Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:14, курсовая работа
Исследование происхождения и сущности любого социального явления должно начинаться с анализа той его фазы, на которой оно возникает и демонстрирует свои потенциальные возможности, а в дальнейшем и ведущие признаки.
Целью курсовой работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения и существенных признаков теорий местного самоуправления.
Задачей курсовой работы является попытка осветить основные теоретические взгляды на понятие местного самоуправления и особенности различных теорий местного самоуправления, а также попытка определения теории, оказавшей наибольшее влияние на формирование современного местного самоуправления.
Введение
Исследование происхождения и сущности любого социального явления должно начинаться с анализа той его фазы, на которой оно возникает и демонстрирует свои потенциальные возможности, а в дальнейшем и ведущие признаки.
Генезис и становление местного самоуправления связаны с формированием централизованных государств. Самоуправленческие и государственные начала общественного управления следовали в общем русле изменений социально-экономических и политических процессов, переплетаясь и синтезируясь в единый институционально-нормативной комплекс публичной власти.
История идей формирования системы регламентирования местного самоуправления свидетельствует о том, что в процессе развития государственности возникали различные теории местного самоуправления, которые по-разному объясняли его политико-правовую природу. Данные теории историчны, поскольку они создавались на основе практического опыта как отдельно взятого государства, так и группы стран и различались по способу формирования местных учреждений, по характеру и количеству дел, им подведомственных, а также по характеру взаимоотношений с центральной властью.
Актуальность темы данной курсовой
работы определяется огромной ролью
местного самоуправления в экономической
и политико-правовой жизни общества,
в становлении институтов демократического
государства. Так, в современной
России местное самоуправление поднято
на уровень одной из основ конституционного
строя. Охватывая своими институтами
почти все стороны
Целью курсовой работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения и существенных признаков теорий местного самоуправления.
Задачей курсовой работы является попытка осветить основные теоретические взгляды на понятие местного самоуправления и особенности различных теорий местного самоуправления, а также попытка определения теории, оказавшей наибольшее влияние на формирование современного местного самоуправления.
Понятие местного
самоуправления, система его органов,
связь этих органов с
Структура органов местного самоуправления является предметом исследования В.В.Володина, В.Л.Ясюнуса, Ю.А.Тихомирова, А.Широкова, С.Юрковой и др.
Термин "местное самоуправление"
впервые получил юридическое
закрепление в Законе СССР "Об
общих началах местного самоуправления
и местного хозяйства в СССР"
1990 г. Согласно данному Закону местное
самоуправление должно было осуществляться
в границах административно-
Затем понятие "местное самоуправление" было применено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой I Съездом народных депутатов 12 июня 1990 года. Провозглашая цель создания правового демократического государства, Декларация подразумевала реформирование всего государственного механизма и создания на местах новой власти - местного самоуправления.
В Конституцию РСФСР термин "местное самоуправление" был включен в 1991 году. Законом РСФСР от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР" местное самоуправление отождествлялось с деятельностью представительных органов - местных Советов народных депутатов - и образуемых ими исполнительных органов власти.
До Конституции 1993 года органы
местного самоуправления рассматривались
в качестве органической части системы
государственной власти. С принятием
Конституции РФ, определившей роль
местного самоуправления в системе
управления делами государства, как
способа и формы народовластия
на муниципальном уровне, утвердились
современные конституционные
На разных этапах развития
отечественной и зарубежной истории
термины "муниципальное управление",
"местное самоуправление" понимались
по-разному - в зависимости от роли
государства и места
Считается, что впервые
идеи организации общинного
1) понятие об общинных
делах, присущих по своей
2) понятие о делах
Впоследствии эти идеи нашли отражение в Конституции Бельгии и получили развитие в различных теориях муниципального управления и самоуправления.
Наиболее полные определения
местного самоуправления стали появляться
в середине XIX века одновременно в
России и ряде зарубежных стран. Одним
из первых, кто сформулировал целостную
концепцию самоуправляемых
В связи с проведением реформы местного самоуправления в Российской Федерации достаточно много внимания уделяется зарубежному опыту организации местной власти, и в частности зарубежным моделям местного самоуправления.
Модель местного самоуправления - это система горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между субъектами местного самоуправления. Впервые местное самоуправление было юридически оформлено в Риме в первом веке до нашей эры. В настоящее время практически каждая страна имеет свою модель местного самоуправления. Основными зарубежными моделями по праву считают англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления.
Англосаксонская модель местного
самоуправления - современная зарубежная
система местного самоуправления, возникшая
в Великобритании и действующая
в настоящее время в
1) децентрализация управления;
2) многоуровневость модели местного самоуправления (существование двух, а иногда и трех уровней местного самоуправления);
3) высокая степень автономии различных уровней власти;
4) четкое определение компетенции органов каждого уровня;
5) выборность ряда должностных лиц местного самоуправления;
6) полномочия органов
местного самоуправления
7) отсутствие на местах
контролирующих органов,
8) осуществление косвенного
контроля с помощью финансовых
рычагов и через судебные
9) муниципализация многих служб (например, передача служб из частного сектора в ведение муниципалитета) и т.п.
Континентальная модель местного
самоуправления - это современная
зарубежная модель местного самоуправления,
возникшая во Франции и действующая
в настоящее время в
1) высокая степень
2) многоуровневость модели местного самоуправления;
3) подчинение нижестоящего
уровня власти вышестоящему
4) отсутствие четкого
определения компетенции
5) сочетание выборности
и назначаемости местных
6) принцип ultra veries (от лат. действовать с превышением полномочий), воплотившийся в правиле негативного регулирования. Правило негативного регулирования - правило предоставления полномочий местным органам власти, согласно которому муниципальным органам разрешены все действия, прямо не запрещенные законом и не относящиеся к компетенции других органов (разрешено все то, что не запрещено);
7) сочетание государственного
управления и местного
8) осуществление прямого контроля за деятельностью местных органов власти с помощью контролирующих органов;
9) муниципальная служба
рассматривается как
Остальные зарубежные модели
- немецкая, итальянская, японская и
т.п. рассматриваются как смешанные
формы англосаксонской и
Например, Германия является федеративным государством, поэтому структура государственного управления состоит из трех независимых уровней: федеральное управление, земельное управление и коммунальное управление. Каждый из уровней власти обладает собственным автономным кругом задач.
Коммунальное управление, в свою очередь, также подразделяется на три уровня: общинное, районное и надрайонное. Местное самоуправление означает выполнение местными органами в соответствии с законом под свою ответственность собственные и возложенные на них государственные задачи. Общины являются главным субъектом коммунального управления. Задачи, стоящие перед органами управления общин, подразделяются на два вида:
1) собственные задачи. К
ним относятся как
2) задачи, делегированные
органами государственной
Таким образом, местные органы власти выполняют функции и как институты самоуправления, и как государственные органы в рамках делегированных им полномочий.
В ряде стран Латинской Америки (Аргентине, Мексике, Колумбии, Бразилии) существует иберийская модель местного самоуправления. В странах с социалистическим строем (Куба, КНР) сохранилась советская модель местного управления. В развивающихся странах (Индия, Малайзия, Кения) получило свое распространение прямое государственное управление на местах. В мусульманских странах система местного самоуправления основана на религиозном подходе.
Различны также и способы
формирования местных органов власти.
Наибольшее распространение получили
следующие организационные