Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:55, реферат
Муниципальное право - комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
«Munus» по-латыни означает тяжесть, тягота, бремя, a «capio, recipio» - беру, принимаю.
1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
Муниципальное право - комплексная
отрасль российского права, представляющая
собой совокупность правовых норм,
регулирующих общественные отношения,
закрепляющих и регулирующих общественные
отношения, возникающие в процессе
организации местного самоуправления
и решения населением муниципальных образований
непосредственно, через выборные и другие
органы местного самоуправления вопросов
местного значения, а также в процессе
реализации отдельных государственных
полномочий, которыми могут наделяться
органы местного самоуправления.
«Munus» по-латыни означает тяжесть, тягота,
бремя, a «capio, recipio» - беру, принимаю. В соответствии
со ст. 1 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления»
термины «муниципальный» и «местный»
и словосочетания с этими терминами применяются
в отношении органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций,
объектов собственности и других объектов,
целевое назначение которых связано с
осуществлением функций местного самоуправления,
а также в иных случаях, касающихся осуществления
населением местного самоуправления.
Муниципальное право признается самостоятельной
отраслью т.к.:
• Конституция РФ закрепила местное самоуправление
как один из каналов осуществления народовластия
(ч. 2, ст. 3), наделила население городских,
сельских поселений иных территорий статусов
субъекта права (ст. 8, 9);
• муниципальное право регулирует отношения
в сфере местного самоуправления как одной
из форм диной публичной власти;
• местное самоуправление не входит в
систему государственной власти. Местное
самоуправление можно рассматривать как
элемент системы сдержек и противовесов;
местное самоуправление призвано решать
вопросы местного значения, т.е. вопросы
непосредственного обеспечения жизнедеятельности
населения муниципального образования,
отнесенные к таковым уставом муниципального
образования в соответствии с Конституцией
РФ, федеральными законами, законами субъектов
РФ.
Предмет муниципального права - отношения
в сфере осуществления местного самоуправления.
Отношения в сфере осуществления местного
самоуправления -деятельность населения,
которая:
а) признается и гарантируется Конституцией
РФ;
б) осуществляется населением самостоятельно
и под свою ответственность;
в) направлена на решение непосредственно
или через органы местного самоуправления
вопросов местного значения;
г) осуществляется исходя из интересов
населения, его исторических и иных местных
традиций.
Метод муниципального права является
смешанным и включает предписания, дозволения,
запреты, а также гарантии. Смешанный характер
метода обусловлен комплексным характером
отношений, составляющих предмет муниципального
права.
Муниципальное право - самостоятельная
и одновременно комплексная отрасль права,
сформировавшаяся на стыке нескольких
отраслей (это такие отрасли, как конституционное
право, гражданское право, административное
право, финансовое право, земельное право
и др.).
Институты в рамках отрасли «Муниципальное
право».
• Совокупность норм права, регулирующих
роль и место местного самоуправления
как основы конституционного строя.
• Совокупность норм права, регулирующих
роль и место местного самоуправления
как формы
народовластия.
• Совокупность норм права, регулирующих
вопросы ведения местного самоуправления
и компетенцию его органов.
• Совокупность норм права, регулирующих
гарантии местного самоуправления.
• Совокупность норм права, регулирующих
ответственность.
ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
• Муниципальные (самоуправленческие)
отношения - предмет муниципального
права. Признаки отношений, составляющих
предмет муниципально-правового регулирования:
• локально-территориальный характер;
• комплексный характер.
Суть местного самоуправления - в самостоятельном
решении населением вопросов местного
значения -вопросов непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения
муниципального образования, отнесенных
к таковым уставом муниципального образования
в соответствии с Конституцией РФ, федеральными
законами, законами субъектов РФ. Все эти
отношения объединяет в самостоятельный
вид общий признак - то, что они возникают
в процессе решения населением муниципальных
образований вопросов местного значения
непосредственно или через органы местного
самоуправления;
• обязательным субъектом муниципально-правовых
отношений выступает либо население муниципального
образования, которое непосредственно,
т.е. путем референдума, выборов, других
форм прямого волеизъявления, решает вопросы
местного значения, либо орган или должностное
лицо местного самоуправления, наделенные
полномочиями по решению данных вопросов.
Отношения в сфере осуществления местного
самоуправления - деятельность населения,
которая:
а) признается и гарантируется Конституцией
РФ;
б) осуществляется населением самостоятельно
и под свою ответственность;
в) направлена на решение непосредственно
или через органы местного самоуправления
вопросов местного значения;
г) осуществляется исходя из интересов
населения, его исторических и иных местных
традиций.
Виды муниципальных (самоуправленческих)
отношений.
1. Отношения, возникающие в процессе решения
вопросов местного значения путем непосредственного
выражения гражданами своей вопи.
Отношения, связанные с деятельностью
выборных и других органов местного самоуправления
по управлению муниципальной собственностью,
Объектами муниципального хозяйства,
формированием и исполнением местного
бюджета, а также иной их деятельностью
в различных сферах местной жизни, направленной
на обеспечение жизнедеятельности населения
муниципального образования, решение
других вопросов местного значения.
