Государственная и муниципальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание

1.Понятия государственной и муниципальной собственности
2.Задачи законодательного обеспечения управления видами собственности
3.Основания возникновения права государственной собственности
4.Муниципальная собственность
5.Методы управления муниципальной собственностью

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по правоведению.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Содержание  такого решения определяется прежде всего характером и назначением  соответствующей вещи. При этом учитываются  государственные интересы и целесообразность принудительной продажи вещи с публичных торгов. " 

     Возникновение права собственности на основании уплаты налогов и иных обязательных платежей характеризуется тем, что для его возникновения необходимо действие обязанных лиц во исполнение предписаний налогового законодательства об изъятии средств отдельных собственников для общегосударственных нужд.

Налоги  служат важнейшим экономико-правовым средством государственного регулирования  хозяйственной деятельности. Действенность  этих средств зависит от множества факторов, в том числе и от размеров обязательных платежей (прежде всего налогов), позволяющих сдерживать либо, наоборот, стимулировать хозяйственную деятельность.

     Согласно  российскому законодательству выморочное имущество, у которого не оказалось наследников, переходит к государству как наследнику (в некоторых странах, например во Франции, переход выморочного имущества осуществляется на основе права «оккупации», не исключающей приобретение права собственности на такое имущество другими субъектами гражданского права).

Выморочным  признается имущество, у которого нет  наследников ни по закону, ни по завещанию, либо все наследники лишены завещателем  права наследования, либо ни один из наследников не принял наследства.

Выморочное  имущество, находящееся за рубежом, переходит по наследству к государству по правилам, установленным, в договорах о правовой помощи, участником которых является Россия. По общему правилу, выморочное движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти является наследодатель, а выморочное недвижимое имущество переходит в собственность государства, на территории которого оно находится.

     Государственная собственность осуществляется и прекращается как в результате общегражданских способов (например, в результате сделок об отчуждении государственного имущества), так и в результате специальных способов прекращения права государственной собственности. Таким специальным способом прекращения права государственной собственности является приватизация.

Под приватизацией понимается переход имущества из публичной собственности (государственной или муниципальной) в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством о приватизации. 

Муниципальная собственность 

К муниципальной собственности  относится имущество, которое принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям, а также иным муниципальным образованиям. Права собственника от лица муниципального образования выполняют органы местного самоуправления и иные лица. Имущество, которое находится в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями и предприятиями во владение, распоряжение и пользование.   

Средства  местного бюджета и иное муниципальное  имущество, которое не закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями, составляютмуниципальную казну соответствующего муниципального образования. 

       К субъектам муниципальной  собственности относятся городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом, которые регистрируются в едином Федеральном реестре муниципальных образований в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 65 «О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации».

Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Местное самоуправление заключает в себе право и действительную способность самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций.

Управление  такой собственностью должно находиться в ведении представительных (выборных) органов. Однако не исключается участие  в управлении муниципальной собственностью иных органов местного самоуправления, структура которых определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ).

Важно соблюдение принципа, в силу которого распределение полномочий по управлению муниципальной собственностью между органами местного самоуправления должно способствовать эффективному использованию муниципальной собственности в соответствии с волей и интересами населения, по целевому назначению.

Таким образом, от имени соответствующего муниципального образования – собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять органы местного самоуправления. 

     В состав объектов муниципальной  собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, которые находятся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другие объекты.

Муниципальное имущество, подобно государственному, делится на две части. Одну его  часть составляет имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и  учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другую часть составляет муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Общим для объектов государственной и муниципальной собственности является также наличие среди них объектов, составляющих соответственно исключительную государственную и муниципальную собственность. Закон определяет виды имущества, находящегося только в муниципальной собственности, т.е. изъятого из оборота (например, муниципальные учреждения образования, культуры, спорта).

Специфика муниципальной собственности состоит  в том, что ее объекты носят  целевой характер, т.е. предназначены  для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения соответствующих территорий.

