Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Целью моей работы является провести анализ местного самоуправления зарубежных стран: Германии, Японии.
Задача: На основе данных провести сравнительный анализ местного самоуправления в России и Германии.
Введение ……………………………………………………………… 3
Глава I. Основные модели местного самоуправления……………… 4
1.1 Англосаксонская модель ………………………………………… 4
1.2 Континентальная модель………………………………………… 5
Глава II. Система МСУ в Германии и Японии……………………... 7
2.1 Муниципальное самоуправление в Германии………………….. 7
2.1.1 Структура органов местного самоуправления……………….. 9
2.1.2 Полномочия органов местного самоуправления и методы муниципальной деятельности………………………………………… 11
2.1.3 Надзор за деятельностью органов местного самоуправления... 17
2.2 Муниципальное самоуправления в Японии……………………… 18
Глава III. Сравнительный анализ организации местного самоуправления в Германии и России…………………………………………………… . 24
Заключение…………………………………………………………….. 29
Список литературы………………
4) полномочия в социальной сфере.
2Полномочия общин в сфере финансово-экономической деятельности: Местное самоуправление не способно функционировать без определенной свободы финансовой деятельности. Основой бюджетного хозяйства ФРГ является бюджетная автономия - самостоятельность Федерации, земель и общин в области планирования, рассмотрения в представительных органах, реализации и контроля за исполнением соответствующих бюджетов. Финансовый суверенитет Федерации и земель регулируется ст. 104а Основного закона ФРГ.
Суверенитет
общин в финансовых вопросах прямо
не вытекает из положений Основного
закона. Он является производным от
права на самоуправление, зафиксированного
в п. 2 ст. 28, и действует в рамках
федеральных и земельных
Распределение финансирования между тремя уровнями государственной власти осуществляется в соответствии с принципом германского права – “объем задач определяет размер финансирования”. Обеспечению финансовыми средствами отдельных субъектов управления в соответствии со стоящими перед ними задачами способствует сбалансированность их бюджетов. Это также позволяет более экономно расходовать финансовые ресурсы страны. Как показывает опыт, собственные средства субъектов управления расходуются, как правило, более экономно, чем финансовая помощь других управленческих уровней.
Коммунальные
финансы являются основой всего
местного самоуправления. В распоряжении
органов местной власти находится
значительный объем финансовых средств.
Общий размер коммунальных бюджетов
составляет больше половины бюджета
Федерации и около 75% общего бюджета
земель. Данное обстоятельство объясняется
большим числом задач, непосредственно
выполняемых коммунами. Однако финансовая
автономия местных органов
Более
успешно общины вовлекаются в
региональную и структурную политику,
имеющую особое значение для Германии,
провозгласившей себя социальным государством
(ст. 20 Основного закона), что предполагает,
среди прочего, и меры по уменьшению
крупных социальных различий в обществе.
В ФРГ действует система
Горизонтальное (или вторичное) финансовое выравнивание осуществляется между субъектами одного уровня с целью сближения их потенциалов и условий жизни населения. Например, различия в уровне развития городов, пригородов и сельской местности считаются в ФРГ допустимыми лишь в ограниченных пределах, чтобы избежать миграции из сел и перенаселения городов, что требует объединения усилий государственных органов Федерации и земель с властями на местах в сферах управления, планирования и в области финансов. Общины скорее являются частью единого целого, чем независимыми территориальными единицами: возможность предпринять что-то на муниципальном уровне больше зависит от ситуации в государстве, чем от специфических местных обстоятельств. В случае необходимости коммуны получают дополнительные финансовые отчисления из бюджета земли или Федерации, которые могут достигать в отдельных случаях 50% доходной части коммунальных бюджетов.
Рассмотрим подробнее бюджетную политику органов местного самоуправления, которая складывается в результате финансовой автономии и бюджетного регулирования. Право местных органов власти самостоятельно распределять свои расходы (так называемая компетенция по расходам) представляет собой часть финансовой автономии. За нормативно устанавливаемые и обязательные статьи бюджета отвечает совет. Он определяет принципы и направления местной политики в сфере доходов и расходов. За административное исполнение бюджета отвечает высшее лицо в администрации: в Северной Германии это руководитель (“директор”) общины, в Южной - бургомистр.
Важной статьей расходов городов и общин является финансирование экономической и социальной инфраструктуры. Особенно велики капитальные затраты местных органов на строительство учреждений здравоохранения, просвещения, жилья, дорог, а также на капиталовложения в развитие местной промышленности. Помимо капитальных велика и доля текущих затрат (на дорожно-транспортное хозяйство, содержание полиции и пожарной службы, больниц и пр.). Особо нужно отметить расходы на регулирование размещения производительных сил. Наконец, быстрыми темпами растут в последние годы расходы на природоохранные мероприятия. Крупной статьей расходов городов, имеющих право выпускать займы, является выплата процентов по кредитам.
