Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:26, курсовая работа

Описание

Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения.
Государственное управление – это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Содержание

Введение …………………….……………………………………………….…..
3
1
Теоретические аспекты основ государственного управления………..…
5

1.1
Субъекты и объекты государственного управления…………….…
10

1.2
Система государственного управления…………………………….
14

1.3
Виды государственного управления………………………………..
17

1.4
Функции государственного управления………………………..……
23
2
Понятие и сущность моделей государственного управления………..….
29
3
Особенности современной российской модели государственного управления и рекомендации по ее совершенствованию ……………..….

37
Заключение………………………………………………...………………….…..
41
Список использованных источников …………………….……………….…..
43
Приложение А Форма государства …………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1.docx

— 98.88 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение  …………………….……………………………………………….…..

3

1

Теоретические аспекты основ  государственного управления………..…

5

 

1.1

Субъекты и объекты государственного управления…………….…

10

 

1.2

Система государственного управления…………………………….

14

 

1.3

Виды государственного управления………………………………..

17

 

1.4

Функции государственного управления………………………..……

23

2

Понятие и сущность моделей  государственного управления………..….

29

3

Особенности современной  российской модели государственного управления  и рекомендации по ее совершенствованию  ……………..….

 

37

Заключение………………………………………………...………………….…..

41

Список  использованных источников …………………….……………….…..

43

Приложение А Форма государства ……………………………………….…..

44


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди всех видов управления государственное  управление занимает особое место, что  обусловлено наличием мощной государственной  власти, распространяющейся на все  общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы  принуждения для обеспечения  соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения.

Государственное управление – это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Государственное управление – разновидность социального  управления, но его природу и специфику  определяют присущие только данному  виду управления свойства.

Субъекты  целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий – государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами (принципами) развития государства. Государство как мозговой центр дает импульс – приказ государственному управлению – своего рода «нервной системе» общественного организма.

Государственное управление опирается на властные полномочия и предоставляет собой реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой  государством международной политики). Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью – общеобязательны.

Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) – решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, не отдельных граждан и социальных групп.

Комплекс  методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью  сил правоохранительных органов. Государственная  власть и управление в источнике  имеют правовую и политическую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего и средствами принуждения.

В широком смысле государственное  управление как система означает непосредственное осуществление государственной  власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правосудие. Субъектом государственного управления выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные орган государственной власти, органы суда и прокуратуры.

В настоящее время выбранная тема курсовой работы приобретает особую актуальность в связи с укреплением  позиций государства.

Объектом  исследования является российское государственное управление.

Целью данной курсовой работ является раскрытие понятия государственного управления, функций, видов и моделей из которых вытекают следующие задачи:

  • Рассмотреть теоретические аспекты основ государственного управления.
  • Изучить классификацию видов государственного управления;
  • Рассмотреть методы управленческих действий.
  • Выявить особенности современной российской модели государственного управления и дать рекомендации по ее совершенствованию. 

 

  1. Теоретические аспекты основ государственного управления

 

В самом первом приближении  государственным управлением является деятельность органов государственной  власти и государственных служащих, направленная на упорядочение жизни  людей, проживающих на определенной территории. Однако, более предметно государственное управление следует определить как научно-обоснованный процесс достижения оптимальной организации общественной жизни.

Кроме различных ветвей власти этой организацией занимаются различные  администрации и элиты. В этой связи государственное управление подразделяется на:

  1. политическое руководство и управление;
  2. административно-государственное управление.

Политическое  руководство и управление включает в себя систему принятия политических решений, разработку государственной политики и государственных программ по всем приоритетным направлениям общественно-политического развития.

Административно-государственное управление осуществляется государственными служащими и представляет собой осуществление государственной политики через систему административных учреждений, когда ответственность за выполнение государственных решений делегируется сверху вниз.

Соответственно, одновременно в государстве всегда идут параллельно  и взаимозависимо два процесса: политический и административный.

