Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 13:27, курсовая работа
1.Понятия государственной и муниципальной собственности
2.Задачи законодательного обеспечения управления видами собственности
3.Основания возникновения права государственной собственности
4.Муниципальная собственность
5.Методы управления муниципальной собственностью
Государственная
и муниципальная
собственность
Введение
В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных сил страны достаточно высок (это, например, транспорт и связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс и многое другое). В собственности государства сосредоточены немалые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай чрезвычайных обстоятельств.
Сохранение
в собственности государства значительного
числа объектов производственного, социально-культурного
и иного назначения объясняется двумя
факторами.
Во-первых, каждое государство должно
думать о своей безопасности, и не только
военной, но также экологической, санитарно-эпидемиологической,
продовольственной и т.д. Во-вторых, государство
выполняет широкий круг социальных функций,
призванных обеспечить достаточный прожиточный
минимум населения и поддержку существующей
власти со стороны избирателей, среди
которых немало обездоленных.
В советский период вся государственная
собственность принадлежала на праве
собственности единому собственнику -
государству.
Понятия
государственной
и муниципальной
собственности
В Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.
Общеизвестно, что понятие собственность на имущество включает в себя право владения - физическое обладание этим имуществом, право пользования - возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения - возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:
- имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
- имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Наиболее полный перечень возможных объектов муниципальной собственности содержится в ст. 29 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ".
Данный перечень является открытым, что предполагает возможность нахождения в муниципальной собственности и иных объектов. В частности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах, транспортные средства, малоценное имущество и др.
В законе дано простое перечисление возможных объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество.
Если в основе формирования муниципальной собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:
1. Сфера социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и т.д.
2. Транспорт
и связь, к сфере которых
относится не только
3. Торговля,
бытовое обслуживание, общественное
питание и строительство,
4. Недвижимость
и прежде всего земельные
Государственная
собственность подразделяется
на федеральную собственность, т.е. собственность,
принадлежащую Российской Федерации,
и собственность, принадлежащую субъектам
Федерации – республикам, краям, областям,
городам федерального значения, автономной
области, автономным округам. Государственная
собственность по-прежнему характеризуется
единством фонда, но лишь в пределах того
субъекта, которому она принадлежит, как
бы он ни вводил ее в гражданский оборот:
непосредственно или при посредстве действующих
от своего имени юридических лиц, что чаще
всего и бывает.
Задачи
законодательного обеспечения
управления видами собственности
К основными задачами законодательного обеспечения эффективного управления федеральной и муниципальной собственностью можно отнести:
- структурную
и количественную оптимизацию
организаций и предприятий
- обеспечение полного и своевременного учета государственной и муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций;
- создание
единой системы контроля за
сохранностью государственной
- выработку критериев оптимальных решений по распоряжению государственной и муниципальной собственностью;
- повышение
инвестиционной
Большинство из перечисленных задач можно решить посредством разработки Федерального закона "Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации". Данный закон должен содержать:
- цели,
задачи и принципы управления
государственной собственностью (по
основным видам объектов
- правила разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований;
- особенности владения, пользования, распоряжения имуществом;
- правила
и порядок отнесения имущества
к каждому из видов
- правила и организационные основы учета имущества; классификации объектов учета; ведения реестров государственного и муниципального имущества;
- принципы
организации системы
- сферы
компетенции органов
- общие
принципы управления
разработки
собственной нормативно-
- правила
и порядок приобретения и
- критерии
и параметры оценки
- критерии
и правила сохранения объектов
собственности в качестве
К
государственной
собственности в РФ относится:
имущество, которое принадлежит на праве собственности субъектам РФ, —собственность субъектов РФ;
имущество, которое принадлежит на праве собственности РФ, — федеральная собственность;
земля
и иные природные ресурсы, которые
не находятся в собственности
граждан, юридических лиц или муниципальных
образований.
Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования
Органы
государственной власти от лица Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
в пределах своей компетенции могут приобретать
и выполнять имущественные и личные неимущественные
права и обязанности, выступать в суде.
Органы
местного самоуправления от лица муниципальных
образований в пределах своей компетенции
могут приобретать и выполнять финансовые
и иные права и обязанности.
По
специальному поручению при осуществлении
финансовых и иных решений от лица Российской
Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
выступают государственные
органы, органы местного
самоуправления, а также
юридические лица и
граждане.
Российская
Федерация, субъект РФ, муниципальное
образование несут
Имущество,
которое находится в
Имущество,
которое находится в
Имущество,
которое находится в
Основания
возникновения права
государственной
собственности
Среди
различных оснований
Информация о работе Государственная и муниципальная собственность