Контрольная работа по "Конституционному праву России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:12, контрольная работа

Описание

Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Работа состоит из  1 файл

отрасль.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

В соответствии с п. "а" ст. 16 комментируемого Закона подлежат отклонению заявления о приеме в гражданство или восстановлении в гражданстве лиц, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности РФ.

Конституционный строй РФ - это не только совокупность закрепленных Конституцией принципов, основных положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Конституционный строй - это прежде всего система конституционных отношений как предмета конституционного регулирования, а также конституционные нормы, регулирующие и закрепляющие существующий социальный строй. Конституционный строй - это совокупность социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих.

Конституционные нормы и принципы, образующие основы конституционного строя, определяют все  существо Конституции, а поэтому обладают более высокой юридической силой, чем все остальные. Поэтому законодатель в ст. 135 Конституции РФ и предусмотрел сверхжесткий порядок изменения основ конституционного строя.

Призывы к насильственному  изменению основ конституционного строя отнесены к экстремистской деятельности в соответствии с  п. 1 ст. 1 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Призывы к осуществлению  экстремистской деятельности означают подстрекательские действия в устной или письменной форме, направленные на достижение указанной цели. Эти призывы должны быть публичными, что выражается в том, что они совершаются непосредственно в присутствии третьих лиц, а в случае их письменной формы - в расчете на ознакомление с ними других лиц впоследствии (например, расклейка плакатов или лозунгов соответствующего содержания). Расчет на ознакомление с содержанием призывов других лиц в дальнейшем может быть характерен и для устных призывов путем использования, например, магнитофонных записей.

За осуществление  экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке. Статья 14 вышеназванного ФЗ также предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление экстремистской деятельности.

Экстремистская  деятельность может осуществляться с помощью экстремистских материалов. Под ними понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

В ст. 3 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" раскрывается понятие угрозы безопасности. Она представляет собой совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. При этом, собственно, безопасностью является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. А жизненно важными интересами - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (ст. 1 Закона).

Пункт "б" ст. 16 комментируемого Закона запрещает приобретение российского гражданства лицами, которые в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство или о восстановлении в гражданстве, выдворялись за пределы РФ.

Статья 31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" устанавливает, что в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в РФ сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение трех дней. Если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение пятнадцати дней. Лица, не исполнившие эти обязанности, подлежат депортации.

Понятие депортации раскрыто в  п. 2 Правил расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ при невозможности установления приглашающей стороны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2002 N 769. Под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ.

Депортация иностранных граждан  в упомянутых выше случаях осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его  территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица. В случае же, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В ст. 33 Закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" указано, что иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

В системе административных наказаний  КоАП РФ выделяет административное выдворение за пределы РФ (ст. 3.10). Оно применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ.

Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы  РФ установлен ст. 34 Закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Согласно ей "административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица".

В соответствии с п. "в" ст. 16 комментируемого Закона приобретение гражданства не допускается в отношении лиц, которые использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.

В заявлении о приеме в гражданство  предусмотрена дача подписки о том, что лицо подтверждает подлинность  представленных документов и достоверность  изложенных данных. Кроме того, в  соответствии со ст. 22 комментируемого Закона решение о приобретении или прекращении гражданства подлежит отмене, если лицо представило подложные документы либо недостоверные сведения. Все эти нормы гарантируют соблюдение установленного порядка подачи документов по вопросам гражданства. При этом сам факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Более подробную информацию об использовании подложных документов или сообщении заведомо ложных сведений см. в комментарии к ст. 22.

По п. "г" ст. 16 комментируемого Закона не допускается прием в гражданство или восстановление в гражданстве лиц, которые состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Таким образом, решение об отказе в приобретении гражданства РФ в этих случаях не является безусловным, возможность его принятия ограничена международными обязательствами России, которые могут разрешать приобретение гражданства такими лицами (например, договоры, регулирующие вопросы двойного гражданства).

В перспективе это положение  будет связываться и с существованием Союза России и Беларуси. Договор "О создании Союзного государства", подписанный 08.12.1999, в ч. 1 ст. 14 устанавливает правило, в соответствии с которым граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства. Соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства, заключенные с Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, содержат обязательство о регистрационном порядке предоставления гражданства лицам, прибывающим для постоянного проживания с территории одной из договаривающихся Сторон на территорию другой из Сторон.

Запрет, установленный п. "г" ст. 16, не распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах безопасности либо в правоохранительных органах, но на момент подачи заявления по вопросам гражданства уволенных из этих структур.

В п. 20 заявления о приеме в гражданство предусмотрено указание сведений о призыве на военную службу или альтернативную гражданскую службу иностранного государства на момент подачи заявления. В п. 24 заявления должны быть указаны сведения об отношении к военной службе, службе в органах безопасности или правоохранительных органах иностранных государств.

В соответствии с п. "д" ст. 16 комментируемого Закона прием в гражданство и восстановление в гражданстве не допускаются в отношении лиц, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом.

При совершении преступления на территории РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства они привлекаются к уголовной ответственности на основании Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ). Часть 3 ст. 86 УК РФ устанавливает, что судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к  более мягким видам наказаний, чем  лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к  лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после  отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Льготные сроки погашения судимости  установлены для лиц, совершивших  преступление в несовершеннолетнем возрасте (ст. 95 УК РФ). Кроме того, судимости за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, не учитываются при определении рецидива (ч. 4 ст. 18 УК РФ).

Особенности исчисления срока погашения  судимости для лиц, досрочно освобожденных  от наказания, а также лиц, которым  неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, установлены в ч. 4 ст. 86 УК РФ. В таких случаях срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

В соответствии с ч. 5 ст. 86 УК РФ определен порядок снятия судимости. Если погашение судимости происходит автоматически, не требуя признания этого факта судом, то для снятия судимости установлены специальные правила. Процессуальный порядок разрешения этого вопроса регулируется нормами ст. 400 УПК РФ. Условием снятия судимости, то есть досрочного ее погашения, является безупречное поведение осужденного после отбывания наказания. Осужденный имеет право обратиться в суд по месту своего жительства с ходатайством о снятии судимости.

Часть 6 ст. 86 УК РФ устанавливает, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с ней. По смыслу норм комментируемого Закона лицо, у которого погашена или снята судимость за умышленное преступление, не может быть ограничено в приобретении гражданства РФ.

Если иностранный гражданин  или лицо без гражданства имеет  судимость за умышленное преступление по законам другого государства, п. "д" ст. 16 применяется к нему, только когда деяние, за которое он осуждался, является преступлением по законодательству РФ.

Пункт 25 заявления о приеме или восстановлении в гражданстве РФ требует указания сведений о привлечении к уголовной ответственности. В этот пункт вписывается место и дата, статья уголовного законодательства соответствующего государства, а при осуждении также мера уголовного наказания. Кроме того, если лицо осуждалось, к заявлению должна быть приложена копия приговора, если судимость не снята или не погашена.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву России"