Конкурентоспособность территории. Конкурентные преимущества территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 20:46, контрольная работа

Описание

Современное региональное социально-экономическое развитие проходит в условиях усиливающейся конкуренции регионов за создание благоприятных условий ведения бизнеса и повышения качества жизни населения. Одной из важных проблем современной России является значительная дифференциация темпов экономического развития российских регионов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………. 3

1.Формирование конкурентоспособности региона ………………………….. 4
Конкурентоспособность региона как экономическое явление …… 4
1.2 Концепция М. Портера в оценке конкурентоспособности региона..4

2. Концепция формирования конкурентоспособности региона …………….. 7

2.1 Конкуренция и конкурентоспособность регионов ………………... 7
2.2 Естественные и искусственные конкурентные преимущества …… 9
2.3 Взгляд на специализацию приграничных регионов Северо-Запада
России …………………………………………………………………….12
2.4 Повышение конкурентоспособности приграничного региона ……16

Заключения ……………………………………………………………….18

Список использованной литературы ……………………………………19

Работа состоит из  1 файл

Контрол Управления развития территорий.docx

— 79.68 Кб (Скачать документ)

     Особое  значение для вовлечения территории в систему глобального обмена имеет бизнес. Современный транснациональный  бизнес экстерриториален. Он, стремясь максимизировать прибыль, размещает  свои активы там, где производительность капитала максимальна. Задача региональной власти создать и поддерживать такие  условия.

     Конкурентоспособность региона связана с наличием условий  для появления региональных производственных и сервисных кластеров, основывающихся на следующих детерминантах конкурентоспособности:

  1. стратегии фирм и региона, их согласованности, уровень внутренней конкуренции;
  2. факторных условиях (доступности и достаточности факторов производства);
  3. конъюнктурные факторах (рыночной конъюнктуры);
  4. уровне развития родственных и поддерживающих отраслей.

     Конкурентное  преимущество получают регионы, в пределах которых:

  1. созданы условия для согласования интересов бизнеса и органов власти, создания частно-государственных партнерств;
  2. созданы условия для накопления специализированных ресурсов и навыков для расширенного воспроизводства капитала;
  3. существует независимая и достоверная информация о рыночной среде;
  4. осуществляются постоянные инвестиции в поддержание инфраструктурных сетей, систем жизнеобеспечения.

     Современная российская экономика существенно  регионализирована. Каждый регион – субъект РФ располагает особым набором и сочетанием ресурсов и потенциала. В силу этого условием эффективной экономической политики становится ее региональная проекция. Дифференцированная политика строится на приоритетах развития самих регионов, дифференциации инструментов создания и удержания конкурентных преимуществ.

     2.2 Естественные и  искусственные конкурентные  преимущества

     Региональные  конкурентные стратегии должны базироваться на региональных особенностях и предпосылках развития. Их уникальное сочетание создает конкурентные преимущества, позволяя сформировать уникальный региональный бренд. Одно из правил создания конкурентного преимущества – стать непохожим на других, создать ценности на основе уникального сочетания ресурсов и факторов. Такой подход позволяет создать различия в цепочках создания стоимости в регионе, являющихся источником конкурентных преимуществ. Необходимо выделение региональных особенностей, на основе которых возможно создание конкурентных преимуществ. В Республике Карелия к таким особенностям относятся:

  1. уникальность географического положения (приграничное положение и общая граница с ЕС с одной стороны, и близость к федеральному центру, с другой стороны);
  2. развитая приграничная инфраструктура, транспортная инфраструктура меридионального и широтного направлений;
  3. наличие разнообразного природно-ресурсного потенциала, элементы которого используются в неодинаковой степени (например, серьезную хозяйственную нагрузку испытывают лесные ресурсы, туристские ресурсы используются лишь на 14%);
  4. национально-культурная самобытность территории, поддерживаемая исторически обоснованными традиционными секторами хозяйства.

