Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение органов самоуправления пайщиков, в частности, их компетенции и взаимодействия с правлением общества.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить особенности органов самоуправления пайщиков потребительского общества: компетенция и правомочия органов;
- рассмотреть компетенцию и правомочия общего собрания потребительского общества;
- охарактеризовать порядок применения решений общим собранием пайщиков потребительского общества;
- раскрыть компетенцию Совета потребительского общества и его взаимодействие с правлением общества.
Введение
Потребительская кооперация является старейшей экономической системой России, услугами которой пользуется уже несколько поколений на протяжении XIX, XX и XXI столетия. С изменением общественных отношений в конце XX века экономический потенциал потребительской кооперации значительно уменьшился. В третьем тысячелетии, адаптируясь к рыночной экономике, организации потребительской кооперации продолжают выполнять свою социальную миссию, направленную на удовлетворение потребностей населения товарах и услугах.
Потребительская кооперация
- особо социально-
Для создания кооперативов необходимы юридические предпосылки, то есть законы, позволяющие государственным органам регистрировать каждый кооператив как юридическое лицо.
Преимущество социально-
Все это требует эффективной работы каждой отрасли потребительской кооперации, с помощью которых будет решена основная цель, лежащая в основе социальной миссии: удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей членов потребительского общества.
Таким образом, все, вышеперечисленное, свидетельствует об актуальности темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение органов самоуправления пайщиков, в частности, их компетенции и взаимодействия с правлением общества.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить особенности органов самоуправления пайщиков потребительского общества: компетенция и правомочия органов;
- рассмотреть компетенцию и правомочия общего собрания потребительского общества;
- охарактеризовать порядок применения решений общим собранием пайщиков потребительского общества;
- раскрыть компетенцию Совета потребительского общества и его взаимодействие с правлением общества.
Объектом исследования является система потребительской кооперации.
В работе использовались нормативно - правовые акты РФ, труды отечественных ученых в области изучения вопросов потребительской кооперации, материалы статистических сборников РФ, статьи периодических изданий.
В процессе анализа и обобщения информации применялись методы: монографический, абстрактно-логический, сравнения.
Структура и содержание курсовой работы обусловлено целью и задачами. Работа состоит из введения, четырех вопросов, заключения, списка использованных источников.
компетенция и правомочия органов.
Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (в потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) наиболее полно определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих систему потребительской кооперации Российской Федерации.
Правовые отношения строятся между пайщиками внутри потребительских обществ. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) РФ» дает следующее определение пайщику - «гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами».
В любом потребительском обществе работает одно правило «Один пай - один голос». Этот принцип лежит в основе паевых отношений между пайщиками в потребительских обществах. На основе этого принципа достигается равенство между всеми пайщиками в независимости от количества внесенных паев. Равенство пайщиков - один из главных принципов потребительских обществ.
Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков -безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.
При изучении органов управления следует учитывать, что в зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы управления отличаются.
Потребительское общество без кооперативных участков создается в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собраний. Потребительское общество с кооперативными участками создается тогда, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико.
Причем, максимальное количество
пайщиков в потребительском обществе
не ограничено: на одно потребительское
общество может приходиться и
несколько сотен, и несколько
тысяч пайщиков. В потребительской
кооперации преобладают крупные
потребительские общества. В таких
потребительских обществах
Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта, одна улица города, или другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 200 человек).
Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков -безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.
Статус пайщиков и потребительских обществ в формировании системы потребительской кооперации возрос. Они стали создавать потребительские союзы и формировать их органы управления. Именно пайщики на общих собраниях решают, в какие союзы будет входить их потребительское общество.
Организационная структура управления системы потребительской кооперации:
- меняются функции правлений потребительских обществ и союзов;
- в качестве представительного органа на всех уровнях избираются советы;
- разрабатываются новые уставы, которые регламентируют функционирование системы на основе принципов международного кооперативного движения, в первую очередь принципа демократизации управления и экономического участия пайщиков, предполагают повышение ответственности председателей правлений на всех уровнях управления за результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Структура органов управления и контроля потребительского общества.
Органы управления потребительского общества без кооперативных участков (небольшого потребительского общества) следующие:
- высший орган управления - общее собрание пайщиков потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в 1 год;
В каждой области, крае, республике, национальном округе, районе кооперативные участки создаются с учетом местных условий, поэтому территория и численность пайщиков на кооперативных участках различаются.
- представительный орган управления - совет потребительского общества; совет избирается общим собранием пайщиков и осуществляет управление в период между общими собраниями пайщиков;
- исполнительный орган управления - правление потребительского общества; назначается советом как орган профессионального менеджмента для осуществления руководства финансово-хозяйственной деятельностью;
- контрольный орган управления - ревизионная комиссия потребительского общества, которая избирается общим собранием пайщиков и контролирует соблюдение устава потребительского общества, его финансовую и хозяйственную деятельность;
- представительный орган управления - совет потребительского общества; совет избирается общим собранием пайщиков и осуществляет управление в период между общими собраниями пайщиков;
- исполнительный орган управления - правление потребительского общества; назначается советом как орган профессионального менеджмента для осуществления руководства финансово-хозяйственной деятельностью;
- контрольный орган управления - ревизионная комиссия потребительского общества, которая избирается общим собранием пайщиков и контролирует соблюдение устава потребительского общества, его финансовую и хозяйственную деятельность.
В потребительском обществе
с кооперативными участками (то есть
в крупном потребительском
- высший орган управления - общее собрание уполномоченных потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в 1 год;
- высший орган управления кооперативного участка - собрание пайщиков кооперативного участка;
- представительный орган управления - совет потребительского общества;
- исполнительный орган управления - правление потребительского общества;
- контрольный орган управления - ревизионная комиссия потребительского общества.
Правомочия органов управления
и контроля потребительского общества
предусмотрены законом
компетенция и правомочия
Рассмотрим полномочия органов управления потребительского общества. В ст. 16 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» N 3065-1 от 19.06.1992 (с изменениями и дополнениями) отмечено, что общее собрание пайщиков потребительского общества полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления потребительского общества.
Общее собрание пайщиков небольшого потребительского общества.
К исключительной компетенции
общего собрания пайщиков
- принятие устава потребительского общества, внесение в него изменений и дополнений;
- определение основных направлений деятельности общества;
- избрание председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии потребительского общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности, определение средств на их содержание;
- определение размеров вступительного и паевого взносов;
- исключение пайщиков из потребительского общества;
- решение вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них;
- избрание представителей потребительских обществ союза;
- выработка наказов представителям потребительских обществ союза для принятия по ним решений общими собраниями представителей потребительских обществ союза;
- утверждение программ развития потребительского общества, его годовых отчетов и бухгалтерских балансов;
- порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности потребительского общества;
- порядок покрытия убытков, понесенных потребительским обществом;
- определение видов, размеров и условий формирования фондов потребительского общества;
- отчуждение недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом потребительского общества;
- создание хозяйственных обществ;
- принятие решений о реорганизации и ликвидации потребительского общества;
- определение видов, размеров и условий формирования фондов потребительского общества;
- отчуждение недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом потребительского общества;