Формы участия населения в местном самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:03, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные процессы и формы, посредством которых граждане осуществляют свое конституционное право на местное самоуправление, а также формы и процессы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть сущность основных форм прямого волеизъявления населения на местном уровне;
- изложить основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне.. 7
1.1 Местный референдум как высшая форма народовластия………. 7
1.2 Муниципальные выборы………………………………………….. 15
1.3 Сходы граждан…………………………………………………….. 17
1.4 Территориальное общественное самоуправление………………. 20
1.5 Голосование по отзыву депутата и иные формы народовластия на местном уровне…………………… …………………………… 25
Глава 2. Организация участия населения в местном самоуправлении в Тюменской области……………………………..…………………. 32
2.1 Основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области ……………………………………………….. 32
2.2 Проблемы функционирования ТОС (на примере г. Тюмени)…... 38
Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список используемой литературы…………………………………………… 46

Работа состоит из  1 файл

Формы участия населения в местном самоуправлении - курсовой - Стадухина.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

     Одной из проблем функционирования ТОС, как  одной из форм участия населения  в местном самоуправлении, является то, что деятельность ТОС достаточно разнородна (кроме функций собственно территориального самоуправления, это функции общественной организации, хозяйствующего субъекта, кооператива (жилищного, сельскохозяйственного или др.), благотворительной организации и т.д.) и попадает под сферу регулирования разных федеральных законов. В то же время, вряд ли целесообразно и возможно отрегулировать на федеральном уровне и отразить в одном законе все разнообразие конкретных форм и видов деятельности ТОС в разных регионах и муниципалитетах.

     Вторая  проблема – объем прав ТОС достаточно  широкий и разнообразный, а на сегодняшний день нет ответа на вопрос о том, считать ли органы ТОС органами власти или считать их самостоятельными юридическими лицами. Поясним это следующим образом.

     Предметы  ведения ТОС составляют вопросы: благоустройства и содержания территории, организация досуга жителей, вопросы содержания жилья, другие, отнесенные нормативными актами органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

     В качестве примера приведем перечень полномочий предметов ведения ТОС и прав их органов в городе Тюмени.

     Взаимодействие  с городской Думой и администрацией города:

     1. Вносит в Тюменскую городскую  Думу, администрацию города предложения по вопросам жизнедеятельности соответствующей территории, которые подлежат обязательному рассмотрению; 

     2. Разрабатывает и представляет  в органы городского самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории, составляет смету расходов на их реализацию;

     3. Осуществляет общественный контроль  за соблюдением законодательства, санитарно-гигиенических норм на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, в случае нарушения, которых ходатайствует перед городской администрацией об отзыве выданных данным предприятиям лицензий; 

     4. Представляет в органы городского самоуправления заключения по вопросам отвода земель на соответствующей территории, строительства и размещения на ней объектов производственного и социально-культурного назначения, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, других объектов, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания;

     5. Выступают в соответствии с  Уставом города Тюмени с пpaвотворческой  инициативой в городской Думе;

     6. Имеют право создания добровольной  дружины;

     7. Организация работы с детьми и подростками;

     8. Оказывает содействие городской  администрации в создании общественных групп для профилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

     9. Оказывает содействие в работе  социальных служб города;

     10. Могут входить в составы постоянных комиссий Тюменской городской Думы прежнего созыва;   

     11. Имеют право участвовать в  конкурсе на получение муниципальных грантов и грантов Тюменской области;

     12. Имеют право составлять протоколы  о нарушении Правил благоустройства, озеленения и санитарного содержания территории города Тюмени;

     13. Имеют право подавать запрос  для Проведения проверок в  Счетную палату Тюменской городской Думы;

     14. Включены в перечень лиц, имеющих  право формировать план нормотворческой деятельности Тюменской городской Думы;              

     15. Имеют право подавать свои  предложения в городской Совет по топонимике; 

     16. Имеют право выступать инициаторами  создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;

     17. Привлекаются к подготовке нормативных  правовых актов, затрагивающих интересы конкретной территории и поселений города;

     18. Могут быть включены в состав  административных комиссий (по решению начальника территориального управления административного округа);

     19. Имеют право присутствовать на  заседаниях земельно-градостроительной  комиссии с правом совещательного голоса.

     Осуществление собственных инициатив:

     1. Организует консультирование жителей соответствующей территории по вопросам отношении с городскими службами и правам потребителей;

     2. Оказывает содействие в развитии  сферы услуг на соответствующей территории;

     3. Осуществляет владение, пользование  и распоряжение объектами собственности территориального общественного самоуправления и устанавливает порядок управления ими;

     4. Контролирует соблюдение условий  использования и охраны природных объектов, находящихся на соответствующей территории; 

     5. Организует работы по благоустройству  и озеленению соответствующей территории, осуществляет контроль за проведением земляных работ;    

     6. Содействует жилищному и культурно-бытовому  строительству на соответствующей территории посредством привлечения инвестиций;

     7. Разрабатывает совместно с органами  внутренних дел мероприятия по охране общественного порядка, профилактике преступности;

     8. Выступают по поручению жителей  в качестве их представителей в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан;

     9. Утверждает штат работников органа  территориального общественного самоуправления и финансовые средства на их содержание; 

     10. Осуществляет иные полномочия, не  отнесенные к компетенции органов государственной власти и городского самоуправления;

     11. Имеют право инициировать опрос  общественного мнения;

     12. Имеют право созывать собрания (сходы) жителей по месту жительства;       

     Объем прав, закрепленный в перечне,  кому-то может показаться спорным, особенно в той части, в которой органы ТОС рассматриваются как самостоятельные юридические лица. С этим трудно не согласиться, так как на сегодняшний день нет ответа на вопрос о том, считать ли органы ТОС органами власти или считать их самостоятельными юридическими лицами. Вопрос принципиальный для всех структур и органов, как государственной власти, так и местного самоуправления и во многом только от решения данного вопроса зависит дальнейшее эффективное развитие ТОС.