     Эти особенности закладываются в  основу естественных конкурентных преимуществ республики по сравнению с другими регионами. Как правило, естественные конкурентные преимущества являются базой для специализации экономики на традиционных и базовых секторах. Закладывая в основу региональной стратегии только естественные конкурентные преимущества, регион изначально ориентируется на участие во внешних цепочках создания стоимости, которые, как правило, контролируются инорегиональными субъектами. В большинстве случаев это участие ограничивается добычей и первичной переработкой ресурсов. Основная же добавленная стоимость создается за пределами региона. В этом случае существенного повышения конкурентоспособности региона на внешних рынках ожидать не стоит. Более того, рычаги управления экономикой региона оказываются за его пределами в руках собственников инвестированного капитала.

     При формировании конкурентной стратегии  региона, необходимо естественные конкурентные преимущества закладывать в основу формирования искусственных преимуществ. На их основе региональные компании способны самостоятельно генерировать цепочки создания стоимости. Цепочки будут включать следующие элементы, участвующие в создании добавленной стоимости и формировании производственные кластеров:

  1. предмет труда (сырье и природные ресурсы);
  2. кадры (количество и квалификация трудовых ресурсов);
  3. средства труда (ОПФ, недвижимость, оборотный капитал);
  4. транспорт и логистика (транспортная инфраструктура, логистика);
  5. система сбыта (каналы сбыта продукции, распределительные и торговые сети);
  6. финансовое обслуживание (банковская система, лизинговый и страховой сектора);
  7. система управления (инструменты управления собственностью);
  8. рынок сбыта (локализация и масштабы рынков сбыта продукции).

     Для формирования производственных кластеров  на основе генерирования собственных  цепочек создания стоимости необходимо максимально полно сосредоточить  вышеназванные элементы цепочки  в регионе через:

  1. повышение обеспеченности местных компаний предметом труда (сырьем);
  2. привлечение мигрантов и повышение квалификации трудовых ресурсов;
  3. повышение эффективности использования ОПФ, создание и развитие рынков собственности, обеспечение оборотным капиталом;
  4. развитие транспортной инфраструктуры и региональной товарной логистики;
  5. развитие собственных распределительных и торговых сетей, обеспечение контроля над сбытом продукции за пределами региона;
  6. повышение обеспеченности компаний финансовыми ресурсами, автономности региональной банковской системы, развитие в регионе лизинга и страхования;
  7. концентрацию в регионе активов и рычагов управления компаниями;
  8. выход на внешние рынки и продвижение региональных продуктов на основе брендинга и поддержки их конкурентоспособности.

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1 Ранжирование стратегических приоритетов  развития экономики 

     Республики  Карелия с точки зрения перехода от использования, главным образом, естественных (природных и географических) конкурентных преимуществ к созданию искусственных преимуществ, (согласно концепции «Возрождение Карелии»).

     Реализация  этих мероприятий позволит сконцентрировать в регионе цепочки создания стоимости  и снизить отток капитала (добавленной  стоимости). Такая региональная стратегия  позволяет осуществлять структурную  перестройку экономики на основе перехода от естественных конкурентных преимуществ к искусственным. Так на основе использования наиболее доступных ресурсов, в стратегии должны быть предложены инструменты создания новых продуктов или использования ресурсов, дающих большую добавленную стоимость при их переработке. Например, в Карелии стратегические приоритеты выстроены именно в такой логике (рис. 1). В практическом плане реализация такой стратегии позволяет целенаправленно изменять структуру экономики региона, изменять ее специализацию в международном разделении труда.

     2.3 Взгляд на специализацию приграничных регионов Северо-Запада России

     Конкурентоспособность Республики Карелия следует рассматривать  в контексте формирования Северо-Европейского геоэкономического региона, а также через призму конъюнктуры внешних рынков, в связи со вступлением России в ВТО. Приграничное положение, возрастание контактной функции границы и развитие международных транспортных коридоров создают для республики серьезные перспективы развития.

     В то же время не надо забывать, что  позиция ЕС по отношению к России в среднесрочной перспективе рассматривает Россию в основном как источник природных ресурсов. Принимая во внимание отставание России в развитии инфраструктуры, место российских регионов в международной товарной логистики остается крайне скромным. В соответствии со стратегией Финляндии по сотрудничеству с сопредельными регионами – «От содействия к партнерству» – в национальные интересы Финляндии входит развитие сотрудничества с Карелией. Однако цели и формы сотрудничества модифицируются в соответствии с задачами региональной политики ЕС и регионального сотрудничества. Так, подавляющая часть карельской древесины поступает в Финляндию, которая далее в переработанном виде идет в Европу. Финляндия обеспечила себе сырьевую базу (закупает около 20% от всего объема российского экспорта древесины) и ее экономический интерес заключается в том, чтобы удержать эту базу.

     Северное  измерение – это политика ЕС, направленная на эксплуатацию Севера, реализуемая через программы  по развитию инфраструктуры и добычи полезных ископаемых. Во внешней политике Евросоюза приграничным регионам придается  большое значение – они рассматриваются  как своеобразный мост через границы. Целями приграничного сотрудничества являются устранение преград, связанных с пересечением границ, укрепление экономического, социального и культурного сотрудничества, уменьшение экологических проблем и решение вопросов, связанных с безопасностью предпринимательства.

     Сегодня международную специализацию Республики Карелия определяет структура экспорта (поставки в 37 стран). Импортные поставки (из 24 стран) занимают примерно пятую  часть в общем объеме внешнеторгового  оборота. Более 60% в товарной структуре  экспорта Республики Карелия занимает продукция лесного комплекса, значительную долю экспортной продукции которого (около 60%) составляют деловая древесина и пиломатериалы – то есть продукция с низкой добавленной стоимостью. Почти треть экспорта приходится на Финляндию. Импорт же имеет техническую направленность. Около 60% импорта – машиностроительная продукция. Ведущей страной-импортером промышленного и электрооборудования является Финляндия (50 и 70%, соответственно).

     Основной  составляющей экспорта услуг являются транспортные и туристские услуги. Больший вес в импорте услуг  составляют строительные и услуги по заготовке леса.

     Развитие  экономического сотрудничества и торговли приграничных регионов России с Финляндией в ближайшие годы будут только увеличиваться. На это однозначно ориентирует  «Торгово-экономическая стратегия  Финляндии по отношению к России». Согласно которой Россия в ближайшие  годы становится «основным двигателем экономического роста Финляндии». Партнерство с Россией выступает как главная внешнеэкономическая цель. Финляндия позиционирует себя как деловой офис, посредник между российским и европейским бизнесом, забирающий основную долю добавленной стоимости. Об этом говорит целевая направленность европейских инвестиций в развитие производств, характеризующихся низкой добавленной стоимостью. В ряде примеров международной производственной кооперации зарубежной стороной передаются отдельные технологические операции на аутсорсинг российской стороне, основной целью которых опять же является расширение доступа к сырьевым ресурсам и минимизация производственных издержек. В качестве примеров в Карелии можно назвать развитие лесозаготовительной и деревообрабатывающей базы шведского концерна IKEA, создание производства электрооборудования для автомобилей – ООО «Кархакос» (концерн PKC Group, Финляндия).

     Проведя анализ международных проектов, реализуемых  в Карелии, можно сделать вывод, что осуществляется лишь частичный  трансферт технологий в регион в сфере:

  • технологий лесовосстановления;
  • технологий увеличения производительности лесозаготовок;
  • технологий первичной деревообработки;
  • технологий использования вторичных и энергетических ресурсов.

     Таким образом, в сложившейся системе международного разделения труда между ЕС и Россией через территории приграничных регионов и далее будут отстраиваться коридоры развития как замыкание пути от источников сырья к грузовым терминалам, к районам глубокой переработки сырья в странах Европейского Союза.

     Однако  в ближайшее время можно ожидать  некоторого пересмотра стратегии Финляндии  и других стран, включенных в «Северное  измерение», по отношению к Карелии. Это связано с усилением мощности грузовых терминалов портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые  становятся крупными международными логистическими центрами. Они оттягивают на себя значительную часть грузопотоков от портов прибалтийских государств и Финляндии. Финляндии все большие усилия приходится прикладывать к выстраиванию сухопутных транспортных коридоров из внутренних регионов России через территорию Карелии.

Информация о работе Конкурентоспособность территории. Конкурентные преимущества территории