Государственная служба как публичный социально- правовой институт

Автор работы: a*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать определение государственной службе как социально – правового института и дать определение государственной службе как профессиональной служебной деятельности.. Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач:
- дать определение государственной службы как социального института;
- дать определение государственной службы как правового института.;
- исследовать государственную службу как профессиональная служебная деятельность.

Работа состоит из  1 файл

гос служба как публичный социально правовой институит.docx

— 53.79 Кб (Скачать документ)

    Организационные цели – это  организационно – техническое  обеспечение органов государственной  власти, профессионализма государственного  аппарата, совершенствование норм, правил, стандартов регулирования  качественного и количественного  состава государственных служащих, их продвижение по службе, приведение  структуры государственного аппарата  в соответствии с задачами  государства и государственной  службы.

    Правовые цели отражают намечаемые  результаты по  реализации государственными  служащими законодательство страны. Это прежде всего правоприменение,  обеспечение соблюдения законности  в обществе, а так же разработка  специального законодательства  о государственной службе, создающего  правовые основы функционирования  государственного аппарата, повышения  правового статуса государственных  служащих.

    К средствам деятельности государственных  служащих относятся административные (технологии управления), а также материальные (ЭВМ, множительная техника, информация) и интеллектуально – духовные средства (идеи, традиции, правила).

    Процесс деятельности государственных  служащих представляет собой  исполнение служебных обязанностей  согласно должностному регламенту.

    Существуют значительные трудности  с определением и оценкой результатов  деятельности органов государственной  власти и государственных служащих. Трудность заключается в критериях  оценки результативности труда  чиновников и государственного  аппарата в целом. Результаты  нельзя оценивать по числу  принятых управленческих решений,  разработанных проектов и аналитических  записок, телефонных звонков,  принятых посетителей, рассмотренных  жалоб и т.д. Результат деятельности  государственных служащих – это  качество принимаемых и реализуемых  управленческих решений, успехи  в реализации социально – экономической  и другой политики государства,  высокий уровень жизни народа, авторитет и престиж государственной  службы среди населения.

    Профессиональная деятельность применительно к государственной службе. Что бы определить это понятие, следует обратиться к интерпретации терминов «профессионализм», «профессионал» и посмотреть, как они соотносятся с государственной службой.

    Государственная служба – это  профессия, требующая специальных  знаний, умений и навыков, опыт  работы. Следовательно, государственный  служащий должен и обязан  быть  профессионалом – работником  высшего класса, специалистом своего  дела.

    Государственная служба как профессиональная  служебная деятельность принципиально  отличается от других видов  профессиональной деятельности, существующих  в госбюджетной сфере или в  негосударственном секторе. Отличительные  признаки государственной службы  как профессиональной деятельности  следующие.

    1. Государственная служба выполняет прежде всего управленческую функцию, решает задачи государственного управления, являясь его механизмом. При этом она обеспечивает решение как общегосударственных  административно – политических задач, так и частных задач государственного управления. Управленческая функция является основой и в профессиональной деятельности чиновника.

    2. Государственный служащий является не просто наемным работником, а лицом, представляющим государство, выступающим от его имени и защищающим его интересы, а через него – общества. Чиновник – это человек не корпоративный, не ведомственный, а государственный, хотя у него могут быть корпоративные, групповые интересы.

    3. Государственная служба и государственные служащие наделены особым правовым статусом, подлежащим строгому государственно – правовому регулированию. Законодательство достаточно четко определяет правовые основы государственной службы и правовой статус государственных служащих – их прав, обязанности, правоограничения, гарантии и т.д. В отличии от других работников государственные служащие подпадают под нормы прежде всего служебного, а потом уже трудового права. Федеральные законы о государственной службе, служебный контракт и должностной регламент в основном регулируют государственно – служебные отношения на гражданской службе.   

    4. На государственной службе существуют правоограничения и запреты, ущемляющие в определенной мере права и свободы государственных служащих как граждан. Так, практически отсутствует правовое равенство между представителем нанимателя и государственным служащим (назначение на должность осуществляется как односторонний акт работодателя); существует запрет на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей; отсутствует право на забастовку; законодательно прямо незапрещенно, но фактически невозможно заниматься партийной деятельностью.

    5. Государственная служба строго субординирована  и ранжирована. Вследствие этого чиновники находятся на должностях, ранжированных на группы и категории должностей. Им присваивают определенные классные чины гражданской службы, воинские и специальные знания, дипломатические ранги. Военная и правоохранительная службы имеют для своих служащих специальные знаки отличия, форму одежды. Подобного, как правило, нет в сфере  профессиональной деятельности лиц, находящихся не на государственной службе.                

    Вид деятельности государственных  служащих указывает на то общее,  что имеется в деятельности  ряда государственных органов,  объединенных по какому либо  существенному признаку. Один из  таких признаков  - государственное  управление определенной сферой  общественной жизни и определенными  социальными процессами. Этот критерий  типологии управления является  основным содержанием государственной  службы Российской Федерации.

    Каждый из видов профессиональной  государственной службы можно  условно подразделить на отрасли,  определяемые специализацией содержания  профессиональной службой деятельности  и полномочиями конкретных государственных  органов. Например, в рамках гражданской  службы можно выделить:

    • управление экономическими  процессами (Министерство экономического развития);

    • управление финансово – бюджетной сферой (Министерство финансов);

    • управление военной сферой (Министерство обороны);

    • управление внешнеполитической деятельности (Министерство иностранных дел);

    • управление социальной сферой (Министерство здравоохранения и социального развития);

    • управление образованием и процессами в сфере культуры (Министерство образования и науки) и т.д.

    Круг лиц, профессиональная деятельность  которых считается государственной  службой, составляют лица, замещающие  государственные должности государственной  службы, которые внесены в Реестр. По Федеральному закону «О  государственной гражданской службе  Российской Федерации» № 79- ФЗ  к государственным гражданским  служащим относятся лица, замещающие  должности гражданской службы  категорий «руководители», «помощники - советники», «специалисты» и «обеспечивающие  специалисты».

    Действующим законодательством  определено, что государственные  служащие непосредственно не  «исполняют», а «обеспечивают  исполнение» полномочий государства,  государственных органов и должностных  лиц. Исполняют эти полномочия политики, т.е. лица, замещающие государственные должности.

    Под обеспечение исполнения полномочий  государственных органов понимается  прежде всего профессиональное  обеспечение – прогностическое,  аналитическое, интеллектуальное, организационное,  распорядительное, кадровое, информационное, координационное, контрольное, материальное. Хозяйственное и техническое  обеспечение – это, как правило,  не государственная служба, поскольку  работники этого профиля, находятся  в штате государственного органа на хозяйственной должности (водители, повара, уборщицы и т.д.), не занимают должность государственной службы, занесенную в Реестр. Но в персонал государственного органа они входят.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       Социально - правовой институт предстает перед  нами гигантской социально – правовой системой, существующий исторически  длительное время, удовлетворяющий  фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и  моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных  и  правовых норм, санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д. Развитие социально - правовых институтов осуществляется путем возникновения новых социальных – правовых институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социально – правовых институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

 

Список  литературы. 

  1. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. Пособие/ Под ред. А.В. Оболенского, А.Г. Барабашева. М., 1999.
  2. Лытов Б.В. Государственная служба как социальный институт. М.: РАГС, 2004.
  3. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2003.
  4. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы. М., 2003.
  5. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58- ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под общ. ред. Г.В. Мальцева, И.Н. Барцица. М.: РАГС, 2005.

    Нормативные правовые акты:

    1. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон № 58- ФЗ от 27 мая 2003г.
    2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 г.
    3. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)»: Указ Президента РФ № 261 от 10 марта 2009 г.
    4. О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента РФ № 110 от 1 февраля 2005 г.

Информация о работе Государственная служба как публичный социально- правовой институт