Конституционная юстиция в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание

Правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции. В противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и функции конституционной юстиции 4
2. Судебная система и конституционная юстиция в зарубежных странах 6
3. Конституционное правосудие. Организация конституционных судов: порядок формирования, структура, полномочия, законодательное регулирование 9
4. Квазисудебные органы конституционного контроля в зарубежных странах 13
Заключение 15
Литература 16

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 37.29 Кб (Скачать документ)

Предупредительный судебный конституционный контроль, т. e. проверка соответствия конституции законов и других нормативных правовых актов до их вступления в силу, существует в Австрии, Венгрии, Испании, Италии, Польше, Португалии, Румынии и ряде других государств.

В ряде государств нормативные правовые акты (законы и др.) проверяются конституционными судами не только на соответствие конституции (что в полной мере отвечает природе конституционности суда), но и на соответствие конституционным и другим законам. Существует практика проверки соответствия законов и других подзаконных актов общепринятым нормам и принципам международного права и международным договорам, участником которых является данное государство (Словакия, Чехия, Польша, Беларусь).

Перечень  полномочий конституционного суда может  быть закрытым (исчерпывающим) или открытым.  В последнем случае конституцией и законом о конституционном  суде предусматривается возможность  расширения законодателем круга полномочий конституционного суда, если это не противоречит его природе как судебного органа конституционного контроля.

Конституционные суды осуществляют контроль за организацией и проведением референдумов в Армении, Грузии, Италии, Молдове и других государствах. Широкие рамки судебного конституционного контроля выборов существуют в Австрии, Армении, Болгарии, Монголии, Португалии, Словакии и других государствах.

Возбуждение процедуры конституционного преследования  высших должностных лиц государства  обычно принадлежит не самому конституционному суду, а парламенту. Дела по обвинению главы государства рассматриваются конституционными судами Австрии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словакии, ФРГ.

В некоторых  странах (Франция, Ирландия, Никарагуа, Панама) применяются обе формы конституционного контроля. Орган, осуществляющий конституционный надзор, может признать противоречащим конституции либо весь закон целиком, либо отдельные его положения. По общему правилу решение органа конституционного надзора является окончательным и может быть пересмотрено только им самим. Правовым последствием признания закона или иного акта целиком или частично неконституционным является то, что соответствующий закон или нормативный акт целиком или частично теряет юридическую силу и перестает применяться судами. Это относится, конечно, только к последующему конституционному контролю.

В федеративном государстве конституционный суд  может разрешать споры о компетенции  не только между федеральными органами государственной власти, но и между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти членов (субъектов) федерации (Австрия, Бельгия, Испания, Португалия, ФРГ, Швейцария). 

В ряде государств конституционные суды наделены и  другими полномочиями:

  • Рассмотрение конституционных жалоб автономных образований на незаконное вмешательство государства в их деятельность (Чехия, ФРГ, Швейцария);
  • Рассмотрение дел по проверке дееспособности главы государства и других  высших должностных лиц государства (Армения, Болгария, Литва, Молдова, Португалия, Румыния, Хорватия, Кипр, Алжир).

 

Квазисудебные органы конституционного контроля в зарубежных странах

Европейская система предполагает учреждение специальных  квазисудебных органов конституционного контроля. Для этих органов надзорная деятельность является единственной или главной функцией. Они обладают специальной конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством самостоятельного судопроизводства — конституционного судопроизводства. К таким органам относится, например, Конституционный совет и частично Государственный совет во Франции и ряде других стран, воспринявших французскую конституционную модель.

Главное отличие  конституционных советов от конституционных  судов (трибуналов) заключается в  том, что в советах обычно применяется  не публичная процедура, а закрытая, основанная на письменном производстве. Соответственно они не рассматривают индивидуальных конституционных жалоб.

Конституционный контроль во Франции отличается большим  своеобразием и несколько выходит за рамки вышеуказанных двух моделей конституционного контроля. Конституционность актов, исходящих от государственных органов, рассматривается различными органами: от парламента — Конституционным советом, от органов исполнительной власти — Государственным советом, который возглавляет систему административной юстиции.

Основная  функция Конституционного совета — рассмотрение соответствия ряда актов основному закону страны. Прежде всего, в обязательном порядке подлежат контролю органические законы до их промульгации или поправки к действующим органическим законам. Вторая обязательная категория актов — регламенты палат парламента. Конституционный совет обязательно проверяет на соответствие Конституции органических законов и регламентов палат Парламента до их вступления в силу.

Для реализации ответственности высших должностных лиц государства во Франции создаются Высокий суд правосудия и Суд правосудия Республики.

Все законопроекты французского Правительства, вносимые на рассмотрение Парламента, в обязательном порядке предварительно рассматриваются в Государственном совете – высшем органе административной юстиции, одновременно выполняющем функции юридического советника Правительства. «Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении заключения Государственного совета и вносятся в бюро одной из палат», – гласит первое предложение части второй ст. 39 Конституции.

Своеобразный орган конституционного контроля учрежден Конституцией Ирана. Таким органом является Охранительный, или Попечительный совет,  образованный из обычных и мусульманских юристов. Согласно ст. 94 Конституции все законодательство, принятое Исламским консультативным собранием (парламентом), должно направляться в этот совет, который в 10-дневный срок обязан проверить его совместимость с критериями ислама и Конституции.  На Совет возложены также толкование Конституции (ст. 98) и наблюдение за выборами Собрания сведущих людей Руководства, Президента Республики, Исламского консультативного собрания, а также за прямым обращением к мнению народа и за референдумом (ст. 99).

Конституция Пакистана не столь  категорична. В Пакистане учрежден Совет исламской идеологии, или Исламский сове, в составе не менее 8 и не более 15 членов, назначаемых Президентом страны. В обязанности Совета входит дача рекомендаций Парламенту и провинциальным собраниям по их деятельности, которая должна соответствовать «принципам и концепциям ислама, сформулированных в Коране и в Сунне». Последняя, как считается, является дополнением к Корану. Совет также дает советы Парламенту, провинциальным собраниям, Президенту Республики и губернаторам по каким-либо вопросам, переданным на рассмотрение Совета, а также дает рекомендации в отношении действующих законов об их соответствии Исламу ( ст. 230).

 

 

Заключение

Система конституционной  юстиции в зарубежных странах  охватывает достаточно обширный круг государственных органов, среди  которых следует выделить следующие:

1. Специализированные  органы конституционного контроля: суды  и квазисудебные органы;

2. Неспециализированные  органы конституционного контроля, как-то:

а) глава государства;

б) парламент - как правило, в отношении принятых им законодательных актов;

в) правительство - как правило, в отношении принятых им и нижестоящими исполнительными  органами административных актов;

г) суды общей  юрисдикции

Специализированные  органы (в большинстве стран это  конституционные суды) - это основные институты конституционного контроля, в отличие от неспециализированных органов, для которых осуществление конституционного контроля является побочной функцией, вытекающей из основной деятельности. Само осуществление конституционного контроля неспециализированными органами имеет необязательный (за исключением случаев, когда такая обязанность возлагается на них особо самими специализированными органами) и эпизодический (непостоянный) характер.

Кроме того, некоторые  неспециализированные органы конституционального  контроля выступают в качестве органов конституционного надзора, тем самым, становясь вспомогательными органами конституционного контроля. Система конституционного контроля охватывает также государственные органы, общественные объединения и граждан, являющихся субъектами права на обращение в конституционный суд. 

 

Литература

  1. Конституции зарубежных государств: Великобритания; Франция; Германия; Италия; Испания; Европейский союз; Соединенные Штаты Америки; Япония; Индия / Сост. В. В. Маклаков. М., 2006.
  2. Конституции зарубежных стран: Сборник / Сост. В. Н. Дубровин. М.: Юрлитинформ, 2006.
  3. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.  М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2007.
  4. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Баглая и др. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2006.
  5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть /Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 2005.
  6. Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М.,1998
  7. Сафонов В.Е. Зарубежные системы конституционного контроля: проблемы теории и практики // Рос. судья. 2002. 18 апр.
  8. Конституционная юстиция в зарубежных странах /А. А. Клишас ; Отв. ред. В. В. Еремян. М.: Международные отношения, 2004.

 


Информация о работе Конституционная юстиция в зарубежных странах