Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:10, реферат
От Ивана Грозного да XX века
Основным документом, создавшим необходимую правовую базу для развития самоуправления городов стала «Жалованная грамота городам», при подготовке которой использовались материалы Уложенной комиссии, Цеховой устав (1722 г.), Устав благочиния (1782 г.) и Учреждение для управления губерний (1775 г.), шведский Цеховой Устав и Положение о маклере (1669 г.), прусский Ремесленный устав (1733 г.), законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.
Грамота
закрепила единый сословный статус
всего населения городов,
В
1786 г. сперва в Москве и
Петербурге, а затем и в остальных
городах империи были созданы
городские думы. К компетенции
городских дум относилось: обеспечение
в городе тишины, согласия и
благочиния, разрешение внутрисословных
споров, наблюдение за городским
строительством. В отличие от
ратуш и магистратов в ведение
городской думы не были включены
судебные дела — их решали
специальные судебные органы. Общая
дума избирала из своего
Кроме
Общей и Шестигласной дум
Хотя
реформы Екатерины II оказали
значительно большее влияние
на повышение эффективности
Основные
принципы екатерининской реформы:
децентрализация, избрание на
должности, относительная
В законе 1838 года органы крестьянского самоуправления получили регламентацию. В каждой волости, состоящей из сельских обществ государственных крестьян всех наименований и свободных хлебопашцев, учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа. Волостной сход состоял из выборных представителей от сельских общин волости, которые избирались по одному на 20 дворов. В правление входили волостной голова и два заседателя — по полицейским и хозяйственным делам. При правлении работали также волостной писарь и его помощники. Волостной голова формально избирался волостным сходом на три года, но фактически оставался в должности до тех пор, пока сам не захочет уйти, либо пока начальство не решит его заменить. Сельские общества учреждались в каждом большом казенном селении. Его органами являлись: сельский сход, куда входило по 1 человеку от 10 дворов, сельское начальство — старшины, сотские, десятские, смотрители магазинов, сборщики податей и сельская расправа. Избранные в должность сельские старосты и волостные головы утверждались Палатой государственных имуществ с разрешения начальника губернии: волостной голова — по представлению окружного начальника, а сельский староста — по представлению волостного правления. В задачу крестьянского общественного управления входила охрана общественного порядка, безопасность лиц и имущества, паспортный контроль. Важной сферой его деятельности были дела по врачебному благоустройству, народное продовольствие, противопожарные мероприятия, управление хозяйством, сбор податей, контроль за выполнением повинностей, прежде всего рекрутской.
Местное самоуправление при Александре II
Наиболее значительные реформаторские преобразования были осуществлены в начале 60-х г. XIX в., когда вскоре после отмены крепостного права Александр II подписал указ правительствующему Сенату о введении в действие с 1 января 1864 г. Положения о земских учреждениях.
Все ведомства и службы, занимавшиеся до 1864 г. делами о земских повинностях, общественном призрении, народном продовольствии (многочисленные комиссии народного продовольствия, квартирные комитеты, больничные советы, дорожные комиссии и т.п.), упразднялись. Из ведения дворянского самоуправления были изъяты все дела, относящиеся к местному хозяйству губерний и уездов. Земская (1864) и городская (1870) реформы преследовали цель децентрализации управления и развития начал местного самоуправления в России. В основе реформ лежали две идеи. Первая - выборность власти: все органы местного самоуправления избирались и контролировались избирателями. Кроме того, эти органы были под контролем представительной власти, а обе ветви власти контролировал Закон. Земства были сторонниками государственной власти, поддерживали законность и стабильность в обществе. Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности. В XIX в. до 60 % всех собираемых с территорий платежей оставалось в распоряжении земства, т. е. городов и уездов, по 20 % уходило в госказну и губернию.
Желая
сделать земства более
Первая
курия включала
Вторая
курия включала в основном
городских жителей - домовладельцев,
купцов, фабрикантов. Проводили свои
заседания без взаимосвязи
со съездами первой и третьей
курий. Однако в выборах «
Третья
курия включала крестьян, в отличие
от двух первых курий, были
многостепенными. От
Земское
собрание собиралось ежегодно
на одну сессию, не позднее
октября месяца. Сессия продолжалась
десять дней. Губернатор мог ее
продлить. Председательствовал
на уездном земском собрании
уездный предводитель
—
раскладка внутри уезда
— составление предварительных планов для губернских смет о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, отнесенных к разряду губернских, в губернское земское собрание;
— разрешение на открытие торгов и базаров;
— предоставление губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства;
— отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных, изменение направления уездных земских дорог;
— местные
распоряжения и надзор по указаниям
губернской управы в пределах уезда
по устройству губернских путей
сообщения, по исполнению потребностей
сообщения и взаимному
— представление губернскому земскому собранию отчета о соответствующих действиях и др.
К исключительной компетенции губернских земских учреждений относилось:
— разделение на уездные и губернские: земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественного призрения, а также изменения в этом разделении;
— решения
об открытии новых ярмарок и о
перенесении или изменении
— решения об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении уже существующих;
— представление через начальника губернии ходатайств о перенесении по уважительным причинам земских дорожных сооружений в разряд государственных;
— раскладка между уездами сумм государственных сборов, возложенная на земские учреждения по закону или распоряжению правительства;
— рассмотрение и разрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов;
— дела по взаимному земскому страхованию имущества от огня;
— рассмотрение жалоб на действия земских управ.
Положение 1864 г. не содержало четкого определения функций земств. Основной их задачей считалось упорядочение выполнения земских повинностей. К возможным, но не всегда обязательным, занятиям земств по положению относилось:
— заведование имуществом, капиталами и денежными сборами земства, земскими благотворительными заведениями;
— попечение «о развитии народного продовольствия», местной торговли и промышленности;
— управление взаимным земским страхованием имущества;
— участие в попечении о народном образовании и народном здравии (в хозяйственном отношении);
— раскладка государственных денежных сборов, разверстка которых возложена на земство;
— взимание и расходование местных сборов.
Из общих губернских повинностей в ведении земских учреждений находились:
— устройство и содержание дорог, мостов, перевозов и верстовых столбов;
— наем домов для рекрутских присутствий, становых приставов и судебных следователей;
— содержание подвод при полицейских управлениях и становых квартирах;
— содержание посредников по специальному межеванию и канцелярий посреднических комиссий;
— содержание местных по крестьянским делам учреждений;
— содержание статистических комитетов.
Следует отметить, что земства распоряжались весьма незначительными средствами. Основным источником доходов являлось право облагать земских налогоплательщиков новыми налогами. Финансовые средства земства были значительно урезаны при составлении «Временных правил о разверстании земского сбора между казною и земством». В 1866 г. было запрещено облагать налогами торговые и промышленные предприятия. На основании «Временных правил» все государственные повинности из компетенции земств были изъяты.
Земские
управы являлись исполнительными органами
земств. Их личный состав избирался
на первом заседании земского собрания
нового созыва. Губернская управа выбиралась
на три года. Кандидатура председателя
губернской управы утверждалась министром
внутренних дел. Уездная управа
состояла из председателя и двух членов.
Кандидатура председателя уездной
управы утверждалась губернатором. В
обязанность управ входило
Информация о работе История развития местного самоуправления в России