Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:46, реферат
В настоящее время в российском обществе происходят кардинальные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сфере. Под их воздействием изменятся система образования государственных и муниципальных служащих. В свою очередь, изменения в этой системе обучения приводят к изменениям их знаний, умений и навыков государственных и муниципальных служащих.
Содержание
Введение
1 Особенности профессиональной подготовки государственных и
муниципальных служащих в России
2 Зарубежный опыт профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих
3 Виды и методы профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих
Заключение
Список использованной литературы
Названные принципы, будучи
структурированными, предполагают существование
государственного управления как комплексной
учебной дисциплины, включающей в
себя (интегрирующей) элементы различных
знаний. Эти знания для госслужащего
должны быть усвоены не просто в
качестве свода абстрактных сведений,
а в виде установок на деятельность
что может быть обеспечено только
особым построением курсов воспитания.
В курсы для госслужащих
Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации, государственных и муниципальных служащих подчинена оптимальной реализации указанных выше принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделений, а также по оптимизации механизмов конкурсного отбора и селекции как обучаемых, так и обучающих. Однако реальность весьма далека от этого идеала.
2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В проводимой за рубежом кадровой политике большое внимание уделяется методам отбора кадров как при приеме на государственную службу, так и при выдвижении на государственные должности. В период феодализма в странах Европы существовала практика патронажа при назначении на государственные должности. Должности покупались, продавались, передавались по наследству и т.п. В настоящий период существует система профессионального отбора на государственную службу и конкретные должности. В этих целях используются основные и смешанные методы отбора. К основным относятся: конкурсный отбор, отбор «по выбору» и на основе экзамена на профессиональную пригодность.
Конкурсный отбор широко
используется в работе с кадрами,
особенно при подборе кандидатов
на начальные должности. Конкурсы подразделяются
на конкурсы документов и конкурсы
на основе результатов испытаний. Конкурсы
проводят независимые жюри, в этом
проявляется их демократический
характер. Жюри проводит письменные и
устные экзамены по утвержденной программе,
ставит оценки и закрывает список
на поступление. Таким образом, составляется
список кандидатов на должности, назначение
на которые осуществляется в порядке
очередности. Отбор «по выбору»
представляет собой процедуру выбора
из числа кандидатов на определенные
категории должностей. При выборе
могут учитываться образование,
специальность, стаж работы, служебные
характеристики, демографические данные,
итоги собеседования с
Сущность смешанных методов отбора на государственные должности заключается в оценке кадров на основе сочетания политических, профессиональных и интеллектуальных качеств.
Вся система кадровой работы за рубежом направлена на повышение качества подготовки государственных служащих. Во многих странах создана стройная система подготовки кадров для государственной службы. Примером в этом отношении может служить Франция. Здесь система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров включает в себя ряд звеньев:
– университетская подготовка. В университетах, юридических и политических институтах готовятся потенциальные служащие категории «А». Они получают фундаментальную теоретическую подготовку и затем используются на руководящей работе в органах государственного управления, пройдя предварительно ряд ступенек служебной лестницы.
– подготовка и переподготовка
кадров специализированными
– подготовка без отрыва от производства представляет собой традиционный вид ученичества, который каждый служащий не только за рубежом, но и у нас проходит в контакте с руководством и товарищами по работе. Формами такой подготовки выступают обмен опытом, изучение передовых приемов труда, совершенствование познаний и приобретение навыков непосредственно в ходе исполнения служебных обязанностей. Во Франции говорят: мэры учатся своему делу, занимаясь им. То же самое можно сказать о любом другом специалисте.
– подготовка путем стажировки происходит в ходе практики на конкретной должности по определенной программе под руководством опытных специалистов. Целью такой формы обучения является подготовка стажера к выполнению своих будущих функций. Стажировка – неотъемлемый элемент вузовского образования. Но стажировку могут периодически проходить и государственные служащие, желающие приобрести новые знания и опыт работы.
– непрерывная подготовка. Она складывается из упорной самостоятельной работы на службе и вне нее. Кроме того, этот метод подготовки может осуществляться в форме учебного отпуска. Такой отпуск оплачивается администрацией и может быть предоставлен по требованию работника государственного аппарата на срок, не превышающий в целом трех лет за весь Период его пребывания на службе. Выделенный отпуск используется для приобретения навыков управления персоналом, более фундаментального изучения теории менеджмента, политологии, права, новых управленческих технологий и других дисциплин.
Такова система отбора и подготовки высших государственных служащих. Она практически ничем не отличается от подготовки, переподготовки и повышения квалификации остальных служащих. Специфика есть, пожалуй, только у муниципальных работников, переподготовка и повышение квалификации которых осуществляется местными органами на свои средства. Согласно статистическим данным, в западноевропейских странах ежегодно переподготовку проходит 10% кадров органов местного самоуправления.
Представляет интерес
3 месяца – основной курс в академии;
3 месяца – производственная практика;
4 месяца – углубленный курс в академии; 1 месяц – каникулы;
3 месяца – практика за рубежом;
1 месяц – обмен опытом
и обобщение результатов
Практическая направленность
обучения предопределяет и состав преподавателей.
Представители науки составляют
в нем меньшинство, хотя и незаменимое
при получении слушателями
В зарубежных вузах осуществляется, как правило, универсальная подготовка слушателей, рассчитанная на специалистов широкого профиля. Каждый вуз определяет свой набор дисциплин, необходимых для подготовки специалистов. В конце обучения дается оценка результатов работы каждого слушателя. Знания и практические навыки слушателей могут быть оценены как: выдающиеся, очень хорошие, хорошие, успешные.
При повышении квалификации кадров набор дисциплин составляется, исходя из предполагаемого назначения служащих на определенную должность.
Так, на одном из очередных
учебных сборов в Федеральной
академии государственного управления
ФРГ содержание обучения было ориентировано
на требования, предъявляемые к должности
начальника отдела министерства. Программа
обучения включала три раздела: управление
и сотрудничество, руководство и
планирование, государственное управление
в обществе. Целевая установка
обучения состояла в том, чтобы научить
слушателей «применять знания и способности,
требующиеся для руководства
и управления самостоятельными организационными
единицами в сфере
Представляет интерес и опыт тех стран, в которых подготовка кадров государственных служащих опирается, в основном, на существующую систему высшего образования. В Англии, например, диплом о высшем образовании по специальности «государственное управление» можно получить в политехнических институтах и университетах.
Многие страны стремятся комбинировать подготовку кадров для государственной службы в специализированных учебных заведениях и вузах общего профиля. Так, в США разработано свыше 190 программ по изучению государственного управления, из которых 14% приходится на специализированные вузы, 34% – на факультеты управления университетов, 31% – на политологические факультеты, остальные – на другие учебные заведения .
Как показывает опыт, система
подготовки кадров за рубежом поставлена
достаточно эффективно. Она позволяет
готовить высококвалифицированные
кадры государственных
Правительства зарубежных стран, органы на местах сознают, что питомцы высших учебных заведений – это будущее государственной службы и государственного управления, и все делают для того, чтобы подготовка кадров была поставлена образцово.
Таковы наиболее важные направления работы с кадрами государственной службы в зарубежных странах.
3. Виды и методы профессиональной подготовки
государственных и муниципальных служащих
Определенные виды профессиональной подготовки не следует рассматривать отдельно друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между видами обучения.
Существует огромное количество
методов развития профессиональных
знании и навыков. