Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 11:12, реферат

Описание

Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность. Так, государственное хозяйство любой современной страны существует в ее границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

Работа состоит из  1 файл

Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений.docx

— 43.68 Кб (Скачать документ)

процесс формирования и исполнения управленческих решений  на всех этапах цикла;

комплексность и  внутреннюю координацию деятельности всех структурных подразделений;

завершенность и  поступательность развития.

 В соответствии  с этим и сформулированы принципы, перечисленные ниже:

Принцип целевой  ориентации муниципального образования. Развитие любого муниципального образования, как и его возникновение, базируется на определенных целях совместной деятельности. Умение грамотно определять и устанавливать  цели развития - наиболее важный и значимый элемент управления. Первичное определение  целей и задач деятельности муниципального образования происходит при его  формировании посредством определения  его компетенции.

Принцип горизонтального  разделения функций. Под разделением  функций по горизонтали подразумевается  разграничение их между органами и должностными лицами одного уровня.

Принцип вертикального  разделения функций. Кроме горизонтальных отношений, возникающих между органами местного самоуправления, значительную роль играет система вертикального  взаимодействия, поскольку на территории муниципального образования существует ряд иных структур, без которых  невозможно управление муниципальным  образованием.

Принцип комплексности. Этот принцип важен для целостности  при построении структуры и требует  при анализе структуры исходить прежде всего из целостности той или иной функции. Особенно это важно в том случае, когда исполнение функции разнесено по разным структурам или в ходе исполнения данной функции использованы все структуры администрации.

Комплексное социально-экономическое  развитие муниципальных образований

Комплексное социально-экономическое  развитие муниципальных образований  Федеральным законом “Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” отнесено к полномочиям местного самоуправления. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т. д.

Под управлением  комплексным социально-экономическим  развитием муниципального образования  понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми  населением приоритетами, а также  принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами  развития.

 Каким бы непрерывным  ни казался процесс развития  и управления им, общая принципиальная  особенность процесса управления  развитием муниципальных образований  - его цикличность. В вопросе  управления развитием муниципального  образования рассматривается два  подхода (или две стратегии):

Первый подход. Если цикл управления развитием имеет  достаточно четкие границы, то есть начало цикла управления развитием и  его конец. В этом случае полный цикл управления комплексным социально-экономическим  развитием условно можно разбить  на период разработки программы комплексного социально-экономического развития и  период реализации этой программы.

Второй подход. В  крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость  весь процесс управления развитием  рассматривать как совокупность двух относительно самостоятельных  процессов управления: разработки программы  и ее реализации. Очевидно, что эти  два процесса, развиваясь относительно самостоятельно, должны быть жестко согласованы  по срокам.

Однако, каким бы сложным ни был процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:

в период разработки программы развития:

сбор и обработка  информации;

целеопределение (постановка целей);

выработка стратегических установок и критериев развития;

оценка потенциала и ресурса развития;

разработка концепции  комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования

в период реализации программы развития: 

разработка и принятие бюджета развития;

исполнение бюджета  развития в соответствии с программой комплексного социально-экономического развития;

контроль, сбор и  обработка информации и выработка  предложений по корректировке программы (концепции).

Итак, основная особенность  планирования и распределения по этапам процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования  заключается в том, что периоды  планирования и корректировки планов должны быть согласованы с характерными временными циклами жизни муниципального образования, такими как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления и  др.

Муниципальный менеджмент

В условиях перехода к рыночным отношениям одной из главных  целей проводимых экономических  реформ является совершенствование  управления. Формирование рыночных отношений  связано с развитием новых  форм хозяйствования, базирующихся на многообразии форм собственности. Это  предполагает радикальные изменения  в хозяйственном механизме и  методах регионального управления, особенно на микроуровне.

Поэтому в этих условиях среди отраслей научных знаний особое значение приобретает муниципальный  менеджмент – научная дисциплина в системе экономических знаний, изучающая управление региональных социально-экономических систем. Само понятие “менеджмент” рассматривается  в современной экономической  науке как наиболее эффективный  тип управления, отвечающий задачам  рыночной экономики.

Муниципальный менеджмент использует знания и других научных  экономических дисциплин, изучаемых  в экономических вузах: менеджмента, маркетинга, основ экономической  теории, экономики и социологии труда, статистики и др. Муниципальный менеджмент использует их методы и выводы для  собственного развития и в то же время обогащает эти отрасли  экономических знаний своими данными.

