Государственная служба как публичный социально- правовой институт

Автор работы: a*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать определение государственной службе как социально – правового института и дать определение государственной службе как профессиональной служебной деятельности.. Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач:
- дать определение государственной службы как социального института;
- дать определение государственной службы как правового института.;
- исследовать государственную службу как профессиональная служебная деятельность.

Работа состоит из  1 файл

гос служба как публичный социально правовой институит.docx

— 53.79 Кб (Скачать документ)

    Государственная служба как правовой  институт  есть совокупность юридических  норм, регулирующих становление,  организацию и функционирование  государственных структур и государственных  служащих, их деятельность по  реализации Конституции и законов  Российской Федерации, а так  же личный правовой статус  этих служащих.

    Государственная служба как правовой  институт имеет свои особенности,  идентифицирующие ее правовой  характер.

    1. Главной задачей и целью государственной службы является реализация в жизни Конституции и законов РФ, законодательства субъектов РФ, обеспечение правопорядка и законности в стране, а также решение других масштабных  задач – обеспечения национальной безопасности, государственного суверенитета, экономической самостоятельности т.д. Это прежде всего правовые приоритеты. Такие функции эффективно может выполнять только высокопрофессиональный, стабильный, рационально выстроенный и хорошо подготовленный в правовом отношении аппарат государственных органов.

    2. Государственная служба осуществляется исключительно на основе государственного закона, т.е. специального законодательства, имеющего свои источники, а также на основе механизма правового регулирования как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы. Таким образом, государственная служба ведется прежде всего на правовой основе и регулируется только ею.

   3. Как государственная служба, так и государственные служащие имеют правовой статус. В статусном наборе государственного служащего – личностном, профессиональном, должностном, нравственном – правовой статус, на наш взгляд, является ведущим.

   4. Лицо, состоящее но государственной службе, служит государству, выполняя по его поручению и за плату работу по реализации функций государства. Это политико – правовой аспект деятельности.

    5. Согласно Конституции РФ главное назначение государства, а значит, и государственной службы – это соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Правовые нормы, регулирующие государственную службу, нацеливают чиновников на выполнение именно этой задачи. При этом важно, чтобы интересы гражданина  и интересы государства  адекватно, разумно оценивались и согласовывались.      

    6.  Лицо, находящиеся на службе у государства, попадает под специальный правовой режим. Наряду с должностными правами, обязанностями и социальными гарантиями служащий имеет правовые ограничения, связанные с государственной службой. 

    Государственная служба как правовой  институт имеет свои специфические  цели и функции. Понятие «цели»  и «функции» государственной  службы как правового института  в нормативном порядке не определены. В специальной литературе этот  вопрос имеет лишь постановочный  характер. По функциональному назначению  можно выделить следующие цели  государственной службы как правового  института:

 • создание и развитие нормативно – правовой базы государственной службы;

 • создание  системы юридических норм, правил  и процедур, регулирующих отношения  государственной службы;

 • определение и реализация правового статуса государственной службы и государственных служащих;

 • упорядочение  работы государственного аппарата (нормативно – правовые акты  вводят государственную службу  в правовое поле);

  • установление  правовых требований к функциям  и правомочиям по государственным  должностям;

  • определение административной, дисциплинарной и иной ответственности госслужащих;

  • обеспечение правовых гарантий социальной защищенности государственных служащих.

  В деятельности  гражданских служащих осуществляются  функции государства. На этом  основании некоторые авторы полагают, что функции государственной  службы адекватны функциям государства.  С этим согласится нельзя. В  наиболее общем виде функции  государства – это основные  направления его деятельности  по управлению делами общества. Функции государства выполняют все государственные органы, реализующие государственную власть.

   К  общим функциям государственной  службы относятся управленческая, административная, регулирующая, организационная,  информационно – аналитическая,  контрольная, материально – техническая.  Наряду с этим государственная  служба как правовой институт  выполняет и специфические функции.

   1. Правоприменительная функция. Это реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативно  правовых актов по управлению государством и обществом. Применение законов на практике – огромное поле деятельности исполнительной ветви власти и прежде всего ее государственной службы. Данная функция осуществляется посредством фактического исполнения полномочий государственных органов и принятия организационных мер, используя методы убеждения, стимулирования и принуждения. Задача государственной службы состоит в том, чтобы в процессе реализации текущего законодательства в жизни обеспечить согласование различных интересов, имеющих место в обществе, обеспечить интересы всех социальных слоев.

    2. Правотворческая функция. Она выражается в законопроектной деятельности – в экспертной, аналитической, справочной работе государственных служащих законодательных и исполнительных органов власти в процессе подготовки законопроектов. Это прежде всего разработка и сопровождение принятия нормативно – правовых актов аппаратом Государственной думы и Советом Федерации РФ. Подготовкой и экспертизой законопроектов занимается также государственная служба в представительных собраниях субъектов РФ. Эта функция проявляется в государственной службе исполнительной ветви власти в ходе разработки правовых актов министерств и ведомств, их подразделений (приказов, распоряжений, инструкций), не имеющих нормативного характера. 

