Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:16, курсовая работа
«В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление»[1]. В данной статье также говорится о том, что местное самоуправление не является частью системы государственной власти и «в пределах своих полномочий самостоятельно».
Местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в качестве объекта изучения, так как является вполне самостоятельной сферой. Также следует отметить, что современное самоуправление в России находится на стадии становления. Этот процесс шёл на протяжении, по меньшей мере, пятнадцати лет и довольно динамично продолжается сегодня.
Таким образом, Устав - это своеобразный свод норм, регламентирующих жизнь муниципального образования
Являясь одним из элементов конституционного строя Российской Федерации , местное самоуправление имеет большое значение для формирования российской государственности. В нём наиболее полно реализуется идея приближения власти к её источнику – народу. Сейчас становится всё более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Этнические и исторические особенности развития России, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация делают затруднительным и даже невозможным управление огромной армией из центра, каким бы сильным он не был. В связи с этим организация общественной жизни должна включать и механизмы саморегулирования территорий, местных сообществ.
Процесс становления местного самоуправления в нашей стране идёт сложно и противоречиво. Его развитие сдерживается, прежде всего, экономическими причинами, отсутствием необходимых материальных предпосылок для осуществления местного самоуправления, не отлаженностью взаимодействия органов местного самоуправления с экономическими субъектами.
Федеральный закон № 131-ФЗ разграничивает и закрепляет за каждым из уровней муниципальных образований присущие ему специфические полномочия по решению вопросов местного значения. Эти меры призваны создать единую систему местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации, которая будет в полной мере соответствовать Конституции России. Предполагается, что они позволят, с одной стороны, реально приблизить местную власть к населению и обеспечить качественно иной уровень оказываемых населению муниципальных услуг, а с другой - эффективно решать местные хозяйственные и социальные вопросы, требующие развитой инфраструктуры и существенных финансовых и материальных ресурсов.[19]
Однако не все так просто. Если детально рассмотреть новый закон, то получается, что он не только не улучшает организацию местного самоуправления, но и противоречит Конституции. В частности, ч. 1 ст. 131 Конституции России устанавливает, что «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».
В п.п.1 и 2 ст. 34 нового Федерального закона № 131-ФЗ предлагается:
«Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-
обязательным...».[20]
Таким образом, предлагается лишить население муниципального образования конституционного права определять самостоятельно структуру органов местного самоуправления.
С целью придания «законности» распоряжаться муниципальной собственностью органам местной власти Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает нового собственника муниципального имущества вместо населения: «Органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальным имуществом...» (п.1 ст.51 закона), но согласно Конституции РФ не чиновники, не органы местной власти являются собственниками муниципального имущества, а население. Закон в нарушение Конституции Росийской Федерации объявляет экспроприацию (изъятие) муниципальной собственности у населения и передачу ее другому собственнику - органам местной власти. Тем самым население утрачивает все права на какое-либо участие в решении вопросов использования жилья, больниц, школ, транспорта и т.п.[21]
Что получит население в результате перевода участков земли под домами или самих жилых домов в частную собственность отдельных лиц? Как собственник участка земли под домом, так и частный владелец дома имеет право по законам частной собственности назначить жителям любую оплату за то, что они используют под домом его землю или живут в его доме. Покупка жилого, особенно многоквартирного, дома или участка земли под ним может иметь для покупателя только одну цель — получение как можно большего дохода за счет жителей дома, т.е. за счет увеличения стоимости коммунальных услуг и т.п. Непомерное увеличение цены коммунальных услуг может преследовать и другие цели: выселение жителей за неуплату и сдача освободившихся квартир за более высокую плату приезжим, торговцам, переоборудование под офисы, а также снос домов под элитную застройку и т.п. Данный процесс освобождает органы власти от строительства социального жилья. Перспектива у населения одна - массовая бездомность. Законы о насильственном выселении неплательщиков уже приняты во многих регионах России.
Приватизация медицинских учреждений как составной части муниципальной собственности также направлена на рост доходов их владельцев за счет населения. Это неизбежно приведет к тому, что для абсолютного большинства населения медицинская помощь станет недоступной.
Никакими интересами России невозможно объяснить норму п.1 ст. 3 закона и п.4 ст.10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по которым иностранные граждане на основании международных договоров Российской Федерации «имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации». В цитируемой статье говорится «на тех же условиях». Это большое лукавство. На самом деле финансовые возможности иностранных граждан и государств, блестящее владение научно разработанными технологиями управления общественным мнением различных социальных слоев, продажность местных чиновников, умение использовать противоречия и бесконтрольность проводимых реформ несомненно обеспечат иностранцам доступ к руководящей роли в органах местной власти, в проведении приватизации муниципальной собственности и российских территорий. Данный процесс означает утрату целостности и неприкосновенности территории России, гарантированных Конституцией Российской Федерации , утрату государственной целостности, единства системы государственной власти, гарантированных п.3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, и это только малая часть из списка фактов, свидетельствующих, что отдельные статьи закона противоречат интересам Российского государства и общества.
Сегодня большинство субъектов Российской Федерации в том числе и Алтайский край столкнулись с такой проблемой , что органы местного самоуправления созданы в субъектах и их довольно много , так в Алтайском крае : 12 городских округов, 718 сельских поселений, 60 муниципальных районов, 6 городских поселений и практически все они дотационные , на местном уровне отсутствуют средства для выполнения возложенных на них функций.
Какие есть пути выхода из сложившейся ситуации? На мой взгляд их несколько:
- привести Федеральное законодательство в соответствие с Конституцией Российской Федерации;
- развивать экономику на территории муниципального образования (сельское хозяйство, переработка и т.д.);
- укрупнение муниципальных образований вокруг промышленных центров, создать крупные округа;
- самое главное поменять мировоззрение населения, чтобы каждый человек , проживающий на территории муниципального образования понимал , что без его участия ничего не поменяется и никто не придет и не сделает его жизнь лучше .
В данной работе сделана попытка исследовать организационные основы местного самоуправления с учетом специфики становления местного самоуправления. Сегодня законодательная база местного самоуправления еще не завершена.
Говорить о реальном местном самоуправлении в России, на мой взгляд, пока еще рано: слишком низка активность населения и частного капитала в решении местных вопросов, не проработаны современные технологии муниципального управления и, наконец, не определена мера ответственности муниципальных органов власти, их компетенция и механизмы воздействия на развитие экономики, финансовый потенциал каждого региона как факторы роста благосостояния людей.
Федеральный закон № 131-ФЗ не решает целого ряда проблем. Единообразная модель местного самоуправления, отделенного от государственной власти и заменяющая ее, не получает развития в целом по России. Попытки единообразного понимания и реализации конституционной модели местного самоуправления, которые предпринимаются из центра, вызывают в обществе сомнения, так как местное самоуправление, например, в Алтайском крае, и местное самоуправление в Москве или центральных регионах России, не может не различаться в силу особенностей этих территорий, экономического потенциала, масштабов регионов, ментальности населения. Ведь для России это совершенно новое дело, где всегда и во всем была главенствующая роль государства. Поэтому внедрение самоуправления в той мере, в какой оно должно соответствовать этому понятию по - настоящему, - процесс долгий и сложный.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации– М.: Издательство Эксмо,2004. – С. 63.
2. О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления: ФЗ от 11 апреля 1998года // Собрание законодательства Российской Федерации.1998.№ 36.Ст.4466.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Устав (Основной закон) Алтайского края. Ст. 99. http://legislature.ru/ ruconst/ altaykra.html
5. Устав Амурской области. Ст. 121. http://legislature.ru/ ruconst/ amursk.html
6. Парадиз А.Л. Местное самоуправление в политической системе общества. Саратов. 1998. С.106.
7. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России . Москва.1999.
8. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации . Москва. 1999. С.120.
9. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право. Москва .2000.С.516.
10. Незнамова Е.А. Местное самоуправление. Органы власти. М. 2001. С.250.
11. Писарев А.Н. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 252.
12. Тихомиров Л.В., Тихомиров М.Ю. Юрид. энциклопедия. М., 1997. С. 322.
13. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации : концепции и решения нового закона // Вестник МГУ.Серия 11.Право.1996. № 2.С. 333.
14. Никитчук И. И. Как же будет местное самоуправление – по Конституции или по новому закону? // Проблемы местного самоуправления № 4, 2003.
15. Никитчук И. И. Как же будет местное самоуправление – по Конституции или по новому закону? // Проблемы местного самоуправления № 4, 2003.
16. Реорганизация местного самоуправления. // Домашний адвокат № 1, 2004.
17. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 118.
[1] Конституция Российской Федерации – М.: Издательство Эксмо,2004. – С. 7.
[2] Конституция Российской Федерации – М.: Издательство Эксмо, 2004. – С. 4, С. 11, С. 43, 44.
[3] О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления: ФЗ от 11 апреля 1998года // Собрание законодательства Российской Федерации.1998.№ 36.Ст.4466.
[4] Писарев А.Н. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 44.
[5] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997. С. 125.
[6] Писарев А.Н. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 15.
[7] Писарев А.Н. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 15.
[8] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 197.
[9] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 197.
[10] Там же.
[11] Устав (Основной закон) Алтайского края. Ст. 99. http://legislature.ru/ ruconst/ altaykra.html
[12] Устав Амурской области. Ст. 121. http://legislature.ru/ ruconst/ amursk.html
[13] Тихомиров Л.В., Тихомиров М.Ю. Юрид. энциклопедия. М., 1997. С. 322.
[14] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997. С. 155.
[15] Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации : концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 2. С. 3 - 33. Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., 1996. С. 70 - 81.
[16] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 158.
[17] Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 118.
[18] Авакьян С.А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 2. С. 16.
[19] Реорганизация местного самоуправления. // Домашний адвокат № 1, 2004.
[20] Никитчук И. И. Как же будет местное самоуправление – по Конституции или по новому закону? // Проблемы местного самоуправления № 4, 2003.
[21] Кисленко А. А. Закон, противоречащий Конституции. // Проблемы местного самоуправления № 4, 2003.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление