Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Целью моей работы является провести анализ местного самоуправления зарубежных стран: Германии, Японии.
Задача: На основе данных провести сравнительный анализ местного самоуправления в России и Германии.
Введение ……………………………………………………………… 3
Глава I. Основные модели местного самоуправления……………… 4
1.1 Англосаксонская модель ………………………………………… 4
1.2 Континентальная модель………………………………………… 5
Глава II. Система МСУ в Германии и Японии……………………... 7
2.1 Муниципальное самоуправление в Германии………………….. 7
2.1.1 Структура органов местного самоуправления……………….. 9
2.1.2 Полномочия органов местного самоуправления и методы муниципальной деятельности………………………………………… 11
2.1.3 Надзор за деятельностью органов местного самоуправления... 17
2.2 Муниципальное самоуправления в Японии……………………… 18
Глава III. Сравнительный анализ организации местного самоуправления в Германии и России…………………………………………………… . 24
Заключение…………………………………………………………….. 29
Список литературы………………
2.1
Муниципальное самоуправление
в Германии
1Федеральный уровень: На этом уровне Основным Законом ФРГ (§§1-3 ст. 28) установлено, что вопросы местного самоуправления находятся в компетенции федеральных земель, и Федерация не вмешивается в политику федеральных земель в отношении местного самоуправления. Согласно параграфу 1: “Конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного Закона. В землях, округах и муниципалитетах граждане должны иметь представительства, избранные путем всеобщих, свободных и равных выборов при тайном голосовании. В муниципалитетах выборный территориальный орган может заменяться муниципальным собранием”.
В соответствии с параграфом 2: “Муниципалитетам должно быть предоставлено гарантированное право разрешать в рамках закона все их местные дела под свою ответственность. Ассоциации муниципалитетов также пользуются правом самостоятельности в рамках их законных полномочий и в соответствии с положениями законодательства”. В 3-м же параграфе “Федеральное правительство гарантирует соответствие конституционного устройства земель основным правам и положениям, изложенным в §§1,2”. Таким образом, на федеральном уровне установлены только основные права и гарантии местного самоуправления.
Уровень федеральных земель: Конституции земель содержат подробные положения, регламентирующие форму и объем полномочий местных органов власти. Конституции земель должны соблюдать гарантии, предоставляемые ст. 28 Основного Закона. Столь значительное различие в компетенциях федерального уровня России и Германии в отношении местного самоуправления объясняется тем, что германское федеративное государство сложилось в результате объединения суверенных государств. Российская же Федерация складывалась путем передачи части полномочий федерального центра субъектам Федерации, находящимся только в процессе своего становления. Строго унифицированного порядка в организации власти на уровне федеральных земель не существует, потому этот порядок в различных землях может значительно отличаться.
В частности, в некоторых федеральных землях предусмотрен промежуточный уровень власти (между органами власти федеральной земли и местным самоуправлением). Этот уровень в Германии называют средним уровнем. По правовому статусу органы власти среднего уровня представляют собой территориальные подразделения органов власти федеральных земель. Основная задача данного уровня государственной власти федеральных земель, - обеспечение контроля за соблюдением законодательства всеми нижестоящими уровнями власти.
Таким образом, обязательная в любой системе управления функция контроля выведена на отдельный (специализированный) уровень управления. Средний уровень установлен не во всех федеральных землях. Так, в частности, средний уровень власти установлен в Саксонии, где образовано 3 территориальных подразделения (округа) с центрами в Дрездене, Лейпциге и Чемнитце, и в Тюрингии, где образовано одно территориальное подразделение (округ) с центром в Веймаре.
С
определенной долей условности в
качестве аналога германского среднего
уровня в России могут рассматриваться
образуемые в некоторых субъектах
Федерации территориальные
Таким образом, в соответствии с законодательством ФРГ основное регулирование отношений в сфере местного самоуправления осуществляется на уровне федеральных земель, т.е. конституциями, законами и иными актами органов государственной власти федеральных земель.
Уровень района и городов районного значения: Районы в Германии являются публично-правовыми корпорациями, объединением коммун (общин) и одновременно государственной административной единицей нижнего уровня.
Распределение компетенции (задач) между районами, городами и общинами осуществляется по принципу, согласно которому выходящие за местные рамки работы, которые не могут быть выполнены общинами, осуществляются главным образом районами, т.е. по принципу “снизу вверх”. Органы власти района формируются по тому же принципу, что и органы самоуправления в городах и сельских общинах.
Населением
района избирается крейстаг - главный
орган районного
Таким образом, районы в Германии скорее являются над муниципальным уровнем, чем нижним “этажом” государственной власти. Основной задачей этого уровня управления является координация межмуниципального взаимодействия и решение совместными усилиями вопросов, выходящих за пределы возможностей отдельных общин.
Уровень городов и коммун (общин): Под немецким термином “город” в отношении местного самоуправления (в отличие от термина “город районного значения”) следует понимать относительно небольшой город в статусе базового (нижнего) уровня самоуправления.
Общины
интегрированы в
2.1.1 Структура органов местного самоуправления
Структура
местного самоуправления в городах
ФРГ состоит из двух основных ветвей
власти – “законодательной” (представительной)
и исполнительной, принципы организации
и взаимодействия которых основаны,
как правило, на концепции сильной
исполнительной власти и достаточно
унифицированы по всем территориальным
единицам (землям). Кроме того, каждая
земля и многие города имеют свои
специфические, закрепленные в земельном
и местном законодательствах (в
положениях об общинах), организационные
особенности, отражающие своеобразие
структуры, функций и способов избрания
руководителей органов
Высшим
органом власти на местах являются
городской совет или совет
общины. Это - муниципальное собрание,
представительный орган, напрямую избираемый
населением, так называемый “коммунальный
парламент”. В соответствии с Основным
законом ФРГ, советы избираются жителями
общины на пятилетний срок на основе публичных,
прямых, свободных, равных и тайных
выборов. Избирателями могут быть жители
старше 18 лет, имеющие немецкое гражданство
и прожившие в городе (общине)
не менее трех месяцев. Кандидаты
на выборы в совет обычно выдвигаются
различными политическими партиями.
В соответствии с Законом о
выборах, кандидаты от политических
движений должны быть старше 18 лет, прожить
в общине не менее шести месяцев,
иметь немецкое гражданство не менее
года. Число членов совета зависит
от численности населения и
Будучи
избранными, члены совета обладают
свободным мандатом, т.е. исполняют
свои обязанности в рамках законов
в соответствии с их собственными
убеждениями и исключительно
в целях общественного
Как высший законодательный орган общины, совет принимает решения по всем существенным вопросам, спектр которых широк и многообразен: общественные расходы, увеличение объемов или расширение сфер деловой активности, получение кредитов, обеспечение безопасности, строительство новых плавательных бассейнов, больниц, центров досуга, домов престарелых, школ и пр. В соответствии с правами, предоставленными общинам, совет осуществляет и свой собственный “бизнес” на основе местного (городского) законодательства. Он также распоряжается использованием средств, выделяемых на поддержание чистоты и порядка в городе, уборку улиц, переработку отходов, водопотребление и водоочистку. Он может принимать решения по руководству городской исполнительной властью (администрацией), отслеживает исполнение своих решений. Для подготовки решений совет может создавать специальные комиссии из членов совета и привлекаемых специалистов.
Вторым важным органом управления в общине после городского совета являются органы исполнительной власти (городская власть или городская администрация), включающие избираемых или назначаемых, в зависимости от типа структуры управления, руководителей департаментов. Исполнительная власть отвечает за ежедневное оперативное управление городом и за подготовку и выполнение решений городского совета. Администрация имеет право оспаривать решения, противоречащие закону. В этом случае совет обязан пересмотреть свое решение. При повторном протесте исполнительной власти решение принимается вышестоящими органами управления на уровне земель.
Структура
органов исполнительной власти в
Германии построена на единых для
всех земель принципах: вся городская
администрация разделена на департаменты,
имеющие унифицированную
2.1.2 Полномочия органов местного самоуправления и методы муниципальной деятельности
Полномочия
органов местного самоуправления можно
разделить, в зависимости от сферы
компетенции, на две группы. К первой
относится решение задач в
рамках собственной сферы компетенции,
касающихся функционирования данной территориальной
единицы, т.е. задач местного самоуправления.
Земельные инстанции могут
Эти задачи местного самоуправления в свою очередь подразделяются на обязательные (организация энерго- и водоснабжения, пожарной охраны, содержание зданий начальных школ, управления дорогами и т.п.) и добровольные (их община ставит перед собой сама с учетом своих финансовых возможностей, например, строительство спортивных сооружений, парков, музеев и т.п.).
Ко
второй группе относится решение
задач в рамках порученной сферы
компетенции. Это, прежде всего, так
называемые государственные поручения
коммунальным структурам управления со
стороны Федерации или земель.
Они обычно касаются гражданской
обороны и регистрации
На выполнение государственных поручений распространяется неограниченный правовой и предметный надзор вышестоящих органов. Нечто среднее между задачами самоуправления и государственными поручениями представляет собой выполнение обязательных задач по указанию. К ним относятся обеспечение строительного надзора, регистрация места жительства граждан и оповещение населения о грозящей опасности.
Основными методами муниципальной деятельности являются непосредственное регулирование и управление. Регулирующая деятельность - это выдача лицензий на право торговли, содержание различных предприятий бытового характера, кинотеатров, театров и т.д., разрешение на занятия промыслами, установление правил торговли, застройки, выделение земельных участков под строительство, установление правил поведения в общественных местах, дача разрешений или наложение запретов на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций. Сюда же относится надзор в сфере охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, санитарный надзор и т.д. Нормотворческая деятельность местных органов, как правило, ограничена, и часто для издания какого-либо акта требуется его утверждение вышестоящим органом либо представителем правительства.
В зависимости от сфер деятельности муниципальных органов их основные полномочия будут в дальнейшем раскрыты по следующим группам:
1)
полномочия в сфере финансово-
2) полномочия в области охраны общественного порядка;
3)
полномочия муниципальных
Информация о работе Модели местного самоуправления в зарубежных странах и в Российской Федерации