     Основания возникновения муниципальной  собственности, источники ее формирования различны. Их можно условно разделить на две группы: общегражданские способы и способы, на основании которых может возникнуть только муниципальная собственность, т.е. специальные способы возникновения муниципальной собственности.

Являясь специальными способами возникновения  по отношению к частной собственности, некоторые способы возникновения муниципальной собственности будут общими по отношению к государственной собственности. Например: поступления от приватизации имущества; местные налоги и штрафы; плата, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории данного образования; передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность (возможна передача объектов из собственности Российской Федерации или из собственности субъекта РФ) и другие способы.

Специальными  основаниями возникновения, присущими  только муниципальной собственности, являются: отчисления от федеральных  налогов и налогов субъектов  Российской Федерации; финансовые средства, переданные органами государственной  власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий.

Специальные способы, носящие характер частного случая, названы в Гражданском  кодексе РФ. К ним, в частности, относится поступление в муниципальную  собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику (ст. 238 ГК). В муниципальную собственность может перейти недвижимое имущество, выкупленное у собственника для муниципальных нужд (ст. 239 ГК), в том числе в связи с изъятием земельного участка. Изъятию недвижимости у собственника должно предшествовать принятие недвижимых вещей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и (или) решение суда.

Общими  для всех форм собственности, в том  числе и для муниципальной, являются такие основания возникновения, как прибыль муниципальных предприятий, учреждений и организаций, имущество, полученное по сделкам, в том числе  поступления от сдачи муниципального имущества в аренду, и многие другие способы.

Муниципальное имущество подлежит пообъектной  регистрации в реестре муниципальной  собственности, который ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом. 

Методы  управления муниципальной  собственностью 

На сегодняшний  день местными администрациями могут  быть использованы как организационно-распорядительные, так и экономические методы управления муниципальной собственностью. К  первой группе методов можно отнести:

1. создание  муниципальных предприятий;

2. контракты  с руководителем муниципальных  предприятий;

3. договора  на передачу прав на имущество;

4. внесение  доли в уставный капитал акционерных  обществ;

5. передача  имущества с баланса на баланс  и списание;

6. аренда, лизинг;

7. залог,  ипотека;

8. доверительное  управление (траст);

9. отчуждение;

10. приватизация  муниципальных предприятий

Вторая  группа методов включает:

1. муниципальный  заказ;

2. нормативы  отчислений от прибыли муниципальных  предприятий в городской бюджет;

3. дотации;

4. нормативы  платежей за использование муниципальной  собственности;

5. местное  налогообложение;

6. экономические  санкции, штрафы.

Аренда  и субаренда занимают особое место  в системе управления муниципальной  собственностью. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных бюджетов, поэтому управление муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене.

В качестве перспективного направления можно  назвать создание предприятий смешанной формы собственности в различных сферах городской экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям (и смешанным, и чисто муниципальным) необходимо наладить систему профессионального аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за "движением" имущества.

Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в отношении соответствующего объекта  собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально способствуют достижению его целей. Он вправе сам владеть и пользоваться своим имуществом (к примеру, зданием, в котором расположены органы МСУ, транспортом, бюджетными средствами и другими объектами), а может передавать эту собственность во владение, пользование и распоряжение другими лицами, оставаясь при этом оставаясь собственником или распоряжаться им иным способом.

Само  МО в лице органов МСУ использует сравнительно небольшую часть муниципальной собственности. Большая ее часть передается на тех или иных условиях (правовых режимах). Например, таких как: аренда (включая лизинг), доверительное управление, бесплатное пользование, хозяйственное ведение (для муниципальных предприятий), залог.

Наряду  с перечисленными способами собственник  вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права  собственности:

- внесение  имущества в качестве вклада  в уставный капитал хозяйственных обществ;

- продажа  (приватизация) имущества; его дарение;  безвозмездная передача в собственность  других лиц (в случаях, когда  это допускается федеральным  законодательством).

Информация о работе Государственная и муниципальная собственность