Одними из важных вопросов, находящимися в ведении  муниципального менеджмента местного самоуправления, являются вопросы управленческого  характера, а именно построение системы  управления, наиболее приемлемой и  эффективной для каждого муниципального образования; разработку и принятие уставов муниципального образования и контроль за их соблюдением; финансово-экономическое обеспечение муниципального образования.

В научных исследованиях  муниципального менеджмента используется комплекс научных методов, важнейшими из которых являются:

Нормативный метод, предполагающий обоснование важнейших  знаний и прогнозов социально-экономического развития муниципального образования  системой норм и нормативов, учитывающих  местные особенности. На основе норм и нормативов обеспечивается использование  производственных ресурсов. Нормативы  учитывают уровень научно-технического прогресса, новейшие технологии, условия  развития и функционирования отраслей производства, специфику муниципального образования. 
 

С нормативным методом  тесно связан балансовый метод. Он позволяет  выбрать правильные соотношения  между отраслями территориального образования и дополняющими внутрирегиональный комплекс. Балансы необходимы для разработки экономического обоснования размещения отдельных предприятий на территории муниципального образования. При разработке балансов увязка потребностей и ресурсов достигается на основании научно обоснованных региональных норм. С помощью балансов определяются потребности в ресурсах и товарах. Балансовые расчеты дают возможность оценить целесообразность нового строительства на территории муниципального образования какого-либо хозяйственного объекта и определить его мощность.

Важна роль балансового  метода при оценке финансового обеспечения  муниципального образования. При этом важнейшей составной частью финансового  баланса является сводный расчет объема капиталовложений для определения  основных направлений социально-экономического развития, его эффективности и  пропорциональности.

Широкое применение в муниципальном менеджменте  нашел метод системного анализа. Так как предметом муниципального менеджмента являются социально-экономические  системы территориальных образований, а его задачей — построение рациональной системы управления социально-экономическими территориальными системами, то этот метод  особенно важен.

Системный анализ —  это всесторонний анализ, использующий принцип поэтапности, начиная от постановки цели, определения задач, формулировки научной гипотезы, всестороннего изучения особенностей оптимального варианта размещения производства. При этом критерием оптимальности является эффективность, т.е. наибольшее удовлетворение потребностей населения.

Системный анализ —  это метод, рассматривающий связи  и целостности сложных систем. Управление на основе системного метода включает три этапа: определение  сферы, области и масштаба деятельности субъекта управления, проведение непосредственно  системного анализа, разработка альтернативных вариантов решения определенных проблем и выбор оптимального варианта. Особенно важен системный  анализ при решении управленческих задач.

Проблемы размещения производительных сил и развития хозяйства регионов, в том числе  и в муниципальных образованиях становятся все более сложными, с  отраслевыми и территориальными связями — все более трудно управляемыми в условиях становления  рынка. Поэтому возникает необходимость  в разработке и применении экономико-математических моделей, охватывающих главные узловые  проблемы. Можно выделить следующие  основные направления экономико-математического  моделирования территориальных  социально-экономических процессов:

моделирование территориальных  пропорций;

моделирование размещения отраслей хозяйства;

моделирование формирования социально-экономической системы  территориального образования; 

моделирование системы  управления.

Использование экономико-математических моделей и современных ЭВМ  позволяет с минимальными затратами  труда и времени обрабатывать огромные массы исходных данных, выбирать оптимальные решения в соответствии с поставленной целью. При этом следует  учитывать, что полученные на ЭВМ  результаты нуждаются в дальнейшем изучении и осмыслении.

В муниципальном  менеджменте широко используется статистический метод (исчисление индексов, корреляционный анализ). Все научные методы тесно  дополняют друг друга. Кроме того, в муниципальном менеджменте  применяются и свои специфические  метода управления, представляющие собой  совокупность способов и средств  воздействия управляющего субъекта на объект управления. Эти методы подразделяются на организационные, экономические и социально-психологические.

Организационные методы управления представляют собой систему  воздействия на организационные  отношения для достижения конкретных целей.

К ним следует  отнести организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы воздействия.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач. Их можно осуществить при помощи финансово-ценовых рычагов, составления прогнозов, создания экономических стимулов, утверждения хозяйственного расчета.

Социально-психологические  методы управления представляют собой  способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических  факторов, к которым можно отнести  черты характера муниципального служащего, его способности, темперамент  и т.д. Таковы методические основы муниципального менеджмента.

Информация о работе Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений