Формы непосредственного осуществления местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать понятие формам местного самоуправления, рассмотреть непосредственные формы осуществления населением местного самоуправления, изучить их правовую основу и процесс их непосредственной реализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. местное самоуправление………………………………….4
1.1. Понятие форм местного самоуправления………………………………..4
Глава 2. непосредственные формы местного самоуправления…………………………………………………………5
2.1. местный референдум……………………………………………………...5
2.2. Муниципальные выборы…………………………………………………12
2.3. Собрания (сходы) граждан……………………………………………….16
2.4. Народная правотворческая инициатива…………………………………18
2.5. Обращения граждан в органы местного самоуправления……………...20
2.6. Территориальное общественное самоуправление……………………....23
Заключение……………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

местное самоуправление.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

    Органы  городского самоуправления обеспечивают исполнение принятого на городском  референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным  Уставом муниципального образования (ст.22). 

Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования результатов референдума.

Каждый  гражданин или группа граждан  могут образовать инициативную группу по проведению местного референдума  в количестве не менее 10 человек. Инициатором  проведения местного референдума может  также выступить общественное" объединение, зарегистрированное в органе юстиции того же или более высокого уровня. В этом случае руководящий орган такого общественного объединения выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума независимо от своей численности.

Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

Указанный орган в течение 15 дней со дня  поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязан рассмотреть это ходатайство, приложенные к нему документы и принять решение о назначении референдума либо об отказе в регистрации инициативной группы.

Орган местного самоуправления в срок не более 20 дней обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, установленным требованиям. Затем регистрирует инициативную группу, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

С момента  получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума.

Подписи граждан собираются в порядке  и количестве, определяемом законом  субъекта Российской Федерации и  уставом муниципального образования. Максимальное количество подписей не может превышать 5 % от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Период сбора подписей должен составлять не менее 20 дней.

После окончания сбора подписей подписные  листы и итоговый протокол инициативной группы передаются в комиссию референдума.

Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается его назначение на праздничный день. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не позднее чем через 6 дней со дня его принятия и не менее чем за 45 дней до дня голосования.

Процесс подготовки местного референдума представляет собой совокупность этапов и действий, которые можно назвать стадиями референдумного процесса, включающими в себя:

- формирование комиссий референдума,

- составление списков участников референдума;

- образование участков референдума,

-  агитацию при проведении референдума;

- финансирование референдума;

-  организацию голосования;

-  подсчет голосов участников референдума;

- установление результатов референдума и их опубликование.

Подготовку  и проведение местного референдума, защиту права граждан на участие  в местном референдуме осуществляют муниципальные (территориальные) комиссии референдума и участковые комиссии референдума.

Полномочия, порядок формирования и деятельности комиссии референдума устанавливаются  ст. 21, 23—27 названного Федерального закона, законами и уставами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. 

2.2. Муниципальные выборы

   Муниципальные выборы — это выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных яиц местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации определяет свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа. Именно путем выборов формируются органы местного самоуправления, через которые народ осуществляет свою власть. Местная власть является самостоятельной разновидностью публичной власти, не входящей в систему государственной власти.

Правовой  основой проведения муниципальных выборов являются: Конституция РФ, Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав к права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать, и быть избранными в органы местного самоуправления", другие федеральные законы, уставы и законы субъектов Российской Федерации.

    Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г. определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Под органами местного самоуправления Федеральный закон понимает представительные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление.

  В Федеральном законе закрепляются принципы проведения выборов.

Всеобщее  избирательное право означает право гражданина Российской Федерации, достигшего возраста 18 лет, избирать, участвовать в иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного законом, — быть избранным в органы местного самоуправления.

   Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

   Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения им права на участие в выборах в органы местного самоуправления. Установление продолжительности и срока постоянного преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

   Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

    В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерация иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

   Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях.

   Прямое избирательное право означает, что граждане Российской Федерации голосует на выборах за кандидата или против кандидата.

  Выборы органов местного самоуправления или депутатов являются обязательными и назначаются уполномоченным на то органом или должностным лицом.

  В случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

Голосование может быть назначено только на календарный  выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.

В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы, то они проводятся соответствующей избирательной комиссией:

- первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов;

- не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов.

В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов, то они назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.

 Подготовка и проведение муниципальных выборов включает ряд этапов и действий, которые в своей совокупности можно определить как стадии избирательного процесса, включающие в себя:

- составление списков, избирателей;

- образование избирательных округов;

-  образование избирательных участков;

- формирование избирательных комиссий;

- выдвижение кандидатов,

-  регистрацию кандидатов;

- статус зарегистрированных кандидатов;

- предвыборную агитацию;

- финансирование выборов;

- организацию и порядок голосования;

- подсчет голосов избирателей;

- установление результатов выборов и их опубликование. 

2.3. Собрания (сходы) граждан

  Собрания (сходы) граждан могут созываться для решения вопросов местного значения. В случае если собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления, оно считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Порядок проведения собраний (сходов) граждан  устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

  На федеральном уровне продолжает действовать Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1985 г., утвердивший Положение об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства в РСФСР, в соответствии с которым на собраниях (сходах) могут решаться вопросы:

- избрания органов общественной самодеятельности;

- выдвижения кандидатов в депутаты поселковых, сельских советов;

- отзывы депутатов этих советов;

- избрание народных заседателей районных (городских) народных судов и их отзыва;

- самообложение сельского населения.

Законы  о собраниях (сходах) граждан приняты  во многих субъектах Российской Федерации. В них определяются принципы организации и проведения собраний (сходов), их полномочия, порядок принятия решений.

Собрания (сходы) граждан по отдельным территориям  муниципального образования созываются по мере необходимости. Инициатива проведения собрания может исходить непосредственно от населения, депутатов, избранных на данной территории, главы муниципального образования, органов территориального общественного самоуправления, иных органов или должностных яиц. Для решения наиболее важных вопросов, например:

- о создании органа территориального общественного самоуправления,

- проведении выборов в такие органы,

- выбор  старосты поселкового самоуправления,

Информация о работе Формы непосредственного осуществления местного самоуправления