Государственная и муниципальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание

1.Понятия государственной и муниципальной собственности
2.Задачи законодательного обеспечения управления видами собственности
3.Основания возникновения права государственной собственности
4.Муниципальная собственность
5.Методы управления муниципальной собственностью

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по правоведению.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Государственная и муниципальная  собственность  

Введение 

     В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных сил страны достаточно высок (это, например, транспорт и связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс и многое другое). В собственности государства сосредоточены немалые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай чрезвычайных обстоятельств.

     Сохранение в собственности государства значительного числа объектов производственного, социально-культурного и иного назначения объясняется двумя факторами. 
Во-первых, каждое государство должно думать о своей безопасности, и не только военной, но также экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и т.д. Во-вторых, государство выполняет широкий круг социальных функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения и поддержку существующей власти со стороны избирателей, среди которых немало обездоленных. 
В советский период вся государственная собственность принадлежала на праве собственности единому собственнику - государству.
 

Понятия государственной  и муниципальной  собственности 

     В Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.

Общеизвестно, что понятие собственность на имущество включает в себя право  владения - физическое обладание этим имуществом, право пользования - возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения - возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.

Согласно  пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

- имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

- имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

При этом от имени Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

     Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На основании  пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

     Наиболее  полный перечень возможных объектов муниципальной собственности содержится в ст. 29 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ".

Данный  перечень является открытым, что предполагает возможность нахождения в муниципальной  собственности и иных объектов. В  частности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах, транспортные средства, малоценное имущество и др.

В законе дано простое перечисление возможных  объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество.

Если  в основе формирования муниципальной  собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:

1. Сфера  социальной защиты населения  и жилищно-коммунального хозяйства, основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и т.д.

2. Транспорт  и связь, к сфере которых  относится не только общественный транспорт, но и оказание любых других транспортных услуг населению.

3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное  питание и строительство, основная  задача которых состоит в обеспечении  нужд населения, неудовлетворенных  в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент и т.д.) частным сектором.

4. Недвижимость  и прежде всего земельные ресурсы.

     Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает. 

Задачи  законодательного обеспечения  управления видами собственности 

К основными  задачами законодательного обеспечения эффективного управления федеральной и муниципальной собственностью можно отнести:

- структурную  и количественную оптимизацию  организаций и предприятий государственной  и муниципальной форм собственности;

- обеспечение  полного и своевременного учета государственной и муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций;

- создание  единой системы контроля за  сохранностью государственной и  муниципальной собственности и  использованием её по назначению;

- выработку  критериев оптимальных решений по распоряжению государственной и муниципальной собственностью;

- повышение  инвестиционной привлекательности  государственной и муниципальной  собственности.

Большинство из перечисленных задач можно  решить посредством разработки Федерального закона "Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации". Данный закон должен содержать:

- цели, задачи и принципы управления  государственной собственностью (по  основным видам объектов собственности);

- правила  разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований;

- особенности  владения, пользования, распоряжения  имуществом;

- правила  и порядок отнесения имущества  к каждому из видов собственников;

- правила  и организационные основы учета имущества; классификации объектов учета; ведения реестров государственного и муниципального имущества;

- принципы  организации системы управления  собственностью,

- сферы  компетенции органов государственной  власти в отношении собственности;

    - общие  принципы управления собственностью  на уровне субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований,  которые должны стать для них основой

разработки  собственной нормативно-правовой базы;

- правила  и порядок приобретения и прекращения  прав собственности;

- критерии  и параметры оценки эффективности  деятельности хозяйствующих субъектов  с точки зрения эффективности  использования бюджетных средств  (например, обязательность ведения  и представления на все уровни  бюджетной системы балансовой  отчетности по собственности, пассивам и активам собственника);

- критерии  и правила сохранения объектов  собственности в качестве субъектов  хозяйствования (принципы и условия  реорганизации).  

К государственной  собственности в РФ относится: 

имущество, которое принадлежит на праве собственности субъектам РФ, —собственность субъектов РФ;

имущество, которое принадлежит на праве  собственности РФ, — федеральная собственность;

земля и иные природные ресурсы, которые  не находятся в собственности  граждан, юридических лиц или муниципальных образований. 

Российская  Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования действуют  в финансовых отношениях на равных правах с иными участниками данных отношений — юридическими лицами и гражданами.  

Органы  государственной власти от лица Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции могут приобретать и выполнять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.   

Органы  местного самоуправления от лица муниципальных образований в пределах своей компетенции могут приобретать и выполнять финансовые и иные права и обязанности.  

По  специальному поручению при осуществлении финансовых и иных решений от лица Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.  

Российская  Федерация, субъект РФ, муниципальное  образование несут ответственность  согласно своим обязательствам принадлежащим  им на праве собственности имуществом, кроме имущества, закрепленного за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться лишь в государственной либо муниципальной собственности.  

Имущество, которое находится в государственной  собственности, закрепляется за государственными учреждениями и предприятиями во владение, распоряжение и пользование  на право хозяйственного ведения  или оперативного управления. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, которое не закреплено за государственными учреждениями и предприятиями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта РФ.

Имущество, которое находится в государственной  либо муниципальной собственности, может быть приватизировано, то есть передано его собственником в собственность юридических лиц и граждан.  

Имущество, которое находится в собственности  двух и более лиц, принадлежит  им на праве общей собственности. Собственность будет долевой, если в общей собственности определяется доля каждого из собственников. Общая собственность без определения таких долей называется совместной. Общая собственность на имущество, как правило, является долевой. По соглашению участники долевой собственности могут устанавливать порядок определения и изменения долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества. 

Основания возникновения права  государственной  собственности 

Среди различных оснований возникновения  права государственной собственности необходимо выделить общегражданские и специальные способы приобретения государственной собственности. К первой группе способов относятся основания, по которым собственником может стать не только государство, но и любой другой субъект гражданского права. Вторую группу составляют основания, по которым только государство может стать собственником соответствующего имущества. Здесь рассматриваются только специальные способы приобретения права государственной собственности: национализация, реквизиция, конфискация, иные случаи принудительного изъятия государством имущества из частного владения; налоги и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т.д.); переход по наследству выморочного имущества.

Информация о работе Государственная и муниципальная собственность