3. Отношения, возникающие в процессе реализации
органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий.
Исходя из материального содержания выделяют
следующие виды самоуправленческих отношений
как предмета муниципального права.
1. Отношения, определяющие систему самоорганизации
населения.
2. Отношения, характеризующие закономерности
социально-политической организации муниципальной
власти, ее выборность, независимость
и организационную обособленность.
3. Имущественные муниципальные отношения.
4. Отношения, связанные с формированием
и распределением бюджетных и внебюджетных
средств.
5. Личные неимущественные отношения. Признаки
отношений, составляющих предмет муниципально-пра-вового
регулирования:
1) данные отношения имеют локально-территориальный
характер. Они возникают на местном (муниципальном)
территориальном уровне в процессеосуществления
местного самоуправления населением городских,
сельских поселений и других муниципальных
образований, территории которых устанавливаются
в соответствии с законодательством субъектов
РФ с учетом исторических и иных местных
традиций.
2) этим отношениям присущ комплексный
характер, т.к. они связаны с реализацией
задач и функций местного самоуправления
во всех сферах местной жизни.
3) обязательным субъектом муниципально-правовых
отношений выступает либо население муниципального
образования, которое непосредственно,
т.е. путем референдума, выборов, других
форм прямого волеизъявления, решает вопросы
местного значения, либо орган или должностное
лицо местного самоуправления, наделенные
полномочиями по решению данных вопросов.
МЕТОД МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
Метод муниципального права - совокупность
правовых средств правового
Муниципальное право воздействует на
общественные отношения с помощью таких
правовых приемов (способов), как предписание,
дозволение, запрет, сочетание которых
и определяет характер правового регулирования.
Комплексный характер предмета муниципального
права означает, что это вторичная отрасль,
которая формируется и развивается во
многом «за счет» других отраслей, заимствуя
у них отдельные нормы и целые институты.
В зависимости от преобладания в системе
юридических способов регулирования общественных
отношений того или иного правового приема
различают два основных метода правового
регулирования - императивный (властный)
и диспозитивный, что отличает его от других
отраслей права.
Дозволение, признающее равноправие сторон,
лежит в основе диспозитивного регулирования.
Диспозитивный метод регулирования присущ
отраслям частного права: гражданскому,
семейному и др. От имени муниципального
образования могут своими действиями
приобретать и осуществлять имущественные
права и обязанности органы местного самоуправления
(ст. 125 ГК РФ). При формировании муниципальной
собственности органы местного самоуправления
, приобретают движимое и недвижимого
имущества путем заключения договоров
купли-продажи и т.д.
При регулировании властной деятельности
органов местного самоуправления используется
императивный метод. Он состоит в том,
что в системе местного самоуправления
принимаются решения на местных референдумах,
собраниях, сходах, представительными
и исполнительными органами местного
самоуправления должностными лицами местного
самоуправления, которые обязательны
к исполнению всеми субъектами правоотношений,
действующий в пределах границ муниципального
образования, т.е. в данном случае налицо
отношения соподчиненности субъектов
правоотношений, зависимость одних от
других.
Поэтому, в частности, законодательство
о местном самоуправлении устанавливает
обязательность решений органов местного
самоуправления.
Императивный метод предусмотрен законодательством
о местном самоуправлении для депутатов
и выборных должностных лиц.
Используются в муниципальном праве и
запреты -способ юридического воздействия
на поведение субъектов права, применяемый
и при императивном, и при диспозитивном
регулировании {запрет лишать население
городского, сельского поселения независимо
от его численности права на осуществление
местного самоуправления).
В муниципальном праве используется также
метод гарантий, который широко применяется
прежде всего на федеральном уровне правового
регулирования местного самоуправления.
Государство приняло на себя обязанность
обеспечить судебную защиту прав местного
самоуправления и его организационную,
финансовую, экономическую самостоятельность.
Т.о., в муниципальном праве не используется
ни один из методов правового регулирования
в качестве основного, а имеет место синтез
методов правового регулирования1, что
обусловлено предметом муниципального
права и комплексным характером отрасли
«муниципальное право». Все это создает
особый режим муниципально-правового
регулирования.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК НАУКА
Муниципальное право - отрасль российского
права - регулирует общественные отношения,
возникающие в процессе организации и
деятельности местного самоуправления.
Как научная дисциплина муниципальное
право представляет собой совокупность
знаний о местном самоуправлении, его
системе и формах осуществления, о муниципально-правовых
отношениях и методах их правового регулирования.
Задачи научной дисциплины муниципального
права:
• рассмотрение местного самоуправления
не только как формы гражданской самостоятельности
и активности, но и как формы осуществления
публичной власти, публично-властной деятельности
наряду с ее государственной формой реализации;
• раскрытие сущности местного самоуправления,
его своеобразия как формы власти народа;
• анализ полномочий органов местного
самоуправления и практики реализации.
