Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:37, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексная характеристика государственного управления образованием на территории Ставропольского края, предложение мер по улучшению эффективности деятельности органов государственного управления данного субъекта РФ.
Объектом данного исследования является система образования Ставропольского края. В качестве предмета работы выступает процесс государственного управления образованием в Ставропольском крае.
Введение
Глава 1. Теоретические основы и основные направления государственного управления образованием
1.1. Понятие и сущность государственного управления образованием
1.2. Общие положения о системе управления образованием
1.3. Нормативные акты, регулирующие сферу управление образованием в Ставропольском крае
Глава 2. Приоритетный национальный проект «Образование» в Ставропольском крае
2.1. Основные направления реализации национального проекта «Образование» в Ставропольском крае
2.2. Мероприятия, проводимые по реализации проекта «Образование»
Глава 3. Меры по повышению эффективности деятельности министерства образования Ставропольского края.
Список литературы
Российский Государственный Социальный Университет
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра
государственного и
муниципального управления
Курсовая работа
по
дисциплине «Система
государственного и
муниципального управления»
на
тему: «Организация
управления образованием
в Ставропольском крае»
Москва, 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы и основные направления государственного управления образованием
1.1. Понятие и сущность государственного управления образованием
1.2. Общие положения о системе управления образованием
1.3. Нормативные акты, регулирующие сферу управление образованием в Ставропольском крае
Глава 2. Приоритетный национальный проект «Образование» в Ставропольском крае
2.1. Основные направления реализации национального проекта «Образование» в Ставропольском крае
2.2. Мероприятия, проводимые по реализации проекта «Образование»
Глава 3. Меры по повышению эффективности деятельности министерства образования Ставропольского края.
Список литературы
Введение
Государственное управление образованием и наукой на сегодняшний день является одной из актуальнейших для рассмотрения тем, что обусловлено рядом причин, в состав которых входит глобализация роли не просто грамотного управления образованием и наукой, а управление с постоянной тенденцией развития соответствующих направлений. Все это важно для общего развития грамотности населения, и, как следствия уровня развития науки в стране, поскольку именно грамотное население способно оказать значительную роль в исследовании самых различных областей науки, помимо развития собственного менталитета. Актуальность темы подтверждается многочисленными работами ведущих ученых, политиков и иных заинтересованных в настоящем вопросе лиц, труды которых лежат в основе существующей системы управления образованием и наукой, а также процесса ее совершенствования.
Целью настоящей работы является комплексная характеристика государственного управления образованием на территории Ставропольского края, предложение мер по улучшению эффективности деятельности органов государственного управления данного субъекта РФ.
Объектом данного исследования является система образования Ставропольского края. В качестве предмета работы выступает процесс государственного управления образованием в Ставропольском крае.
Задачи курсовой работы:
Глава 1. Теоретические основы и основные направления государственного управления образованием.
Если под управлением понимать целеустремленную деятельность субъектов управления всех уровней, направленную на организацию функционирования и развития системы образования, то под государственным целесообразно понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, также направленная на организацию функционирования и развития сферы образования.
Система
государственного управления образованием
включает в себя: всех участников образовательного
процесса, их органы управления и органы
государственного управления образованием;
нормативно-правовую базу, регламентирующую
деятельность субъектов
Признаками
государственного управления образованием
и наукой являются:
1. наличие государственной структуры
управления образованием и наукой, в которой
каждый субъект управления наделен конкретными
полномочиями и ответственностью;
2. наличие общественной структуры управления
образованием, все субъекты которой наделены
реальными полномочиями и вытекающей
из них ответственностью;
3. согласованное и взаимно принятое распределение
полномочий и ответственности между государственными
и общественными субъектами управления
образованием на всех его уровнях;
4. принятая органами государственного
и общественного управления образованием
система разрешения возникающих между
ними противоречий и конфликтов .
Важную роль в процессе становления и развития государственного управления образованием призваны сыграть принципы ГУО, под которыми понимаются те его основания, которые определяют не только главные направления, всю систему деятельности, цели, задачи, содержание, оргструктуру, формы и методы (субъектов управления, но и отношения, складывающиеся между его участниками.
