Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:55, реферат
Муниципальное право - комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
«Munus» по-латыни означает тяжесть, тягота, бремя, a «capio, recipio» - беру, принимаю.
ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
Источник права - внешняя форма
выражения и существования
Источники муниципального права в материальном
смысле - это сами общественные отношения,
реальная социально-экономическая и политическая
действительность, порождением которой
явилось муниципальное право.
Особенности источников муниципального
права определяются:
- комплексным характером муниципального
права. Комплексный характер муниципального
права предопределяет тесную взаимосвязь
и даже совпадение источников муниципального
права с источниками многих отраслей права;
- высоким уровнем юридической децентрализации
в муниципально-правовой сфере.
Выделяют следующие формы проявления
источников муниципального права: а) нормативно-правовые
акты, в том числе международно-правового
характера; б) правовые (муниципальные)
обычаи; в) нормативные договоры; г) юридические
(судебные, административные) прецеденты.
Источники муниципального права группируют
с учетом различных уровней правового
регулирования муниципальных отношений.
1) К первой группе источников относятся
нормативные правовые акты, принимаемые
на федеральном уровне.
- Это прежде всего Конституция РФ. Она
содержит нормы, закрепляющие исходные
начала и принципы организации местного
самоуправления, гарантии прав местного
самоуправления.
- Не следует забывать о приоритете международно-правовых
актов. Особое место в этом ряду занимает
Европейская хартия местного самоуправления.
- Федеральные законы. Важнейшим источником
муниципального права является Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» от 28 августа
1995 г.
- Указы Президента РФ, постановления Правительства
РФ, содержащие муниципально-правовые
нормы.
- Постановления палат Федерального Собрания
РФ.
Нормативные правовые акты федеральных
орга-. Нов исполнительной власти, содержащие
нормы муниципального права.
- Постановления Конституционного Суда
РФ.
2) Вторую группу источников муниципального
права составляют нормативные правовые
акты, принимаемые органами государственной
власти субъектов РФ. Это конституции
республик, уставы других субъектов РФ,
законы субъектов о местном самоуправлении,
о выборах в органы местного самоуправления.
3) В третью группу источников муниципального
права входят нормативные правовые акты,
принятые путем прямого волеизъявления
населения муниципальных образований,
органами местного самоуправления и должностными
лицами местного самоуправления.
Виды правовых актов муниципального образования:
1) устав муниципального образования;
2) регламент представительного органа
местного самоуправления, в котором определяется
порядок работы представительного органа
местного самоуправления, его депутатских
образований и внутренних органов (депутатских
групп, комиссий, комитетов и т.п.);
3) решение как акт коллегиального (как
правило, представительного) органа местного
самоуправления, который носит общий,
в том числе нормативный, характер;
4) постановление — акт главы муниципального
образования (главы администрации), имеющий,
как правило, нормативный характер;
5) распоряжение — акт главы муниципального
образования (главы администрации) — издается
по оперативным и другим текущим вопросам
и имеет ненормативный характер;
6) положение
— правовой акт, в котором
систематизируются нормы
7) приказы и инструкции, акты отраслевых,
межотраслевых, территориальных органов
местной администрации, содержащие ненормативные
положения оперативно-распорядительного
характера;
8) заявления, резолюции, обращения и другие
акты представительного органа местного
самоуправления (имеют ненормативный
характер и связаны с оценкой представительным
органом тех или иных событий и фактов,
определением отношения к ним).
СУБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Для того чтобы отношения можно
было признать отношениями в сфере
осуществления местного самоуправления,
необходимо наличие с одной стороны
в отношениях таких субъектов, как:
- либо населения муниципального образования;
- либо самого муниципального образования;
- либо органов/должностных лиц муниципального
образования.
Виды субъектов муниципально-правовых
отношений.
I. Муниципальное образование - городское,
сельское поселение, несколько поселений,
объединенных общей территорией, часть
поселения, иная населенная территория,
в пределах которых осуществляется местное
самоуправление, имеются муниципальная
собственность, местный бюджет и выборные
органы местного самоуправления.
Характеристика муниципального образования
как субъекта муниципально-правовых отношений:
—Муниципальное образование осуществляет
права собственника в отношении имущества,
входящего в состав муниципальной собственности.
—Именно к ведению муниципальных образований
Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» относит вопросы местного значения,
а также отдельные государственные полномочия,
которыми могут наделяться органы местного
самоуправления,
—Муниципальным образованиям предоставлено
право объединяться в форме ассоциаций
или союзов, а также право иметь собственную
символику.
—Права и обязанности муниципальных образований
как субъектов муниципально-правовых
отношений от их имени реализуют органы
и должностные лица местного самоуправления
в рамках их компетенции либо население
муниципального образования непосредственно.
Те субъекты муниципально-правовых отношений,
которые наделены правом принимать решения
(участвовать в принятии решений) по вопросам
местного значения:
- население муниципального образования,
которое реализует свое право на решение
вопросов местного значения путем референдума,
выборов, реализации права правотворческой
инициативы в вопросах местного значения
других форм прямого волеизъявления;
- собрание (сход) граждан;
- выборные и другие органы местного самоуправления
и должностные лица: представительный
орган местного самоуправления, обладающий
правом представлять интересы населения
и принимать от его имени решения; выборное
должностное лицо местного самоуправления,
наделенное согласно уставу муниципального
образования полномочиями на решение
вопросов местного значения. В уставе
муниципального образования могут быть
предусмотрены и иные органы местного
самоуправления и должностные лица местного
самоуправления (исполнительные органы,
администрация);
- граждане РФ. В соответствии со ст. 62 Конституции
иностранные граждане, лица без гражданства
пользуются в РФ правами и несут обязанности
наравне с гражданами РФ, кроме случаев,
установленных федеральным законодательством
или международным договором РФ.
III. Субъекты муниципально-правовых отношений,
которые в той или иной форме содействуют
осуществлению местного самоуправления:
- органы территориального общественного
самоуправления;
- ассоциации и союзы муниципальных образований;
- государственные органы;
- предприятия, учреждения и организации,
находящиеся на территории муниципального
образования;
- местные общественные объединения.
В соответствии со ст. 62 Конституции РФ
иностранные граждане, лица без гражданства
пользуются в РФ правами и несут обязанности
наравне с гражданами РФ, кроме случаев,
установленных федеральным законодательством
или международным договором РФ.