Основные функции государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:39, реферат

Описание

Функции государственной службы (от лат.functio - совершение, исполнение) – обязанности, направления деятельности. В государственной службе – это направление реализации законодательно установленных требований и правых норм, способствующих выполнению данным институтом своей социальной роли и государственно-правового назначения. Существуют различные подходы к классификации Ф.г.с.: социально-институциональный, функциональный, правовой и др.

Содержание

Введение ………………………………………………………3
Понятие функций…………………………………………..4
Классификация функций…………………………………..8
Функции в России:………………………………………..11
3.1 Общие сведения об отделе социально-экономического прогнозирования…………………………………………….14
3.2 Основные задачи отдела……………………………….15
Функции отдела……………………………………….16
Организация работы отдела………………………….18
Заключение………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Основные функции государственной службы.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

Не является государственной службой профессиональная деятельность на госпредприятиях, не имеющих властных функций. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным. С другой стороны, государственная служба осуществляется не только в аппаратах органов представительной и исполнительной власти, в судебных и правоохранительных органах, вооруженных силах, но и в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе. Например, в Федеральном законе «О естественных монополиях» указывается, что в сферах деятельности субъектов естественных монополий - транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии и т.д. - образуются органы регулирования (ст. 4). В ст. 9 данного Закона прямо указывается, что на работников этих органов распространяется правовой статус государственного служащего. Хотя, конечно, следует иметь в виду и то, что распространение статуса госслужащего на ту или иную категорию работников отнюдь не равнозначно отнесению их к категории государственных служащих.

Перечисленные выше особенности государственной  службы в рамках ее законодательного определения развиваются далее  в ее организации: принципах государственной службы, ее функциях, организационном и правовом статусе государственных должностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2, Понятие функций и их содержание.

  Понятие сущности функций  государственного управления исходит из сущности государственного управления. Управление, надо сказать, довольно часто рассматривается через деятельность, поэтому в научной литературе можно увидеть что функции управления, как определенных видов труда, трудовой деятельности, отрасли и работы в среде управления, элементов управленческого процесса, стадий управленческого цикла и т.д.

  Функция является одной из основных категорий  науки социального  управления. Отвечая  на эту задачу, нельзя не отметить, что  в литературе по управлению отсутствует единое мнение по поводу функций. Поэтому уместно будет, я думаю, понимание функций государственного управления. К таковым относятся конкретные виды управленческих воздействий государства, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способу сохранения, либо преобразования управляемых объектов или его собственных управляющих компонентов. И так функция управления это целевое, или даже целенаправленное, организующее, регулирующее и подкрепленное реальными делами влияние на управляемое явление, на которое последнее адекватно реагирует. Если говорить в общем, то функция управления определяется как вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает управляющее воздействие на управляемый объект.

  Как я уже упоминал, что не существует единой точки зрения по поводу функций  управления. Но все более, или менее приемлемые точки зрения укладываются в два подхода. Представители первого подхода рассматривают функции управления как результат исторического разделения труда в сфере управления. Основание этого подхода по праву принадлежит Ф. Тейлору. Сторонники этого подхода под функцией понимают особый вид управленческой деятельности, продукт разделения труда и специализации в сфере управления. Приверженцами второго подхода функции управления рассматриваются как составляющие стадии управленческого процесса: выработка и принятие решения, организация, регулирование, корректирование, учет и контроль. Просматривая литературу, можно заметить, что есть попытки связать и обобщить как-то все отдельные точки зрения по вопросу определения функций управления. Но как оказывается, что даже авторитетные книги не полностью охватывают все грани этого вопроса.

  Выше  я упоминал, что  существуют разные точки  зрения по поводу функций  управления. Так в  управлении производством  функции управления определяются как  особый вид деятельности, выражающей направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе производства… В науке же социального управления, функция управления рассматривается в качестве определенного вида работ по управлению, отличающуюся обособленностью, однородностью и повторяемостью, обеспечивающего выполнение соответствующих социальных задач по средством адекватной ей организационной структуры управления. В литературе по государственному управлению под функциями государственного управления понимаются виды властных, целеорганизующих  и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы или как четко выраженные виды (направления) управленческой деятельности, помогающие достичь цели и интересы управленческого воздействия.

  Предмет функций управления указывает на стороны, аспекты проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию государства. Для функций регулирования, например, это конкретные отношения между  людьми, ставшие неотъемлемой частью общества. Содержание функций управления выражает смысл и характер управленческого воздействия; из названной выше функции это создание или применение необходимых социальных норм (труда, поведения и т. д.). Способ реализации раскрывает средства сохранения или преобразования управленческих взаимосвязей, заложенные в данной функции: в функции регулирования – это способность упорядочения искомых отношений между людьми посредством влияния на их сознание и поведение, а также деятельность.

  Освещая функциональную природу  управления, мы тем  самым раскрываем его содержание.

  Общие функции – это  всеобщие типичные взаимодействия между субъектами и объектами социального  управления, устойчивые относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности вообще. Уже стало фактом, что каждая функция управления объективно необходима и отличается устойчивостью и стабильностью. Они отличаются друг от друга непосредственной целью, содержанием процедурами осуществления, используемо информацией. Каждый субъект управления осуществляет несколько или хотя бы одну функцию. Если рассматривать каждый отдельный субъект управления, то нельзя не сказать, что общие функции управления конкретизируются в функция отдельных органов, их структурных подразделениях, в функциях должностей. Это обстоятельство лежит в основе определения компетенции структурных единиц. Деление управление на функции отражает его специализацию. Функциональное разделение труда закрепляется структурно, т.е. создаются особые звенья, которые занимаются планированием, учетом, контролем и т.д. организационная обособленность это важный признак развитой и значительной по объекту функции. И так что получается, а получается вот что, поскольку общие функции это чистой воды абстракция, а в реальной жизни определенные субъекты воздействуют особым образом, то общие функции в реальной жизни конкретизируются и приобретают специфические черты. Особенности объектов и субъектов, их взаимоотношений, внешней среды серьезно влияют на управленческие функции, видоизменяют их, наполняют конкретным содержанием, обуславливают многообразие форм осуществления.