К
основным принципам государственного
управления общим образованием можно
отнести следующие принципы:
1. независимости и паритетности органов
государственного и общественного управления
образованием;
2. законности, предполагающей неукоснительное
следование органов управления Конституции
России, ее законам, другим нормативным
правовым актам;
3. комплексного использования экономических,
кадровых, организационных, информационных
и иных ресурсов государства и общества
субъектами ГУО;
4. целевой направленности деятельности
субъектов ГУО на реализацию потребностей
и интересов участников образовательного
процесса, общества и государства;
5. правовой обоснованности притязаний
участников образовательной деятельности
на участие в государственно-общественном
управлении сферой общего образования,
как на уровне общеобразовательного учреждения,
так и на муниципальном, региональном
и федеральном уровнях;
6. открытости и гласности, в соответствии
с которым деятельность субъектов ГУО
открыта для всех участников образовательного
процесса и обеспечивается получение
ими необходимой информации; свободы и
самодеятельности, означающих возможность
каждого субъекта ГУО свободно выбирать
методы и средства осуществления управленческой
деятельности и проявлять при этом активность
и самодеятельность;
7. согласованного распределения полномочий
и сфер ответственности между государственными
и общественными органами управления
образованием на каждом его уровне и этапе
функционирования и развития; наделения
полномочиями органов управления образованием
в государственной вертикали сверху вниз,
в общественной - снизу вверх;
8. цивилизованного разрешения конфликтов
и противоречий между государственными
и общественными органами управления
на каждом уровне образования через общепринятые
согласительные механизмы и процедуры
.
В работе ученых С. А. Белякова, В. Ж. Куклина сообщается, что «Система образования в России по преимуществу является государственной, государство же является основным, хотя и не единственным, источником ресурсов для образования. Государство представляется как побудительный мотив изменений, инициатор модернизационных процессов. Оснований для такого представления, на наш взгляд, вполне достаточно:
Было
бы неверно, однако, рассматривать в
качестве единственного инициатора
изменений государство в лице
органа (органов) управления образованием
или, по крайней мере, именно с этих
позиций оценивать происходящие
в системе образования
Основой для такой точки зрения можно считать данное в Законе «Об образовании» определение, согласно которому система образования включает:
Органы управления, таким образом, могут рассматриваться в качестве одного из элементов системы образования. И если они могут выступать и выступают в качестве инициатора изменений, то, соответственно, такими же инициаторами могут выступать и все другие элементы системы образования.»1
Цель государственного управления - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства. Задачи государственного управления: реализация определенных Законом РФ «Об образовании» прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждением; повышение эффективности государственной политики в области образования; удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.
Наряду
со специфической деятельностью
государственных и общественных
органов управления у них может
быть общее содержание государственного
управления образованием. К нему относится:
1) деятельность по обеспечению функционирования
образовательной сферы: участие в подготовке,
принятие и реализации нормативно-правовой
базы образования; определении направлений
расходования дополнительных материальных
и финансовых средств; оценка рациональности
использования выделяемых государством
ресурсов; организация обсуждения готовящихся
и принятых законодательных и нормативно-правовых
актов в сфере образования; обеспечение
контроля за соблюдением действующего
законодательства в области образования,
полнотой реализации прав обучающихся,
родителей и работников образовательных
учреждений; содействие гуманизации и
гармонизации взаимоотношений участников
образовательного процесса; привлечение
в систему образования сил и средств юридических
и физических лиц; представление и защита
интересов сферы образования и др.,
2) содействие совершенствованию деятельности
и развитию сферы образования: разработка
и реализация соответствующих проектов,
программ, в том числе направленных на
его модернизацию и демократизацию; совершенствование
содержания, организационной структуры,
форм и методов образовательной деятельности
и управления ею (изучение интересов и
потребностей участников образовательного
процесса, общества и государства; проведение
экспертных оценок проектов и идей реформирования
и модернизации сферы образования; выявление
резервов улучшения качества образования
и приведение их в действие и др.); разработка,
принятие и реализация мер стимулирования
труда педагогов, учебной, трудовой и общественно
полезной деятельности обучающихся, деятельности
родителей в интересах сферы образования;
изыскание материальных и финансовых
ресурсов для реализации проектов модернизации
образовательных систем и учреждений
и др.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.2 Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий – то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого – минимум, граничащий с безграмотностью.
Легальное определение образования дается в ФЗ «Об образовании»: Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).3
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и основывается на следующих принципах:
1) гуманистический
характер образования,
2) единство федерального
культурного и
3) общедоступность
образования, адаптивность
4) светский характер
образования в государственных
и муниципальных
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический,
государственно-общественный
В соответствии со ст. 37 Закона «Об образовании», в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:
Информация о работе Организация управления образованием в Ставропольском крае