должны быть использованы для увеличения посещаемости города туристами и  развития туристической инфраструктуры в городе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 «Точки роста» Порховского района.

 

На следующем  этапе анализа определены возможности  социально-экономического развития муниципального образования «Порховский район», а также угрозы, которые могут препятствовать дальнейшему развитию.

Примерный перечень сильных и слабых сторон развития муниципального образования «Порховский район»( Таблица 4):

Таблица 4

Преимущества  и недостатки Порховского МО 

Сильные стороны (S)

Слабые стороны(W)

География и  транспорт 

1.Расстояние от города Порхов  до областного центра  (Псков)  составляет 80 километров. Район находится  на востоке области. Район граничит на севере с Стругокрасненским районом той же области, на западе — с Псковским, на юго-западе — с Островским, на юге — с Новоржевским, на юго-востоке — с Дедовичским, на востоке — с Дновским районом, на северо-востоке — с Новгородской областью.

2.Выгодное географическое  положение

3.Прохождение по территории  района автомагистралей «Санкт- Петербург- Великие Луки» и «Псков- Новгород Великий». Октябрьской железной дороги

Отсутствие транспортно-логистических  компаний и инвестиционных проектов.

 

Природный потенциал

1.Благоприятный климат для проживания  и ведения сельского хозяйства.

2.Наличие   полезных  ископаемых (известняки, гипс, минеpальные воды стpоительные пески, ПГМ, тоpф, сапpопель, легкоплавкие глины).

3.Наличие свободных территорий  для расширения хозяйственной  деятельности. 

4.Наличие водных объектов

1.Неустойчивость погодных явлений,  выражающихся по годам в неравномерном  выпадении осадков и колебания  температурного режима, отрицательно  влияет на урожайность культур

2. Слабое и нерациональное  использование природных ресурсов 

Население и трудовые ресурсы

1.Наличие свободных промышленных  площадок для организации деятельности  малого и среднего предпринимательства.

2.Развитие лечебно-профилактических  учреждений.

3.Снижение уровня детской  смертности.

4.Высокий удельный вес  молодежи в возрасте от 18 до 24 лет.

5.Достаточно высокий уровень  грамотности и квалификации при  невысокой стоимости рабочей  силы.

1.Сокращение численности постоянного  населения.

2.Сохранение темпов естественной  убыли населения.

3.Низкий уровень экономической  и социальной инициативности  населения.

4.Высокий уровень скрытой  безработицы.

5.Низкий средний уровень  доходов населения.

6.Старение населения 7.Несбалансированность  подготовки кадров и рынка  труда.

9.Дефицит кадров ряда  рабочих профессий.

10.Отток квалифицированных  кадров.

11.Несоответствие спроса  и предложения на рынке труда.

Экология

1.Экологически чистый район

2.Отсутствие  большого  количества промышленных источников  загрязнения окружающей среды.

 

Отсутствие очистных сооружений.

 Социальная сфера 

1.Наличие устойчивого платежеспособного  спроса на потребление платных  услуг, в том числе услуг  ЖКХ.

2.Развитая система финансово-кредитных  организаций.

3.Наличие объектов соц.  значения (медицина, культура, образование,  спорт).

4.Наличие объектов исторического,  культурного, природного наследия.

5.Наличие культурных и  спортивных традиций (День города, турниры по футболу, волейболу,  традиционные праздники   и  т.д.)

6.Реорганизация неэффективно  работающих предприятий в сфере  жилищно-коммунального хозяйства  в ООО, создание товариществ  собственников жилья.

7.Снижение уровня безработицы.

8.Развитая сеть предприятий  торговли и сферы обслуживания  в городе.

9.Снижение уровня преступности.

1.Высокая степень износа инженерных  коммуникаций.

2.Большая доля ветхого  и аварийного жилья.

3.Неразвитая система жилищного  кредитования.

4.Недостаточная обеспеченность  земельных участков инженерной  инфраструктурой.

5.Предприятия ЖКХ имеют  неустойчивое финансовое положение.

6.Низкая заработная  плата.

7.Требуются значительные  вложения для восстановления  памятников истории и культуры.

8.Иждивенческая позиция  населения; 

9.Отсутствие стимулов  к развитию личности;

10.Заниженные требования  к уровню качества жизни. 

Экономическое развитие   

Градообразующие предприятия

1.Наличие на близлежащих территориях  полезных ископаемых, доступных  для разработки открытым способом  и соответственно имеющих относительно  дешевую себестоимость добыч.

2.Градообразующие предприятия  занимают значительную долю в  объемах производств.

1.Динамику развития промышленности  полностью определяет Сельскохозяйственная  отрасль. 2.Предприятия по переработке  сельхоз. продукции находятся  на территории района.

3.Устаревшие технологии

4.Износ технологического  оборудования

Местная промышленность и малый бизнес

1.Наличие развитого малого предпринимательства.

2.Наличие возможностей  для развития других видов  экономической деятельности и  самозанятости населения.

3.Наличие свободных производственных  площадей и технологических мощностей  для создания новых производств.

4.Наличие транспортного  сообщения.

Наличие и муниципальных  программ поддержки предпринимателей.

1.Высокий уровень физического  и морального износа оборудования  на ряде малых предприятий.

2.Высокая ресурсоемкость  применяемых технологических процессов.

3.Низкая доля услуг  в общем объеме производства.

4.Критическая зависимость  бизнеса от снижения человеческого  капитала.

Состояние социальной и инженерной инфраструктуры ЖКХ

1.Наличие устойчивого платежеспособного  спроса на потребление платных  услуг, в том числе услуг  ЖКХ.

2.Развитая система финансово-кредитных  организаций. Наличие устойчивого  платежеспособного спроса на  потребление платных услуг, в  том числе услуг ЖКХ.

3.Развитая система финансово-кредитных  организаций.

1.Высокая степень износа инженерных  коммуникаций.

2.Большая доля ветхого  и аварийного жилья.

3.Неразвитая система жилищного  кредитования.

4.Недостаточная обеспеченность  земельных участков инженерной  инфраструктурой.

5.Предприятия ЖКХ имеют  неустойчивое финансовое положение.

6.Отсутствие конкуренции  на рынке услуг по управлению  домами

Пространственная организация

Наличие земельных участков доступных  для реализации инвестиционных проектов

 

Инженерная инфраструктура

1.Наличие резерва энергомощностей

2.Наличие площадок для  перспективного размещения бизнеса

3.Наличие централизованного  тепло- и водоснабжения.

1.Износ инженерных сетей.

2.Устаревшая система сбора  и захоронения отходов.

Образование

1.Наличие всех основных звеньев  системы образования в районе, как основа для создания системы  непрерывного образования.

2.Наличие  квалифицированных педагогических  кадров.

3.Высокий  уровень информационной культуры  учащихся.

4.Развитая  сеть профессионального образования,  способная осуществлять подготовку  квалифицированных специалистов  и рабочих кадров для всех  отраслей экономики района.

5.Активное  развитие профильного обучения  в общеобразовательных учреждениях.

6.Использование современных  технологий в образовании

1.Низкий уровень оплаты труда  в отрасли.

2.Старение педагогических кадров.

3.Отсутствие обновления материально-  технической базы для обучения.

4.Недостаточная обеспеченность  дошкольными образовательными учреждениями  и школами.

Социальная защита населения

1.Сформированная система деятельности  и высокая организация работы  органов и учреждений социальной  защиты населения.

2.Наличие квалифицированных  кадров в отраслях социальной  сферы.

1.Недостаток объектов социальной  инфраструктуры и их высокий  износ.

2.Недостаточное  финансирование для решения некоторых  полномочий, переданных органам  местного самоуправления.

3.Недостаточная обеспеченность  учреждений социальной политики и социального развития современным оборудованием.

Здравоохранение

1.Использование современных технологий  в здравоохранении.

2.Развитая  система оказания качественных  платных услуг в здравоохранении.

3.Стабилизация общего  уровня заболеваемости.

1.Дефицит специалистов и врачебных  кадров в поликлиниках и стационарах,  старение кадров.

2.Недостаток объектов  социальной инфраструктуры и  их высокий износ.

Культура

1.Высокий культурно-исторический  потенциал территории. (Приложение№1)

2.Наличие  доступной сети учреждений культуры.

3.Наличие  на территории района центров  национальных культур и коллективов  художественной самодеятельности.

4.Сильные  творческие коллективы.

1.Недостаточность бюджетного финансирования.

2.Слабая  материально-техническая база.

3.Малый  приток молодых специалистов.

4.Обветшалость  зданий и сооружений.

5.Низкий  уровень обеспечения безопасности  учреждений культуры.

Состояние бюджетной сферы

1.Выполнение в полном объеме  бюджетом района социальных обязательств.

2.Проведение бюджетной  реформы, оптимизация бюджетных  расходов.

3.Использование и внедрение  передовых и единых информационных  технологий, позволяющих объединить  бюджетный процесс и использовать  систему электронного документооборота.

1.Дотационность бюджета. Зависимость  местного бюджета от регионального.

2.Зависимость доходной  части бюджета от деятельности  градообразующего предприятия.

3.Возникновение дополнительной  нагрузки вследствие администрирования  расходов по передаваемым полномочиям  от одного уровня бюджета другому.

4.Возможность появления  кредиторской задолженности по  принятым бюджетным обязательствам.

Местное самоуправление

1.Наличие законодательной активности, стимулирующей развитие экономики  в городе (ключевые экономические  вопросы рассматриваются утверждаются на сессии Совета МО).

2.Эффективность управления  администрации МО в достижении  положительных результатов в  социально-экономическом развитии  города - высокая степень синхронизации  задач, решаемых администрацией  МО, с задачами, поставленными областной  администрацией и  федеральным  Правительством.

3.Развитие межмуниципального  сотрудничества на региональном  и международном уровне.

1.Низкий уровень самоорганизации  населения.

2.Низкая гражданская активность  населения.


 

Результатом анализа явилось решение о  выборе наиболее перспективной стратегии  развития района, цель минимизировать слабости района, одновременно максимизировав  возможности района.

Основные  слабости (проблемы) района, которые  накопились в районе до настоящего времени и должны решаться в перспективе, следующие:

  • продолжающееся естественное сокращение численности населения, низкий уровень рождаемости, неблагополучное состояние здоровья населения, относительно низкий уровень продолжительности жизни;
  • низкое качество жизни и сферы услуг в малых и средних сельских населенных пунктах;
  • отсутствие достаточных трудовых и социально-культурных стимулов, мотивации для сельской молодежи, что вызывает ее отток в города и лишает сельские районы человеческих ресурсов для дальнейшего развития;

В период реализации стратегии возможно обострение следующих проблем:

- необходимость участия в обеспечении рабочими местами населения, высвобождающегося из традиционных отраслей;

- расселение ветхого и амортизирующегося жилья;

- организационно-экономическая и технологическая деградация системы жилищно-коммунального хозяйства;

- несоответствие прежней системы социально-культурного обслуживания в сельской местности  новым условиям;

- нарастание (возникновение) энергодефицита в сфере производственного потребления;

- осложнение вопросов землепользования и отводов земли для муниципальных и инвестиционных нужд, в связи с  отсутствием полноценной системы документов территориального планирования, недостаточной упорядоченностью прав собственности на земельные участки.

     ВЫВОДЫ: Проанализировав данные в табл. 4, можно сделать вывод, что благоприятных возможностей для социально-экономического развития МО Порховского района во много раз больше, чем потенциальных опасностей.        

       Основные  потенциальные опасности:

- связанные  с недостаточной конкурентоспособностью  экономики МО;

- связанные  с отраслевыми диспропорциями  в экономике города;

-угрозы демографического  характера.

Таблица 5

SWОТ – анализ

Порховского МО

      ВНЕШНЯЯ СРЕДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

Возможности(O):

1. Привлечение инвестиций в экономику МО.

2.Повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг муниципальных товаропроизводителей.

3.Получение государственной (в т.ч. федеральной) поддержки для реализации крупных инфраструктурных проектов на территории МО.

4.Повышение эффективности  развития сельского хозяйства.

5.Развитие современного туристического бизнеса.

6.Строительство объектов образования;

7.Привлечение инвестиций в жилищное строительство.

8.Реализация межрегиональных проектов, в том числе  туристических.

9.Использование трудовых ресурсов за счет миграционного притока из других регионов России и стран СНГ.

10.Развитие международных связей, стимулирование создания на территории МО иностранных и совместных предприятий.

Угрозы(T):

1.Неготовность большинства предприятий МО к работе по правилам ВТО.

2.Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители – риск снижения конкурентоспособности сельхозпроизводства.

3. Недостаточный уровень  инвестиционной активности.

4. Снижение объема полномочий  органов местного самоуправления

5.Угроза оттока квалифицированных кадров из АПК и утери технологий и традиций сельскохозяйственного производства.

6.Рост смертности населения, угроза увеличения демографической нагрузки на работающее население.

7. Загрязнение окружающей  среды

Сильные стороны(S): 1.Благоприятная для развития сельского хозяйства структура населения.

2.Наличие полезных ископаемых

3.Наличие развитого малого предпринимательства.

4.Наличие производственных площадей и технологических мощностей для создания новых производств.

5. Наличие транспортного сообщения.

6.Использование современных технологий в образовании и здравоохранении.

7.Высокий культурно-исторический потенциал территории.

8. Развитая спортивная инфраструктура

9.Выполнение в полном объеме бюджетом района социальных обязательств.

Стратегии (SO)          (как сильные стороны могут быть использованы для реализации 
возможностей):

1. Использование возможностей 3,5,8 для развития МО как 

ТУРИСТИЧЕСКОЙ

ЗОНЫ за счет сильных

сторон 5,7.

2. Использование возможностей 1,2,3,4,9 для развития СЕЛЬСКОХОЗЯЙСВЕННОЙ  ОТРАСЛИ в МО

за счет таких сильных  сторон, как 1,4,5.

3. Использование возможностей 1,3,10 для создания ИНВИСТИЦИОННЫХ  ПРОЕКТОВ за счет таких сильных  сторон,как 1,2,4,5. 

Стратегии       (ST)  

(какие сильные стороны необходимо сохранить для предотвращения угроз):

1. Использование сильных  сторон 1,4,9  для создания АГРОПРОМЫШЛЕННОГО  КОМПЛЕКСА

под воздействием

угроз 3, 4,5.

2. Использование сильных  сторон 7, 8,9 для развития Порховского района как ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

под воздействием угроз 7.

Слабые стороны(W): 1.Сокращение численности постоянного населения.

2.Низкий средний уровень доходов населения.

3.Несбалансированность квалифицированных  кадров и рынка труда.

4.Устаревшие технологии

Износ технологического оборудования

5. Динамику развития промышленности определяет сельскохозяйственная  отрасль.

6.Высокая степень износа инженерных коммуникаций.

7.Отсутствие обновления материально- технической базы для обучения.

8..Недостаточное финансирование для решения некоторых полномочий, переданных органам местного самоуправления.

9.Дотационность бюджета. Зависимость местного бюджета от регионального.

10. Отсутствие цивилизованного  рынка.

 Стратегии (WO) (как слабые стороны мешают реализации возможностей):

1. Использование возможностей 1,2,3,7,8,10 для развития МО как 

БЛАГОПРИЯТНОГО РАЙОНА, что  позволит

устранить такие слабые

стороны, как 1,2,3.

2. Использование возможностей 1,3,7,10 для развития РЫНКА ТРУДА

что позволит

устранить такие слабые

стороны как 1,2,3.

 

Стратегии (WT) (что необходимо сделать для предотвращения кризисных явлений, вызванных проявлением слабых сторон в условиях действия соответствующих угроз):

1. Под воздействием угроз  1, 2,3, 5, развивать Псков как 

БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РАЙОН,

устранив при этом слабые стороны 1,2,3.


 

       По результатам SWOT-анализа определены основные группы ключевых проблем социально-экономического развития  Порховского района, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации основных направлений:

   Инфраструктурные проблемы

- значительный износ коммуникаций жилищно-коммунального хозяйства;

- большое количество объектов теплоснабжения с низким коэффициентом загрузки мощностей;

-  слабое внедрение новых технологий в области ЖКХ.

    Ресурсные проблемы

-    недостаточное освоение разведанных месторождений полезных ископаемых;

- необходимо на территории района строительство предприятий по производству строительных материалов и конструкций из сырья месторождений Порховского района;

- создание санаторно-курортных и туристических предприятий.

    Кадровые проблемы

- проблемы демографического характера и рынка труда;

- высокая стоимость энергоресурсов;

- высокий моральный и физический износ основных производственных фондов;

    Экономические проблемы

- недостаток собственных средств предприятий для реализации инвестиционных проектов;

- отсутствие у предприятий - заемщиков реального залогового обеспечения кредитов;

- отсутствие системы защиты местных товаропроизводителей от иностранных конкурентов.

    Законодательные проблемы

- непостоянство законодательства;

- недостаточное наличие комментариев и разъяснений о порядке применения законодательных актов федерального и областного уровня для принятия подзаконных правовых актов на муниципальном уровне;

- несовершенство законодательства,  освобождающее индивидуальных предпринимателей и малые предприятия отчитываться перед органами статистики по объемам вырабатываемой продукции, что в значительной степени искажает реальное положение дел в отраслях;

    Социальные проблемы

-  сокращение уровня безработицы;

- снижение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;

- доведение заработной платы работающего населения до среднеотраслевого уровня.