     Еще одной проблемой являются вопросы  финансирования деятельности органов ТОС.

     Финансово-экономическая  деятельность органов ТОС в основном не вышла на тот уровень, который  позволил бы органам ТОС самостоятельно реализовать собственные инициативы. На сегодняшний день реально можно говорить только о нескольких реальных источниках:

     Денежные средства из бюджета города:

     1) на организационные вопросы деятельности органов ТОС, т.е. возмещения затрат, связанных с регистрацией органа ТОС, открытием счетов в кредитных учреждениях, изготовлением печатей и штампов, приобретения канцелярских товаров, оплаты стоимости проезда на общественном транспорте, на основании ежегодно издаваемых распоряжений Главы города.

     2) средства муниципального гранта.

     В муниципалитетах накоплен опыт организации  ТОС, выработаны системы взаимодействия. Население начинает участвовать  в принятии управленческих решений, касающихся жизненно важных вопросов. Необходимо продолжение сотрудничества органов местного самоуправления и населения по поиску более эффективных форм взаимодействия. Важно, чтобы все это происходило в соответствии с законодательством. Что касается органов ТОС, то Государственной Думе РФ предстоит еще большая работа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     По  результатам исследования, проведенного в данной курсовой работе можно сделать  следующий вывод.

     Местное самоуправление как один из способов осуществления народом власти по своей специфике является наиболее приближенной к населению формой власти. Исходя из этого, необходимо признать, что формы осуществления народом своей власти является наиболее важным элементом института местного самоуправления.

     Законодательство  Российской Федерации устанавливает  достаточно широкий спектр форм осуществления населением местного самоуправления. Другое дело, что некоторые из них редко используются и фактически являются факультативными формами.

     Само  законодательство о местном самоуправлении в целом демократично и соответствует основным международным принципам в сфере муниципального права. Однако при более тщательном анализе законодательства можно выявить такую тенденцию. Государство при помощи тех или иных правовых норм использует институт местного самоуправления в своих целях. В частности, государство в некоторых случаях перекладывает с себя некоторые важные полномочия, стремиться подчинить себе местное самоуправление, не позволяет институту местного самоуправления стать более самостоятельным.   В целом, роль местного самоуправления в Российской Федерации недооценивается. Местное самоуправление не воспринимается народом как реальный способ решения своих проблем, достижения уже поставленных целей. Можно сказать, что прожилка гражданского общества, которая должна присутствовать при реализации института местного самоуправления, в реальности отсутствует.

     В ходе исследования были выявлены основные проблемы функционирования ТОС, как одной из форм участия населения в местном самоуправлении, а именно:

     - деятельность ТОС достаточно  разнородна и попадает под  сферу регулирования разных федеральных законов. В то же время, вряд ли целесообразно и возможно отрегулировать на федеральном уровне и отразить в одном законе все разнообразие конкретных форм и видов деятельности ТОС в разных регионах и муниципалитетах;

     - объем прав, предоставленных органам  ТОС, кому-то может показаться  спорным, особенно в той части,  в которой органы ТОС рассматриваются как самостоятельные юридические лица. С этим трудно не согласиться, так как на сегодняшний день нет ответа на вопрос о том, считать ли органы ТОС органами власти или считать их самостоятельными юридическими лицами. Вопрос принципиальный для всех структур и органов, как государственной власти, так и местного самоуправления и во многом только от решения данного вопроса зависит дальнейшее эффективное развитие ТОС;

     - финансово-экономическая деятельность  органов ТОС в основном не  вышла на тот уровень, который  позволил бы органам ТОС самостоятельно реализовать собственные инициативы.

     В заключении работы необходимо отметить, что возникающие при реализации местного самоуправления проблемы требуют немедленного разрешения. Местное самоуправление - основа всего общества. Произошедшие в его структуре качественные изменения повлекут существенные улучшения в функционировании общества, всей государственной системы в целом. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

      
  1. Конституция РФ от 12.12.93 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 960 с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2008. – 799 с.
  4. Жилищный кодекс Российской Федерации. Система Консультант Плюс.
  5. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон №67-ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  7. Устав Тюменской области от 30.06.1995 г. №6.
  8. Воронин А.Г Муниципальное хозяйствование и управление: проблема теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 176 с.
  9. Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. М.: Высшее образование, 2008. – 504 с.
  10. Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. – М.: Славянский диалог, 2006. 352 с.
  11. Муниципальное управление: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 718 с.
  12. Муниципальный менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г. Б. Поляк и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 542 с.
  13. Муниципальный менеджмент в Российской Федерации. Выводы и рекомендации. – М.:РИЦ «Муниципальная власть», 2006. – 652 с.
  14. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Норма, 2008.  – 448 с.
  15. Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление). – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2009. –  438 с.
  16. Шургина Е. С. Муниципальное право РФ. 2-е изд. М.: Проспект, 2009. – 672 с.

Информация о работе Формы участия населения в местном самоуправлении