Конституционно правовой статус органов местного самоуправления РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:12, курсовая работа

Описание

Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различ¬ные подходы к его исследованию.
Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:
а) основы конституционного строя;
б) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
в) формы народовластия

Содержание

Ведение
Глава 1. Понятие местного самоуправления
1.1 Местное самоуправление как основа конституционного строя
1.2 Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
1.3 Местное самоуправление - форма народовластия
Глава 2. Принципы местного самоуправления.
Глава 3. Система местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
3.1 Местный референдум
3.2 Муниципальные выборы
3.3 Собрания, сходы, конференции граждан
3.4 Территориальное общественное самоуправление
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

    Муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечения избирательных прав граждан.

    Порядок подготовки и проведения выборов  органов местного самоуправления определяется законами субъектов Российской Федерации  и уставами муниципальных образований. Причем правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются особенности подготовки и проведения выборов с учетом местных условий.

    Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования  в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. Кроме того, в случаях, определенных федеральным законом, они могут назначаться соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

 
 

3.3Собрания, сходы, конференции граждан

     Собрания, сходы, конференции граждан являются формами непосредственной демократии и одним из самых доступных средств самоорганизации населения в небольших муниципальных образованиях либо на части территории муниципальных образований.

  • Сходы

    В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

    Сход  граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

    На  сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

  • Собрания

      Собрание  граждан представляет собой одну из самостоятельных форм непосредственного  участия населения в решении  вопросов местного значения. Эта форма  народовластия реализуется в целях обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления.

    Инициаторами  проведения собрания граждан выступают:

    1) население муниципального образования  (собрание граждан назначается  представительным органом муниципального  образования);

    2) представительный орган муниципального  образования (собрание назначается  представительным органом муниципального образования);

    3) глава муниципального образования  (назначается главой муниципального  образования).10

    Собрание  граждан может принимать обращения  к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесены решение содержащихся в обращении вопросов и письменный ответ. Итоги проведения собрания граждан должны подлежать официальному опубликованию.

    Рассматриваемая форма дает возможность гражданам  непосредственно высказывать предложения  и выражать свою волю по вопросам местного значения.

  • Конференция граждан

    Конференция граждан является самостоятельной  формой непосредственного участия  жителей муниципального образования  в обсуждении и решении вопросов местного значения. В ней принимают  участие не все жители муниципального образования, а лишь те из них, которым такое право делегировано.

    Порядок созыва и проведения конференций, избрание делегатов регулируются законами субъектов  Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

    Инициаторами  проведения конференций могут быть граждане, проживающие на территории муниципального образования, глава  администрации, депутаты представительного органа местного самоуправления.

    На  конференции могут рассматриваться  различные вопросы, касающиеся жизнедеятельности  муниципального образования. Причем решение, принятое на конференции, не должно нарушать имущественные и иные права граждан, объединений собственников жилья и других организаций.

    Итоги конференции подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации. Решения, принятые на конференции  делегатами соответствующего муниципального образования, носят для органов местного самоуправления лишь рекомендательный характер. Органы местного самоуправления вправе принять правовой акт на основании решения конференции, о чем обязательно уведомляется председатель конференции.

 

3.4Территориальное общественное самоуправление

        Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Названное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Границы указанных территорий устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Органы  территориального общественного самоуправления: 1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; 3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; 4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Конституция РФ от 25.12.1993 г

2.Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.

3.Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"  от 26 ноября 1996 года

4.Федеральный  закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 22 мая 2002 года

5. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник/.Кутафин О.Е., Фадеев В.И.– М.: Юристъ, 1997. – 428 с.

6.Фадеев В.И. Муниципальное право России, М.: Юрист, 1994. С. 37.

7. Муниципальное право Российской Федерации : учеб Шугрина Е. С.. — 2-е изд.,

перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 с.

8. Муниципальное  право: учебник для вузов / Н.А.  Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин; под ред. к.ю.н. Н.А. Игнатюк. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. - 319 стр.

9. Муниципальное  право: Учебник для вузов / Под  ред. A.M. Никитина. - М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон  и право, 2000. - 439 стр.

10. Муниципальное право России: учебник для студентов высших учебных заведений./Кокотов А.Н., Саломаткин А.С - М.: Юристъ, 2005. - 383 стр.

11. Чаннов С.Е. Муниципальное право. - Юрайт-Издат, 2006. - 194 стр.

Информация о работе Конституционно правовой статус органов местного самоуправления РФ