  Несмотря  на специализацию  общих функций, на то что их существует множество, необходимо подчеркнуть что  все они являются частями одного целого. Так их объединяет единая цель, организационное единство субъектов управления, их единая информационная природа. Каждая часть активно взаимодействует с другой, тем самым составляя целое. Таким образом управление – целостная система, это комплекс взаимосвязанных взаимообусловленных функций.

  Функции государственного управления тесно связаны  с общественными  функциями государства  и отражают способы  осуществления последних. Если общественные функции  государства раскрывают, в чем его общественная природа и роль, то функции государственного управления показывают как, каким способами, в процессе каких взаимосвязей оно их осуществляет. Функции государственного управления раскрывают и характеризуют взаимосвязи государства и целостного субъекта управления. Каждая из таких функций представляет собой определенный вид управляющего воздействия, который как бы пронизывает иерархию государственных органов и является общим типовым для них. Поэтому в структуре государства функция государственного управления получает известную дифференциацию, распределение и рассредоточение в управленческих органах, их звеньев и подсистем.

  Общее в функциях государственного управления и управленческих функциях государственных  органов состоит  в том, что, во-первых, и те и другие имеют  одно и тоже предназначение – оказывать влияние на сохранение и развитие общественной системы, обеспечивать адекватные государственные предначертания.

  Различие  между ними проходит: 1) по субъекту воздействия  – функции государственного управления осуществляются всей управленческой структурой государственного управления, управленческие функции государственного органа; 2) по объекту или по пределам влияния – функции государственного управления оказывают воздействие как на большие сферы общественной системы, так и на компоненты, подсистемы оной; 3) по средствам реализации – функции государственного управления обеспечиваются всей силой государства, управленческие функции государственных органов – теми полномочиями и организационными возможностями, которые предоставлены этому органу; 4) по характеру функции государственного управления отражают объективные взаимосвязи государства и управляемой общественной системы, управленческие функции для каждого государственного органа установлены в его правовом статусе и являются в этом смысле юридической констатацией управляющих воздействий данного государственного органа. В результате управленческие функции государственных органов можно определить как юридически выраженные управляющие воздействия отдельных органов государства, которые обязаны осуществлять в отношении определенных управляемых объектов. Такие функции воспринимают те параметры, которые присущи функциям государственного управления, то есть они также различаются по предмету, содержанию, способам реализации, но к этим параметрам доставляется еще один – объем управленческой функции государственного органа. Он определяет меру ее (функции) участия в осуществлении целостной функции государственного управления. Параметры объема задаются тем местом, которое занимает государственный орган в структуре управленческой системы. Объем показывает пределы и роль этого органа в управлении общественными процессами. Таким образом, функции государственного управления с одной стороны, есть продукт разделения и специализации труда в сфере управления; с другой стороны, они представляют собой элементы управленческого цикла.

  Содержание  функций государственного управления должно определятся  на основе полномочий государственного управления устанавливаемых  законодательными актами, что обеспечивает функциям правовую обоснованность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Классификация функций

  Одним из главных вопросов является вопрос о  классификации функций  управления. Надо заметить, что однозначно на такой вопрос ответить нельзя. Ведь если начать более детально рассматривать  какую либо функцию, то можно обнаружить, что она подразделяется на подфункции, а последние в свою очередь подразделяются на ряд задач. Поэтому я буду не оригинален, если ограничусь наиболее общей классификацией функций административно-государственного управления.

  В некоторых зарубежных работах функции классифицируют с точки зрения предприятия, то есть основой классификации является определенные виды деятельности: прогнозирование, организация, распорядительство, координация, контроль. Выше перечисленные функции во многих работах получили название общих. В некоторых они просто повторяются, лишь с некоторыми изменениями. В литературе по социальному управлению функции управления разделяются на просто социальную, на социально-экономическую, социально-политическую и духовно-идеологическую. Социальная функция управления направлена на регулирование отношений между отдельными общностями людей в соответствии с целями развития этих общностей. Социально – экономическая функция осуществляет регулирование системы экономических отношений, через воздействие на распределение общественно-материальных благ. Социально-политическая показывает каким образом политика государства притворяется в реальную жизнь. Надо заметить, что эта функция тесно связана с социально-экономической функцией. Вообще эти две функции взаимообусловлены, одна определяет другую и на оборот. Духовно-идеологическая, это функция влияющая на поведение человека, на его сознание. Это немаловажная функция и на сегодняшний день, я считаю, для России стоит в числе первостепенных. Ведь не секрет, что государство не может быть таковым, если у его граждан нет социальных стремлений, если нет того идеологического стержня что объединяет народ.

  В другой классификации  к общим функциям управления наряду с  планированием, организацией, регулированием, учетом, контролем отнесена культурно-воспитательная.

  В  учебниках по государственному управлению в качестве общих функций  государственного управления рассматриваются  организация, осуществление  кадровой политики, планирование, регулирование, координация, контроль и учет. При этом выделяются подгруппы специфических функций в сфере политики, экономики, социальных отношений, духовно-идеологической.

Информация о работе Основные функции государственной службы