СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
………………………………………………....... 3
1.1 Понятие, содержание и значение
территориальной организации местного
самоуправления …………………………………………...……
3
1.2 Понятие и виды муниципальных
образований ……………….……..….. 6
1.3 Межмуниципальное сотрудничество
и его роль в развитии местного
самоуправления ………………………………………….………………
12
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………..
19
2.1 Задача №1 ………………………………………………………….……..
19
2.2 Задача №2 ……………………………………………………….………..
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТРАТУРЫ …...….. 26
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Понятие, содержание и значение
территориальной организации
местного самоуправления
Муниципальное образование
- территориальное звено местного
самоуправления
Территориальная организация
- один из самых сложных вопросов
формирования системы местного
самоуправления в России. Выбор
оптимальных размеров территории,
на которой должно осуществляться
местное самоуправление, зависит
от многих факторов. Этот вопрос
по-разному решался на отдельных
этапах становления и развития
местного самоуправления в России.
Так, Закон СССР "Об общих
началах местного самоуправления
и местного хозяйства в СССР"
(1990 год) и Закон Российской
Федерации "О местном самоуправлении
в РФ" (1991 год) предусматривали
осуществление местного самоуправления
на территориях существующих
административно-территориальных единиц:
сельсовет, поселок, сельский
район, город, район в городе
и т.п. При этом одна самоуправляемая
единица находилась в административном
подчинении другой. В Федеральном
законе "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ" 1995 года для описания
самоуправляемой территории был
введен термин "муниципальное
образование" и дано его
определение: "Муниципальное образование
- городское, сельское поселение,
несколько поселений, объединенных
общей территорией, часть поселения,
иная населенная территория, в
пределах которой осуществляется
местное самоуправление, имеются
муниципальная собственность, местный
бюджет и выборные органы местного
самоуправления".
Порядок образования, объединения,
преобразования и упразднения муниципальных
образований, установления и изменения
их границ определяется законодательством
субъектов РФ с учетом мнения населения.
При установлении размеров
территории каждого конкретного
муниципального образования необходимо
учитывать две тенденции. Первая - приближение
местной власти к населению. Определяющим
фактором является наличие местного сообщества,
в интересах которого и осуществляется
местное самоуправление. Его интересы
диктуют следующие принципы территориальной
организации местного самоуправления.
1. Принцип эффективности
самоорганизации, основанный на
осознании населением общих интересов
и участии в их реализации.
Эффект самоорганизации снижается
с увеличением размеров территории
и удалением местной власти
от населения.
2. Принцип подконтрольности
органов и должностных лиц
местного самоуправления населению,
требующий максимально возможной
ограниченности территории, что
позволяет населению оперативно
реагировать на действия местной
власти.
3. Принцип транспортной
(пешеходной) доступности органов
местного самоуправления для
граждан в течение рабочего
дня. Данный принцип в соответствии
с законами субъектов РФ может
не применяться на территориях
с низкой плотностью сельского
населения, а также в отдаленных
и труднодоступных местностях.
Вторая тенденция - укрупнение
самоуправляемых единиц, обеспечивающее
на территории муниципального образования
необходимый экономический потенциал,
развитую инженерную и социальную инфраструктуру.
Последняя необходима для эффективного
решения вопросов местного значения и
оказания услуг населению.
Действие отмеченных
предопределяет целесообразность
муниципальных образований разных
типов, решающих разные вопросы
местного значения. Однако Федеральный
закон 1995 года не создал необходимых
для этого предпосылок. Миллионный
город и сельсовет с численностью
населения 2 - 3 тысячи человек
имели одинаковый объем функций
и полномочий, хотя возможности этих муниципальных
образований существенно разнятся.
В большинстве зарубежных
стран, особенно крупных, используются
двух- или даже трехуровневые модели территориальной
организации местного самоуправления
с четким законодательным разграничением
функций, полномочий и источников доходов.
Так, в Англии и Индии в крупных поселениях
и населенных территориях (муниципальные
корпорации) и более мелких (муниципалитеты)
разнятся объемы полномочий и структуры
органов местного управления. В США города
(муниципалитеты) располагаются на территориях
округов (графств), причем известно, какие
услуги жителям оказывает город и какие
- округ. Соответственно, житель города
платит определенные законом местные
налоги и в бюджет города, и в бюджет округа.1
В разных субъектах
РФ к концу 1990-х годов сложились
различные модели территориальной
организации местного самоуправления.
1. Территориальная, или
районная, модель. Административный
район с расположенными на
его территории городами районного
значения, поселками, волостями,
сельсоветами и сельскими поселениями
составляет единое муниципальное
образование. В городах районного
значения, поселках, волостях и сельсоветах
на территории района создаются
территориальные администрации,
подчиненные администрации района.
Число муниципальных образований
в одном субъекте РФ при
данной модели измеряется десятками.
Эта модель проще других в
управлении и была принята
в большинстве субъектов РФ. Однако
она лишает низовые территориальные
единицы, в том числе города
районного значения и крупные
поселки, муниципальной собственности,
своего бюджета и выборных
органов местного самоуправления.
2. Поселенческая, или
волостная, модель. Муниципальными
образованиями являются все города,
волости (сельсоветы) и поселки.
В сельских административных
районах были созданы местные
органы государственной власти,
поэтому главной особенностью
данной модели является наличие
в субъекте РФ не одного, а
двух уровней государственной
власти - центральной и районной.