    3. Правозащитная функция. Она имеет двойной характер: во – первых, обеспечение законности и правопорядка внутри государства и общества и, во – вторых, обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Государство через свою государственную службу, правоохранительные органы поддерживает внутри общества режим законности и правопорядка. Эта функция в равной мере является функцией и государства, и государственной службы. Если прежде центр тяжести в работе государственной службы приходился на планирование производства, его организацию и затем на распределение производственного продукта, то теперь он переместился в сферу не командной, а распорядительно – координационной деятельности, регулирования экономики, социальной жизни. В силу этого гражданин стал больше соприкасаться с государственной службой.

   Все  эти функции государственной  службы реализуются в публично  – правовой форме. Государственная  служба реализует свои функции  в конкретных правоотношениях,  используя правоприменение и  правоохрану. 

  Итак, государственная  служба РФ строится и функционирует  в строгом соответствии с Конституцией  РФ и федеральными законами. Это  придает ей характер крупнейшего  публично – правового института,  имеющего решающее значение в  процессе осуществления государственной  власти.

   Можно  сказать , что на сегодняшний  день в России создана правовая  база государственной службы  Российской Федерации. Нормативно  определена и установлена система  государственной службы РФ, характерная  видовой и уровневой классификациями.  Законодательно отрегулирована  государственная гражданская служба. По – новому урегулированы  взаимоотношения между законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти, а также между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Новое законодательство создает правовые основы для борьбы с бюрократизмом, коррупцией, произволом центрального и местного чиновничества, практикой подбора кадров по принципу личной преданности. Оно направлено на повышение уровня квалификационных требований к гражданским служащим, к выполнению ими своих обязанностей, на обеспечение их правовой и социальной защищенности.

  Но современная  правовая база российской государственной  службы должна быть усовершенствована.  Происходит отставание развития  нормативной правовой базы российской  государственной службы от потребностей  общества, которое обусловлено рядом  причин: неопределенностью функций  работников государственного аппарата, стремлением решать кадровые  вопросы неправовым путем (подкупом, связями, давлением), ограниченностью  перспектив служебной карьеры.  Существуют обстоятельства и  субъективного характера: отсутствие  реальных и полномочных органов  управления государственной службой  как правовым институтом; слабое  привлечение научных учреждений  к разработке и экспертизе  законодательства о государственной  службе; забвение отечественного  и игнорирование зарубежного  опыта развития государственной  службы.   

        
     
     
     

  1. Государственная служба как профессиональная служебная деятельность.
 

    Деятельностная сторона государственной  службы – очень важная сущностная  характеристика административной  власти, раскрывающая ее профессионально  – деятельный потенциал. Не  случайно данной проблеме в  теории и практике государственной  службы уделяется повышенное  внимание.

    Именно профессиональная деятельность  как черта государственной службы  была официально закреплена в  Российской Федерации законодательно  в 1995 г. в первом Федеральном  законе о государственной службе.

    Государственная служба – это  профессиональная служебная деятельность, принципиально отличающаяся от  всех других видов практической  и духовной деятельности человека.

    Государственная служба профессиональна  по целям и качеству выполняемых  действий, по эффективности исполнения  своих функций. В то же время  она имеет политико – административный  характер по результатам своей  деятельности и правовой характер  по своей сути.

    В современном законодательстве  России, в частности в Федеральном  законе №58 –ФЗ от 27 мая 2003 г.  «О системе государственной службы  Российской Федерации» , государственная  служба определяется как «профессиональная  служебная деятельность граждан  РФ по обеспечению исполнения  полномочий:

  1. Российской Федерации;
  2. Федеральных органов государственной власти;
  3. лиц, замещающих должности РФ;
  4. субъектов Российской Федерации;
  5. органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  6. лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации».     

     Не умаляя значения государственной службы как системы, как института, как публично – правового отношения, законодатель акцентирует внимание на профессионально –деятельностной стороне этого явления. Поэтому все аспекты регулирования государственной службы, связанны с ее профессионально – служебным характером, в рамках данной темы особенно актуальны.

    Опорными терминами официальной  формулировки государственной службы  являются: «деятельность», «профессионально  служебная деятельность», «деятельность  по обеспечению исполнения полномочий».  Но ключевым словом все таки  является «деятельность».

    По своему внутреннему характеру деятельность человека, классифицируется на государственную, частную, акционерную, кооперативную, смешанную и т.д. При внимательном рассмотрении в данной типологии мы находим черты такого важнейшего вида профессиональной деятельности, как государственная служба.

    В структуре любой деятельности  ученые выделяют цель, средства, процесс, результаты деятельности.

    По содержанию цели государственной  службы могут быть социальными,  экономическими, политическими, организационными, правовыми, идеологическими и  др.

    Социальные цели государственной  службы, как уже отмечалось, обусловлены  социальным характером государства  и предназначением государственной  службы как социального института. 

    Политические цели государственной  службы направлены на решение  общегосударственных задач управления, практическое исполнение полномочий  и функций государства, организационно  – административное обеспечение  органов государственной власти, создание условий для связи  государственного аппарата с  гражданским обществом и политической  элитой.

    Экономический цели государственной  службы связаны с повышением эффективности государственного регулирования экономики, управлением государственной собственностью, поддержкой предпринимательства, а также со снижением затрат на содержание государственного аппарата.

Информация о работе Государственная служба как публичный социально- правовой институт