Формы участия населения в местном самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:03, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные процессы и формы, посредством которых граждане осуществляют свое конституционное право на местное самоуправление, а также формы и процессы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть сущность основных форм прямого волеизъявления населения на местном уровне;
- изложить основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне.. 7
1.1 Местный референдум как высшая форма народовластия………. 7
1.2 Муниципальные выборы………………………………………….. 15
1.3 Сходы граждан…………………………………………………….. 17
1.4 Территориальное общественное самоуправление………………. 20
1.5 Голосование по отзыву депутата и иные формы народовластия на местном уровне…………………… …………………………… 25
Глава 2. Организация участия населения в местном самоуправлении в Тюменской области……………………………..…………………. 32
2.1 Основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области ……………………………………………….. 32
2.2 Проблемы функционирования ТОС (на примере г. Тюмени)…... 38
Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список используемой литературы…………………………………………… 46

Работа состоит из  1 файл

Формы участия населения в местном самоуправлении - курсовой - Стадухина.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

     3) об избрании депутатов и должностных лиц. Об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

     4) о принятии или об изменении  соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

     5) о принятии чрезвычайных и  срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения.

     По  сути дела, федеральное законодательство не запрещает принимать на местном референдуме правовые решения, противоречащие уставу муниципального образования, правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления. Отсюда вытекает следующее: население может прибегать к инициированию референдума именно тогда, когда представительный орган местного самоуправления не вносит по его требованиям (заявленным в виде петиций или в иной форме) в устав муниципального образования необходимые изменения. Поэтому требование соответствия вопроса референдума уставу муниципального образования лишило бы население права посредством форм прямого волеизъявления участвовать в решении принципиальных вопросов организации местного самоуправления, чем было бы нарушено конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления путем референдума1.

     ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ предусматривает коллективных субъектов инициативы проведения референдума. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

     1) по инициативе, выдвинутой гражданами  Российской Федерации, имеющими  право на участие в местном  референдуме;

     2) по инициативе, выдвинутой избирательными  объединениями, иными общественными  объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

     3) по инициативе представительного  органа муниципального образования  и главы местной администрации,  выдвинутой ими совместно.

     В процедуре назначения референдума  различают следующие стадии:

     1) подготовку референдума, включающая  инициативу о его проведении, информирование граждан, агитацию, обсуждение;

     2) проведение референдума, включающее  его назначение, организацию, голосование и подведение итогов;

     3) реализацию решения референдума,  включающую исполнение его решений,  ответственность за неисполнение  решений референдума.

     Начальный этап подготовительной стадии референдума  – инициатива.

     Условием  назначения местного референдума по инициативе граждан, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

     Инициатива  проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными  общественными объединениями, оформляется  в порядке, установленном федеральным  законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

     Инициатива  проведения референдума, выдвинутая совместно  представительным органом муниципального образования и главой местной  администрации, оформляется правовыми  актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

     Представительный  орган местного самоуправления по требованию о проведении местного референдума  вправе принять одно из двух решений:

     1) о назначении местного референдума,  дате его проведения и мерах  по его обеспечению;

     2) об отклонении требований о  назначении местного референдума  в случае нарушения закона  инициаторами референдума.

     Представительный  орган муниципального образования  обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления  в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

     В случае если местный референдум не назначен представительным органом  муниципального образования в установленные  сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

     В местном референдуме могут принимать  участие все граждане, проживающие  на территории муниципального образования  и обладающие активным избирательным  правом. В Российской Федерации активным избирательным правом (т. е. правом избирать) пользуются граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

     В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда, вступившему в законную силу.

     Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

     В законах субъектов РФ и актах  муниципальных образований, как  правило, устанавливается, что референдум считается состоявшимся, если в голосовании  приняло участие не менее половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение, принятое референдумом, обладает высшей юридической силой на территории муниципального образования. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Оно может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме муниципального образования.

     Органы  местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

     Если  для реализации решения, принятого местным референдумом, требуется издание дополнительного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

     Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

     Отмена  судом решения, принятого на местном  референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:

     1) нарушение установленного Федеральным  законом, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования  порядка проведения местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;

     2) несоответствие закона субъекта  РФ, устава  муниципального образования,  на основании которых проводился  местный референдум, Конституции  РФ, Федеральному закону, закону  субъекта РФ, действовавшим на  момент проведения данного референдума,  повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;

     3) несоответствие решения на местном  референдуме Конституции РФ, Федеральному  закону, а на местном референдуме  также закону субъекта РФ.

     Если  результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

     Гарантии  прав граждан на участие в местном  референдуме, а также порядок  подготовки и проведения местного референдума  устанавливаются федеральным законом  и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации1. 
 
 
 

    1. Муниципальные выборы
 

     Выборы  – это наиболее распространенный институт в системе народовластия. Значение этого института состоит  в том, что посредством выборов  формируются представительные органы местного самоуправления и избираются выборные должностные лица органов местного самоуправления.

     На  муниципальных выборах население определяет путем голосования состав представительных органов и того главу администрации муниципального образования, которые будут руководить ими в предстоящий период (на срок не более пяти лет, меньшие сроки устанавливаются в России законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований).

     Цель  местных выборов – избрание депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления.

     В процессе участия в муниципальных  выборах граждане Российской Федерации  реализуют свои избирательные права  – это конституционное право  граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предварительной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

     Этот  вопрос может быть решен и на уровне законов субъектов РФ. Регулирование основ муниципальных выборов осуществляется федеральным законодательством (федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), более детально — законами субъектов РФ о местном самоуправлении, о выборах депутатов (советников) представительных органов и выборных должностных лиц, а также уставами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования  в сроки, предусмотренные уставом  муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются  соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

     В случаях, если соответствующий представительный орган не назначит выборы в установленные  сроки либо не назначит выборы в  соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении представительным органом, депутатами или главой муниципального образования исполнения своих полномочий, а также при отсутствии соответствующего представительного органа, выборы проводятся территориальной избирательной комиссией.

     В случаях, если соответствующий представительный орган или соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы, а также если соответствующая территориальная избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном действующим законодательством, выборы по заявлению избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей  юрисдикции.

     Гарантии  избирательных прав – это установленные Конституцией РФ, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации.

     Гарантии  избирательных прав граждан при  проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Информация о работе Формы участия населения в местном самоуправлении