Основные теории местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:14, курсовая работа

Описание

Исследование происхождения и сущности любого социального явления должно начинаться с анализа той его фазы, на которой оно возникает и демонстрирует свои потенциальные возможности, а в дальнейшем и ведущие признаки.
Целью курсовой работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения и существенных признаков теорий местного самоуправления.
Задачей курсовой работы является попытка осветить основные теоретические взгляды на понятие местного самоуправления и особенности различных теорий местного самоуправления, а также попытка определения теории, оказавшей наибольшее влияние на формирование современного местного самоуправления.

Работа состоит из  1 файл

мест самоупр.docx

— 51.54 Кб (Скачать документ)

В России общественно-хозяйственная  теория была наиболее популярна в 1860-е  гг., в эпоху земств. Идеи данной теории были положены в основу Положения  о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г., в котором были предприняты попытки определить местное самоуправление как деятельность, отличающуюся, по сути, от административной. Основные начала общественной теории самоуправления получили обоснование в работах В.Н. Лешкова и А.И. Васильчикова. Видный славянофил В.Н. Лешков, основываясь на идеях о самобытности русской общины и её неотъемлемых правах, выступал за независимость местного самоуправления от государства, за необходимость равного участия в выборах всех членов земств, потому как они связаны одинаковыми общественными, земскими интересами. А.И. Васильчиков противопоставлял местное самоуправление бюрократическому государственному порядку управления и настаивал на том, что местное самоуправление чуждо политике, поскольку оно имеет свою особую цель и особую сферу деятельности7.

Подобные взгляды на местное  самоуправление просуществовали относительно недолго, так как, с одной стороны, противопоставление общин государству  не способствовало его укреплению, а с другой стороны – из этой теории следовало, что территория государства  должна состоять из территорий независимых  друг от друга самоуправляющихся  общин, чего на самом деле не происходило.

Постепенно идея противопоставления общины государству прекратила своё существование, а местное самоуправление стали рассматривать как распределение  обязанностей по управлению государственными делами между центральными и местными властями. Однако проблема соотношения  между центральными и местными органами полностью не решена до сих пор  ни в одной стране Европы, что  заставляет ученых искать пути её решения.

 

2.3 Дуалистическая теория  местного самоуправления

 

Объединить общественную и государственную теорию попытались сторонники дуалистической теории местного самоуправления. Согласно данной теории органы местного самоуправления должны действовать, с одной стороны, как инструмент государственной администрации, с другой - быть в известной степени независимыми от нее. В дореволюционной России основоположниками дуалистической теории были Н.И. Лазаревский и Б.Н. Чичерин.

Так, Б.Н. Чичерин в работе "О народном представительстве" утверждал, что местное самоуправление должно согласовываться с центральным, поскольку государство требует единства действий, прежде всего в ходе внутренних дел. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Но, с другой стороны, местные интересы находятся в тесной связи с общими, поэтому самоуправление не может быть исключительным началом местных учреждений. Поэтому взаимоотношения между центральными и местными органами должны строиться на равноправных началах.8.

Таким образом, рассматривая различные теории местного самоуправления, можно выделить отличия между  ними по таким основаниям, как:

1) способ формирования  органов местной власти;

2) объем компетенции органов  муниципального управления;

3) место и роль органов  местного самоуправления в системе  органов государственной власти;

4) требования, предъявляемые  к должности муниципального чиновника;

5) природа местного самоуправления  и т.п.

 

 

 

 

3. Современные теории  местного самоуправления

3.1 Политическая теория  местного самоуправления

 

Политическая теория местного самоуправления - одна из теорий, определяющая местное самоуправление как систему  юридических гарантий, обеспечивающих самостоятельность самоуправляющимся  единицам. Сторонники этой теории видели причины самостоятельности органов  местного самоуправления в возможности  замещения отдельных местных  должностей достойными представителями  местного населения.

По мнению Р. Гнейста, осуществление задач управления должно иметь самостоятельный характер, а для этого необходимо, чтобы деятельность должностного лица не была связана с вознаграждением за сделанную работу, т.е. чтобы решение задач управления осуществлялось бы безвозмездно, как почетная обязанность, придающая политический статус, а не как профессия, дающая средства для существования. Следовательно, работу в органах муниципального управления может позволить себе только обеспеченный человек. Данные взгляды, естественно, не получили широкой поддержки9.

 

3.2 Хозяйственная теория  местного самоуправления

 

На смену теории свободной  общины приходит хозяйственная теория самоуправления, которая также базировалась на противопоставлении местных сообществ  государству, общественных интересов  — политическим. Ее сторонники рассматривали  государство и самоуправление как  два непересекающихся круга, имеющих  принципиально различное содержание — Местные интересы, с одной  стороны, и общенациональное — с  другой. Однако в качестве основополагающей черты местного самоуправления выдвигался не естественный и неотчуждаемый  характер прав общины, а негосударственная, преимущественно хозяйственная природа деятельности органов местного самоуправления. Самоуправление согласно этой теории — это заведование делами местного хозяйства.

 

3.3 Юридическая теория  местного самоуправления

 

Согласно юридической  теории местного самоуправления органы местного самоуправления являются юридическими лицами, создаваемыми государством для  удовлетворения общих потребностей. Орган местного самоуправления не является частью государственного аппарата, так  как помимо осуществления функций  государственного управления ведает местными пользами и нуждами. В то же время  государство уступает органам местного самоуправления ряд своих полномочий, в том числе и в сфере  нормотворчества, признавая тем  самым их независимость и неприкосновенность. Представителями юридической теории местного самоуправления являются Г. Еллинек, И.И. Евтихиев и Н.М. Коркунов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время Россия находится в начале долгого и  сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой  Конституции в России созданы  реальные возможности для развития современной модели организации  местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической  ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого  изменения политической ситуации и  как следствие – отсутствием  «ощущения» стабильности непосредственного  участника формирования органов  местного самоуправления - населения.

В первой главе настоящей курсовой работы было дано понятие теорий местного самоуправления, освещены причины и условия их возникновения. Во второй главе были рассмотрены основные теории местного самоуправления, определены отличительные черты каждой из них, отражены взгляды каждой конкретной теории на сущность местного самоуправления. Так же в работе была освещена и поддержана автором точка зрения, согласно которой на развитие современной системы местного самоуправления наибольшее влияние оказала теория дуализма муниципального управления, и приведены доводы в пользу этой точки зрения. Нелишним будет также добавить, что на сегодняшний день природа российского местного самоуправления достаточно полно характеризуется данной теорией. Можно смело утверждать, что местное самоуправление в Российской Федерации является «опосредующим звеном» между государственной властью и гражданским обществом. Теория дуализма это вполне допускает, поскольку не устанавливает, каким образом должны соотноситься государственная власть и местное самоуправление. В основе российского местного самоуправления лежат не только публично-правовые функции, но и общественные начала (самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль). Кроме того, органы местного самоуправления в Российской Федерации решают и вопросы частноправового характера, такие как участие в гражданском обороте, предоставление коммунальных услуг и т.п.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что местное самоуправление в  Российской Федерации характеризуется  по своей природе как государственное, но с отдельными чертами общественной власти. Но этот вывод следует также  дополнить указанием на тот факт, что в условиях построения модели взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти на основе теории дуализма муниципального управления степень такого сочетания, преобладание тех или иных начал целиком  и полностью определяет государство. И в этой ситуации важно, чтобы  государство было способно ввести механизмы, гарантирующие самостоятельность  местного самоуправления, препятствующие тотальному вмешательству государства  во все его дела, полному огосударствлению природы местного самоуправления. Но, как показывает практика, такие механизмы  в полной мере в Российской Федерации еще не функционируют.

Таким образом, изучение теоретических  основ местного самоуправление, изучение опыта зарубежных стран в этом вопросе необходимо для совершенствования  организации местного самоуправления в нашем государстве, для выявления  конкретных исторических особенностей, которые необходимо учитывать для  наиболее оптимального функционирования системы местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Справочная система Грант
  2. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления .- МЛ 007 С.243.
  3. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: НОРМА, 2009. – С.180.
  4. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. Обнинск, 1995. С. 234.
  5. Глоба Н. Местное самоуправление - это панацея или образ жизни// Городское управление. - 2007. - №1. - С.7.
  6. Голенкова 3.Т. “Заблокированное” гражданское общество в России на современном этапе // Проблемы становления гражданского общества в России: Тезисы докладов и материалы научно-практической конференции. - Красноярск, 2007. - С. 10-12.
  7. Игнатов В.Г. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика: Учебное пособие.- Ростов.-1999.С.224.
  8. Кабышев В.Т. Муниципальное право РФ. М.: Новый юрист, 2006. – С.350.
  9. Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право: Учебное пособие. - Владивосток: ДВГУ, 2008. – С. 303.
  10. Лукашов Л.А., Подсумкова А.А. Словать основных понятий и терминов об местного самоуправления. Саратов .- 1999.-С.86.
  11. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. Москва 2009 – С.5.
  12. Органы местного самоуправления в зарубежных странах: сравнительные исследования М. -1994.- С.96.
  13. Постовой Н.В. Муниципальное управление: история, теория, практика – М.: Мысль,, 2007.
  14. Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов, 2008. С. 32.
  15. Подсумкова А.А. Местное самоуправление: некоторые вопросы становления и развития. Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С. 12 - 13.
  16. Шургина Е.С. Муниципальное право: Учебное пособие. - Новосибирск, НГУ, 2008. – С.388.
  17. Якобской А. С. Муниципальное управление - М.: БЭК, 2007. – С. 388.

1 Цит. по: Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. Обнинск, 1995. С. 232.

2 Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. Обнинск, 1995. С. 234.

3 Градовский А.Д. – История местного управления в России. Том 1 – С.-Петербург – Печатня В. Головина - 1868

4 Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: Изд-во "Проспект", 2004. С. 17 - 18.

5 Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С. 66.

6 Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов, 2008. С. 32.

7 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. – Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект – 2007 – 53 с.

8 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. — С. 55..

9 Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С. 66.


Информация о работе Основные теории местного самоуправления