Понятие науки муниципального права и
ее основные характеристики должны раскрываться
с взаимосвязей и зависимостей между понятиями
«отрасль муниципального права» и «наука
муниципального права». Вместе с тем между
отраслью и наукой муниципального права
имеются существенные различия. Если муниципальное
право как отрасль является новым, формирующимся
правовым образованием в единой системе
права, то одноименная наука имеет значительно
более глубокие исторические корни, которые
связаны со становлением и развитием научных
идей, теоретических концепций местного
самоуправления в России и зарубежных
странах на протяжении нескольких веков.
Между отраслью и наукой муниципального
права имеются существенные различия.
Так муниципальное право как отрасль является
новым, формирующимся правовым образованием
в единой системе права РФ, то, одноименная
наука имеет значительно более глубокие
исторические корни, которые связаны со
становлением и развитием научных идей,
теоретических концепций местного самоуправления
в России и зарубежных странах на протяжении
нескольких веков.
Наука муниципального права - система
знаний, раскрывающих закономерности
становления и развития отрасли муниципального
права, реализации ее норм и институтов
в практике местного самоуправления.
В ряду основных характеристик науки муниципального
права можно отметить, во-первых, ее общественный
и правовой характер. Во-вторых, наука
муниципального права, как и соответствующая
отрасль, носит комплексный характер.
В-третьих, особенностью науки муниципального
права является ее прикладной характер
в отличие, например, от науки конституционного
или гражданского права как фундаментальных
юридических отраслей научных знаний.
Предмет науки муниципального права:
• самоуправленческие (муниципальные)
отношения, составляющие предмет отрасли
муниципального права;
• система муниципально-правовых норм
и институтов, т. е. отрасль муниципального
права;
• механизмы реализации соответствующих
норм и институтов, их защиты и восстановления
нарушенных прав местного самоуправления;
• история становления и развития местного
самоуправления как материальной основы
отрасли муниципального права.
Источники науки муниципального права
- это те носители информации, в которых
содержатся знания о социальных и правовых
явлениях, составляющих предмет данной
отрасли научных знаний;
1 теоретические;
2 нормативно-правовые;
3 правоприменительные,
Источники муниципального права можно
также разделить на три уровня:
• нормативные правовые акты РФ;
• нормативные правовые акты субъектов
РФ;
• нормативные правовые акты муниципальных
образований.
Наука муниципального права использует
присущие всему правоведению научные
методы: исторический, сравнительно-правовой,
статистический, конкретно-социологический
и др.
СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
Муниципальное право в его качестве
отрасли права имеет свою систему. Система
муниципального права представляет собой
совокупность комплексов однородных норм
муниципального права, регулирующих определенные
группы общественных отношений, составляющих
предмет муниципального права. Система
муниципального права -объединение муниципально-правовых
норм в муниципапьно-правовые институты,
расположенные в определенной последовательности
в зависимости от их значения и роли в
регулировании муниципальных
отношений.
Характеристики системы:
- основана на логическом, последовательном
разделении норм муниципального права
и их объединении в
однородные правовые комплексы (институты)
с учетом содержания и характера регулируемых
ими отношений в
сфере местного самоуправления;
- отражает и использует взаимосвязь и
взаимообусловленность правового регулирования
вопросов местного самоуправления как
целостного социального явления;
- в своей основе имеет структуру Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ», обусловлена
и потребностями практики развития местного
самоуправления, которая оказывает влияние
на формирование институтов муниципального
права, помогая определить их роль в осуществлении
местного самоуправления.
Исходя из указанного определения, можно
сказать, что в основе муниципального
права лежат муниципально-правовые отношения.
Обычно выделяют следующие институты
муниципального права (элементы системы
муниципального права).
Первым элементом системы муниципального
права являются муниципально-правовые
нормы, закрепляющие положение местного
самоуправления в системе народовластия,
определяющие его роль в развитии демократических
начал в управлении обществом и государством.
Вторая группа норм муниципального права
— следующий элемент системы — объединяет
нормы, закрепляющие основы деятельности
местного самоуправления: территориальные,
организационные,
финансово-экономические.
Третьим элементом системы муниципального
права является группа норм, закрепляющих
предметы ведения
и полномочия местного самоуправления.
Четвертый элемент системы — группа муници-пально-правовых
норм, устанавливающих гарантии местного
самоуправления.
Пятую группу муниципально-правовых норм
составляют нормы, устанавливающие ответственность
органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления.
Эти элементы системы муниципального
права выделяются исходя из классификации
муниципально-правовых отношений:
1) местное самоуправление в системе народовластия.
2) Территориальные, организационные и
финансово-экономические основы местного
самоуправления;
3) Предметы ведения местного самоуправления
и полномочия органов и должностных лиц
местного
самоуправления;
4) Гарантии местного самоуправления;
5) Ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления.
Контроль за их деятельностью.
Т.о., система муниципального права имеет
целью обеспечить комплексный подход
к понятию местного самоуправления, определению
его сути, принципов организации и деятельности.
Учитывая комплексный характер самой
отрасли муниципального права, значение
его системы трудно переоценить.