В политический процесс всегда вовлечены, кроме государственной  власти, немало других субъектов (акторов): транснациональные корпорации, политические партии, общественные организации, объединения и движения. Полагаем, что в политическом процессе в современном обществе также активно участвуют СМИ. Но также важно подчеркнуть, что в политическом процессе в большинстве стран мира наиболее активно участвуют законодательная и исполнительная власть, и меньше – власть судебная. Региональная власть также в этом процессе участвует в меньшей степени.

Что касается административно-государственного процесса, в нем участвует, в первую очередь, государственный аппарат. Среди различных ветвей государственной власти наиболее активно в этом процессе участвует исполнительная власть, правоохранительные органы и спецслужбы. Другие же ветви государственной власти (законодательная и судебная) в нем участвуют значительно меньше. А вот региональная власть в этом процессе участвует весьма значительно [1, с. 21 ].

В свою очередь, теория государственного управления занимается изучением нескольких проблем:

а) разработка проблем стратегического  управления обществом;

б) подготовка и рекрутирование управленческих кадров в состав государственного аппарата,

в) совершенствование техники и технологий государственного администрирования.

Существует несколько определений государственного управления. Приведем лишь некоторые из них (рисунок 1.1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Определение  государственного управления

Признаки государственного управления в XXI веке:

  1. Разработка государственной политики с использованием инфокоммуникационных технологий, политической аналитики и прогностики. Информационно-коммуникационные технологии и услуги в настоящее время являются ключевым фактором развития социально-экономической сферы. Они приобрели особую важность для повышения эффективности государственного управления, обеспечения национальной безопасности, адресной социальной помощи, совершенствования систем образования и здравоохранения.
  2. Разработка, осуществление и оценка государственных программ с использованием современных методов социально-политической и социально-экономической диагностики, агрегирования информации и ее компьютерной обработки.
  3. Прогнозирование и учет в практической деятельности позитивных и негативных тенденций в развитии общества.
  4. Анализ, обобщение и интерпретирование социальных, политических и экономических показателей, характеризующих состояние района, региона, страны.
  5. Организация и проведение эмпирических исследований по изучению социально-политических и социально-экономических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятия таких решений.
  6. Применение рациональных приемов поиска, обработки, хранения и использования необходимой социальной, политической, экономической и научной информации.

Государственное управление является повседневным и оперативным  видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения  и в объеме своей компетенции  внутренние и внешние функции государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.

Органы государственного управления обеспечивают организацию  как внутреннюю, так и внешнюю, в своей сфере деятельности, по предметам ведения и в объеме компетенции и их решения, а также  обеспечиваются мерами государственного принуждения. Все законодательные, судебные и прокурорские органы осуществляют внутриорганизационное управление своими аппаратами в целях повышения эффективности осуществления своих функций, закрепленных в конституционных нормах.

Государственное управление также частично осуществляют руководители учреждений, организаций и предприятий  государственной формы собственности  как нижнее звено организации  управления в административно-политической сфере, межотраслевом комплексе, а  также административно-правового  регулирования экономической и  социально-культурной деятельностью.

Важно подчеркнуть, что государственное  управление как деятельность по реализации основных функций общества по объему шире, чем исполнительная деятельность. Потому, что государственное управление в определенном объеме своих полномочий осуществляют Федеральное Собрание (обе его палаты – Совет Федерации и Государственная Дума), Президент РФ, суды, прокуратура, одноименные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные и общественные объединения в части делегированных им для реализации государственных функций и задач.

Управление различными сторонами  государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют  и другие субъекты единой государственной  власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит  не столько в принятии соответствующих  решений (например, законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них  юридически-властных требований. А  это и есть процесс исполнения. Конечно, и законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления (рисунок 1.2):


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Подходы изучения государственного управления

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных  служащих сформулированным заранее  принципам:

  • следования принципу верховенства права (правовой подход);
  • следования воле народа (политический подход);
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Информация о работе Государственное и муниципальное управление