Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 11:12, реферат
Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность. Так, государственное хозяйство любой современной страны существует в ее границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.
Место муниципального
хозяйства в системе
Для того, чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде установить родовое понятие “хозяйство”, чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина “муниципальное хозяйство”.
Как правило,
под хозяйством понимают
С этой точки
зрения государство имеет ряд
особенностей при
Таким образом,
муниципальное хозяйство - это
совокупность предприятий и
Муниципальное
хозяйство отличается от
Муниципальное управление
Из определения
муниципального хозяйства следует,
что некоторое число
Рис.1 Соотношение
полномочий органов местного
самоуправления в
сфере регулирования
Из рис.1 видно, что
полномочия органов местного самоуправления
в сфере регулирования
Из рис.1 видна и сложность управленческой деятельности органов местного самоуправления, поскольку они выступают и как субъект хозяйственной деятельности, и как субъект, наделенный законом правом регулировать эту деятельность на своей территории.
В связи с этим
и возникают сложности в
И в связи с этим основной вид деятельности органов местного самоуправления - подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан.
Понятие “муниципальное управление” должно в обязательном порядке включать не только цель деятельности, но и ее формы, определяемые законом.
Муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.
На основе этого
определения можно очень
Структура муниципального хозяйства
Рассмотрим структуру
муниципального хозяйства и приведем
классификацию связей, которые возникают
внутри муниципального хозяйства между
его элементами.
Методика, предложенная
для определения понятия “
Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
Деятельность, осуществляемая
этими предприятиями и
Поскольку деятельность осуществляют разнородные по природе субъекты, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.
Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место элемента в реализации общественных потребностей..
С этой точки зрения можно выделить следующие элементы:
муниципальные предприятия, деятельность которых полностью подчинена интересам населения муниципального образования;
иные предприятия
и учреждения, чья деятельность частично
связана с реализацией
органы местного самоуправления.
Роль каждого из
названных элементов различна. Муниципальные
предприятия свои результаты, будь
то прибыль или конкретные товары
или услуги, направляют на общественные
нужды. Иные предприятия и учреждения
вынуждены участвовать в
Органы местного
самоуправления осуществляют особую функцию
- регулируют деятельности двух предыдущих
элементов в интересах
Ценность данной
классификации состоит в том,
что она позволяет определить
место и роль каждого элемента
в решении вопросов местного значения,
цели деятельности этих элементов в
процессе управления муниципальным
хозяйством, учитывать их особенности.
Из этой классификации видно, что
при построении отношений между
населением муниципального образования
и хозяйствующими субъектами по вопросам
местного значения наиболее выгодно
иметь отношения с
Определение объема
компетенции муниципальных
В общем случае объем
компетенции, прав и обязанностей местного
самоуправления определяется действующим
законодательством, обычным правом
(сложившейся традицией) и инициативой
органов местного самоуправления.
Необходимо разделять предметы ведения (перечень вопросов местного значения) и полномочия местного самоуправления. Попытаемся выделить те вопросы, которые обычно относятся к предметам ведения местного самоуправления:
Основное благоустройство (производство энергии для коммунальных нужд, территория и земельное хозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных и частных зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищного фонда).
Благоустройство в
узком смысле слова (внутригородские
пути сообщения, городской транспорт
и связь, уличное движение, освещение,
отопление муниципальных
Благоустройство в широком смысле слова (водоснабжение, очистка, санитарные мероприятия, медицинская помощь, эпидемиологическая безопасность, похоронные услуги, организация питания, социальная помощь, местная торгово-промышленная, ценовая политика, общественное призрение, юридическая помощь, мировое судейство, пожарная и общественная безопасность, дошкольное воспитание и народное образование, развитие культуры, охрана нравственности).
Установив перечень предметов ведения, можно определить и те права, которыми должно обладать местное самоуправление для реализации возложенных на него обязанностей.
Право юридического лица, дающее возможность заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать другие юридически значимые действия.
Право распоряжения муниципальным имуществом, в частности установление арендной платы в отношении муниципальной собственности, перечня неотчуждаемых объектов, создание на основе муниципальной собственности муниципальных предприятий и т. д.
Право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями.
Право установления местных налогов и сборов и распоряжения муниципальными финансами.
Право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями.
Право принудительного отчуждения (выкупа) частного имущества, что особо важно при планировке и перепланировке города. Речь также может идти о муниципализации общественно значимых предприятий.
Право всякого органа власти - право принятия общеобязательных на территории муниципального образования решений (постановлений, распоряжений и других нормативно-правовых актов).
Обязательность исполнения актов органов местного самоуправления должна обеспечиваться правом санкции, т.е. правом наложения взысканий за нарушение обязательных правовых актов.
Право надзора за
соблюдением правовых актов, которое
состоит из ряда более конкретных
прав (право беспрепятственного входа
уполномоченных лиц местного самоуправления
на предприятия, в учреждения, организации,
право принудительного
Право принуждения,
осуществление которого
Эта совокупность десяти основных муниципальных прав ввиду их принципиальной важности получила в свое время название “великая хартия муниципальных прав”. В дальнейшем в соответствующей времени и характеру документа редакции они вошли и в Европейскую хартию местного самоуправления; в настоящее время практически в полном объеме эти права закреплены действующим российским законодательством.
Принципы построения структуры управления муниципальным образованием
Любая управленческая
деятельность подразумевает ряд
обязательных элементов. Прежде всего
она сопряжена с этапностью ее осуществления
и видами принимаемых управленческих
решений. Существуют следующие этапы управленческой
деятельности (см. рис.2 )
Рис. 2 Содержание этапов
управленческой деятельности
Из приведенного
на рис.2 перечня этапов становится
понятным, что при построении
структуры управления
Важно, что
каждое структурное
Исходя из вышеизложенного структура управления муниципальным образованием должна обеспечить:
Информация о работе Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений