Конституционно правовой статус органов местного самоуправления РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:12, курсовая работа

Описание

Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различ¬ные подходы к его исследованию.
Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:
а) основы конституционного строя;
б) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
в) формы народовластия

Содержание

Ведение
Глава 1. Понятие местного самоуправления
1.1 Местное самоуправление как основа конституционного строя
1.2 Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
1.3 Местное самоуправление - форма народовластия
Глава 2. Принципы местного самоуправления.
Глава 3. Система местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
3.1 Местный референдум
3.2 Муниципальные выборы
3.3 Собрания, сходы, конференции граждан
3.4 Территориальное общественное самоуправление
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

  б) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 14);

  в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных  служащих (ст. 1);

  г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда (ст. 44) .

  Вместе  с тем муниципальное законодательство не только обеспечивает защиту местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимодействия.

  Органы  местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, а также осуществляя решения, принятые органами государственной власти, оказывая в соответствии с законом содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне.

  Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.

  1. Соответствие  материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям

  Этот  важнейший принцип местного самоуправления получил свое правовое закрепление  в Конституции Российской Федерации, законодательстве о местном самоуправлении. Без его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность местного самоуправления.

  Конституция Российской Федерации, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст. 8). В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество.

  Статья 132 Конституции Российской Федерации  предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

  Согласно  статье 1 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования является муниципальная собственность и местный бюджет. Закон требует, чтобы муниципальным образованиям была обеспечена экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями.

  Важной  гарантией реализации рассматриваемого принципа являются конституционные  положения о финансировании осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления и о компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 132 и 133).

  1. Ответственность органов местного самоуправления и  должностных лиц  местного самоуправления перед населением

  Принцип ответственности органов и должностных  лиц местного самоуправления перед населением призван обеспечить:

  а) эффективность осуществления местных  задач, отнесенных к ведению муниципальных  образований;

  б) учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления;

  в) тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления.4

  Решение вопросов непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных уставом муниципального образования к его ведению, зависит от того, насколько эффективно организована работа органов местного самоуправления, насколько инициативны и предприимчивы они в своей деятельности.

  Реализация  названного принципа предполагает использование населением муниципальных образований различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые находят свое закрепление в уставах муниципальных образований. Деятельность муниципальных органов должна исходить из интересов населения, его исторических и иных традиций.

  В уставе муниципального образования  устанавливаются основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

  Население вправе выразить свое отношение к  выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам на местном референдуме, а также используя другие формы прямого волеизъявления, например отзыв выборного должностного лица.

  1. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

  Для Российской Федерации характерно многообразие форм организации и осуществления  местного самоуправления. Это обусловлено рядом причин.

  Во-первых, на организацию местного самоуправления в Российской Федерации оказывает влияние федеративное устройство нашего государства. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. В рамках данных общих принципов субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления.

  Во-вторых, Российская Федерация - многонациональная страна, многие регионы которой отличаются самобытностью, особенностью исторически и иных местных традиций. Все это не может не накладывать отпечаток на формы и способы организации и осуществления местного самоуправления.

  Особенности организации местного самоуправления в Российской Федерации обусловлены и разнообразием основных типов поселений. По данным Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям в Российской Федерации можно выделить 9 основных типов поселений. Всего же с учетом их подвидов можно говорить о более 80 специальных типов поселений в России. Наконец, многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избрать ту или иную организационную модель местного самоуправления. Конституция Российской Федерации предоставляет населению муниципального образования самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления, а также вопросы организации местного самоуправления, обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций, и другие вопросы организации населения.5 

  1. Соблюдение  прав и свобод человека и гражданина

  Значение  принципа соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция  Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления.

  Осуществление рассматриваемого принципа обеспечивается:

  • Муниципальной деятельностью по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

  Эти вопросы охватывают основные сферы  местной жизни: образования, здравоохранения, жилищно-коммунальную, землепользования, торгового, бытового, транспортного и  других видов обслуживания населения. В данных областях местной жизни, отнесенных к ведению муниципальных образований, происходит реализация основных социально-экономических прав и свобод граждан. Успешно и эффективно реализуя свои функции в этих сферах местной жизни, органы местного самоуправления способствуют осуществлению важнейших социально-экономических прав и свобод граждан.

  • Осуществляя функцию охраны общественного порядка, оказывая содействие в проведении выборов в государственные органы власти, всероссийских референдумов, референдумов субъектов Российской Федерации, проводя муниципальные выборы и местные референдумы, органы местного самоуправления участвуют в создании необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод граждан на местном уровне.
  • Организация местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях дает возможность каждому гражданину непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения.
  • В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.6
  1. Законность  в организации  и деятельности местного самоуправления

  Принцип законности - один из основных конституционных  принципов российской государственности. Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

  Законность  выступает важнейшей гарантией  местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

  Конституция Российской Федерации устанавливает  запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133).

  Принцип законности требует, чтобы организация  и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления. Речь идет о контроле за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм, а не о целесообразности или качестве принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни.

  Соблюдение  законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечивается прежде всего с помощью прокурорского надзора.

  Обеспечение законности в организации и деятельности местного самоуправления осуществляется также с помощью судебных органов. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления.

  1. Гласность деятельности местного самоуправления

  Гласность - важный элемент демократической системы управления обществом и государством. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

  Реализация  принципа гласности в работе органов  местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое  информирование о ней населения.

  Способы обеспечения гласности нашли  свое правовое закрепление в нормах муниципального права, в практике местного самоуправления.

Во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности  человека и гражданина, вступают в силу после их официального  опубликования (обнародования).

Информация о работе Конституционно правовой статус органов местного самоуправления РФ