Число муниципальных образований
в одном субъекте РФ измеряется
сотнями.
3. Двухуровневая модель.
Муниципальными образованиями являются
и административные районы, и
поселения внутри районов с
разграничением между ними полномочий,
собственности и источников доходов.2
Тенденцией начала XXI
века стало укрупнение муниципальных
образований в субъектах РФ
и переход от поселенческой к районной
модели.
1.2 Понятие и виды муниципальных
образований
Муниципальное образование
- городское или сельское поселение,
муниципальный район, городской
округ либо внутригородская территория
городов федерального значения. Обязательными
признаками любых муниципальных
образований являются следующие: наличие
единой населенной территории, в пределах
которой осуществляется местное
самоуправление; устав муниципального
образования; обособленная муниципальная
собственность; местный бюджет; органы
местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным
законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» в Российской Федерации
существуют 5 видов муниципальных
образований:
- сельское поселение — один
или несколько объединённых общей территорией
сельских населённых пунктов (посёлков,
сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков,
аулов и других сельских населённых пунктов),
в которых местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно и (или) через
выборные и иные органы местного самоуправления;
соответствует сельсоветам советских
времён и земствам досоветского периода.
- городское поселение — небольшой
город или посёлок городского типа, в которых
местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно и (или) через
выборные и иные органы местного самоуправления;
- муниципальный район — несколько
поселений (сельских и/или городских) и
межселенных территорий, объединённых
общей территорией, в границах которой
местное самоуправление осуществляется
в целях решения вопросов местного значения
межпоселенческого характера населением
непосредственно и (или) через выборные
и иные органы местного самоуправления,
которые могут осуществлять отдельные
государственные полномочия, передаваемые
органам местного самоуправления федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации;
- городской округ — городское
поселение, которое не входит в состав
муниципального района и органы местного
самоуправления которого осуществляют
полномочия по решению установленных
Федеральным законом вопросов местного
значения;
- внутригородская территория
города федерального значения — часть
территории города федерального значения,
в границах которой местное самоуправление
осуществляется населением непосредственно
и (или) через выборные и иные органы местного
самоуправления.3
В сельских поселениях, включающих
два и более населенных пункта,
муниципальных районах выделяются
административные центры - поселения,
в которых расположены органы
местного самоуправления соответственно
сельского поселения, муниципального
района.
При создании муниципальных
образований учитывается история
складывания местного сообщества,
величина его территории, тип
поселений и их число, численность
населения соответствующих поселений,
наличие транспортной, иной инфраструктуры,
пешеходная, транспортная доступность
до административного центра
и др.
Территорию городского
или сельского поселения составляют
исторически сложившиеся земли
населенных пунктов, прилегающие
к ним земли общего пользования,
территории традиционного природопользования
населения соответствующего поселения,
рекреационные земли, земли для
развития поселения. В состав
территории поселения входят
земли независимо от форм собственности
и целевого назначения.
В границах городского
поселения могут находиться один
город или один поселок с
прилегающей территорией, а также
сельские населенные пункты, не
являющиеся муниципальными образованиями.
Указанный критерий вызывает
сложность при определении территорий
муниципальных образований крупных
городов, традиционно включающих
в свой состав поселки. В границах
сельского поселения могут находиться
один сельский населенный пункт с численностью
населения, как правило, более 1 тыс. человек
(для территории с высокой плотностью
населения - более 3 тыс. человек) и (или)
объединенные общей территорией несколько
сельских населенных пунктов с численностью
населения менее 1 тыс. человек каждый
(для территории с высокой плотностью
населения - менее 3 тыс. человек каждый).
Сельский населенный пункт с численностью
населения менее 1 тыс. человек, как правило,
входит в состав городского или сельского
поселения. В соответствии с законом субъекта
РФ статусом сельского поселения с учетом
плотности населения этого субъекта и
доступности территории поселения может
наделяться сельский населенный пункт
с численностью населения менее 1 тыс.
человек. На территориях с низкой плотностью
населения и в труднодоступных местностях
сельский населенный пункт с численностью
населения менее 100 человек может не наделяться
статусом поселения и данный населенный
пункт может не входить в состав поселения,
если такое решение принято на сходе граждан,
проживающих в соответствующем населенном
пункте.
Размеры территории
поселения устанавливаются с
учетом численности его населения.
Границы поселения, в состав которого
входят два и более населенных пункта,
устанавливаются с учетом пешеходной
доступности до административного центра
сельского поселения и обратно в течение
рабочего дня для жителей всех населенных
пунктов, входящих в состав поселения,
а границы муниципального района - с учетом
транспортной доступности до административного
центра муниципального района и обратно
в течение рабочего дня для жителей всех
поселений, входящих в состав муниципального
района. Указанные требования в соответствии
с законами субъектов Федерации могут
не применяться при установлении границ
муниципальных районов на территориях
с низкой плотностью населения и в труднодоступных
местностях.
Границы поселения
не могут пересекаться границами
населенного пункта. Территория
поселения не может находиться
внутри территории другого поселения.
Территория городского округа
не входит в состав территории
муниципального района. Границы
муниципального района устанавливаются
с учетом необходимости создания
условий для решения вопросов
местного значения межпоселенческого
характера органами местного самоуправления
муниципального района, а также для осуществления
на всей территории муниципального района
отдельных государственных полномочий,
переданных указанным органам федеральными
законами и законами субъектов Федерации.
Границы муниципального района не могут
пересекаться границами поселения.