     Экологические проблемы

- наличие несанкционированных свалок на территории района;

- высокий износ очистных сооружений и канализационных сетей;

- хранение на специальных складах пестицидов и агрохимикатов, требующих утилизации специализированными организациями;

- рост выбросов загрязняющих веществ автотранспортом, вызванный как увеличением его количества, особенно в летний период, так и ухудшением его технического состояния, а также использование низкокачественного моторного топлива.

      В отрасли животноводства:

- изношенность материально-технической базы и недостаточная обеспеченность высокотехнологичным оборудованием; 

- выкуп животноводческих  помещений у предприятий-банкротов;

- низкий  генетический потенциал используемых  животных; 
- слабые темпы освоения прогрессивных технологий.

     В области зернового производства:

- недостаточное  освоение прогрессивных технологий  возделывания зерновых культур; 

- недостаточно  развитая инфраструктура агропродовольственного рынка;

- отсутствие цивилизованного рынка земли;

- высокий  физический и моральный износ техники.

    В  отрасли овощеводства:

- недостаточное освоение прогрессивных технологий возделывания овощей; 
- недостаточно развитая перерабатывающая промышленность.

    В отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности:

- высокий моральный и физический износ основных фондов; 
- недостаток сырьевых ресурсов из-за диспаритета цен.

    Малые формы хозяйствования - личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства:

- недоступность  кредитных ресурсов  для большинства личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств из-за отсутствия залоговой базы;

- отсутствие  научной, технологической и рыночной  информации,  и информации о передовом производственном опыте;

- ограничение  роста производства продуктов  животноводства в ЛПХ санитарными нормами;

- отсутствие  цивилизованного рынка сбыта  продукции, производимой  данной категорией хозяйств.

 

 

 

 

 

Таблица 6

Факторный анализ Порховского района

 

Наименование функ-ции (вид деятельности)

Факторы роста

Факторы торможения

Наименование фактора

Оценка значи-мости

Оценка вероят-ности

Интегральная оценка

Наименование фактора

Оценка значи-мости

 

вероят-ности

Интегральная оценка

Туристическая функция

Достопри-мечательности

Приграничная зона

Близость к ведущим  центрам России

9

 

5

 

6

0,5

 

0,2

 

0,2

3,0

 

1,3

 

0,6

Недостаточная реклама достопримечательностей района

Комфорт

Отсутствие подготовленного  персонала в данной отрасли

9

 

 

 

 

2

6

0,1

 

 

 

 

0,1

0,8

1,7

 

 

 

 

1,6

0,9

     

1

4,9

   

1

4,2

Промышленная функция, Лесозаготовка  и переработка древесины

Наличие сырьевой базы

Наличие внутреннего и  внешнего рынка сбыта продукции

Наличие трудового потенциала для развития перерабатывающей промышленности

Наличие развитой транспортной сети – автомобильная и железная дороги

8

 

9

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

6

0,3

 

0,2

 

 

 

 

0,4

 

 

 

 

 

 

 

0,1

2,4

 

1,8

 

 

 

 

1,6

 

 

 

 

 

 

 

0,6

Низкий уровень бизнес-планирования

Недостаток оборотных  средств

Низкая активность инвесторов

Отсутствие передовых  технологий по заготовке и переработке  древесины

Высокий износ оборудования на

предприятиях перерабатывающей промышленности

8

 

 

6

 

 

5

 

 

4

 

 

 

 

 

2

0,2

 

 

0,1

 

 

0,3

 

 

0,2

 

 

 

 

 

0,2

1,6

 

 

0,6

 

 

1,5

 

 

0,8

 

 

 

 

 

0,4

     

1

6,4

 

 

1

4,9

Сельскохозяйственная функция

Наличие крестьянских (фермерских) хозяйств

Наличие земельных ресурсов для дальнейшего развития фермерских хозяйств

Возможность производства экологически чистых продуктов

Наличие сельскохозяйственных формирований, способных развивать  растениеводств и животноводстваа

4

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

5

0,4

 

 

 

0,4

 

 

 

 

 

 

0,1

 

 

 

 

0,1

1,6

 

 

 

2,4

 

 

 

 

 

 

0,3

 

 

 

 

0,5

Низкая эффективность работы коллективных сельхозформирований

Отсутствие государственной  системы закупок сельскохозяйственной продукции

Снижение у сельских жителей  мотивации к работе на земле

6

 

 

 

5

 

 

 

 

5

0,4

 

 

 

0,3

 

 

 

 

0,3

2,4

 

 

 

1,5

 

 

 

 

1,5

       

4,8

   

1

5,4

Информация о работе Формирование стратегического выбора на примере МО «Порховский район»