Бюджетное хозяйство местной территории, в которое входит планирование, утверждение и исполнение бюджета на текущий бюджетный год, ведется на основе и в рамках пятилетнего финансового плана. Основой финансового плана местных властей является составляемая ими программа инвестиций, определяющая инвестиционные мероприятия и приоритеты. В финансовом плане предполагаемые расходы и возможности их покрытия расписываются по годам. Этот план должен ежегодно продлеваться и уточняться в соответствии с существующей реальностью. Однако планирование местных расходов лишь в незначительной степени определяется самостоятельными решениями местных органов власти. Сегодня их обязанности по расходованию финансовых средств более чем на 90% определяются законами. Большая часть этих средств приходится на оплату персонала. Местные органы могут сами решать, какой штат персонала им нужен, но они не вправе определять размер зарплаты. В широком аспекте финансовая автономия действует лишь в разрезе добровольных полномочий. т.е. главным образом в области культуры и коммунального хозяйства. Расходы же на социальные нужды в значительной мере определяются законами Федерации и земель.
Нормативные акты требуют от органов местного самоуправления, прежде всего, экономии и бережливости. К этому их вынуждает принцип “обязательного минимального финансирования”, являющийся одним из принципов германского права. Местные органы власти должны также учитывать требования сбалансированности экономики в целом, т.е. поддержания определенного уровня цен и высокой степени занятости при постоянном экономическом росте. Контрольные меры, касающиеся выполнения законодательных предписаний на этот счет, могут серьезно корректировать полномочия местных органов по расходованию средств. Особенно жесткий контроль устанавливается за использованием целевых субсидий.
Что
касается доходной части местных
бюджетов, то она может исполняться
двумя способами. Во-первых, государство
открывает местным органам
Полномочия местных органов власти в области нового строительства, коммунального обслуживания, благоустройства и охраны окружающей среды. Эти полномочия охватывают строительство, развитие транспорта, дорожное регулирование, местное дорожное строительство, санитарное состояние городов, соблюдение законодательства по охране природы, борьбу с загрязнением воды, воздуха. Вопросы водоснабжения, освещения, канализации, уборки мусора и т.д. очень волнуют граждан, поскольку рост городов, создание крупных мегаполисов, в которых живут сотни тысяч, миллионы людей, не всегда позволяют им обеспечить нормальное и здоровое существование. Поэтому данная сфера - это главная функция местных властей, выполнения которой ждут от них люди.
В
таком густонаселенном
В то же время, очевидно, что для гармоничного и упорядоченного развития больших территорий коммунальное градостроительное планирование должно согласовываться с планированием территорий за пределами данной общины.
Выполнение
этого требования обеспечивается путем
согласованного между Федерацией и
землями планирования в сфере
землеустройства. Этой цели служит федеральный
закон о планировании расселения
и землепользования, который формулирует
ряд общих целей, направленных на
достижение равновесия между промышленными
центрами и сельскими районами, и
должен обеспечить сбалансированность
социально-экономической
Данный пример наглядно демонстрирует многообразие форм взаимодействия центра, земель и общин в вопросах территориального планирования и застройки. Если гражданин изъявляет желание получить разрешение на строительство, то в действие приходит управленческий механизм данной земли и включается ее нижняя инстанция по строительному надзору, применяющая земельное строительное законодательство, а также основополагающие предписания федерального закона о строительстве, в котором четко определены критерии допустимости строительства с точки зрения градостроительного планирования.
Полномочия
в социальной сфере: В данном случае
имеется в виду помощь неимущим, престарелым,
инвалидам: бесплатные столовые, медицинская
помощь для бездомных, дома престарелых,
дома для лиц, нуждающихся в специальном
уходе.
2.1.3 Надзор за деятельностью органов местного самоуправления
Орган
надзора федеральной земли за
местным самоуправлением должен
контролировать, чтобы общины выполняли
свои задачи в интересах общественного
блага. Одновременно он призван и
защищать их права. Орган надзора
за местным самоуправлением
В области добровольных задач общины подлежат общему надзору, который должен ограничиваться лишь проверкой на правомерность. В области обязательных задач для выполнения указаний существует как правовой, так и профессиональный надзор. В области исполнения заданий государство производит неограниченный надзор за правомерностью и целесообразностью действий местного самоуправления. Органами надзора окружного подчинения являются окружной директор или окружной советник. Высшей надзорной инстанцией является министр внутренних дел.
При
общем надзоре различают
За выполнением бюджета общины производится регулярный контроль, включающий проверку годовых отчетов с сообщением результатов проверки. Назначение комиссара, а также роспуск органа местного самоуправления - это крайние меры надзора, которые применяются, если представительное собрание отказывается принимать необходимые решения. Мероприятие общего надзора община может обжаловать в административном суде. Здесь принципом является то, что орган надзора имеет право действовать лишь в интересах общественного блага, но не для проведения интересов отдельного гражданина.
Информация о работе Модели местного самоуправления в зарубежных странах и в Российской Федерации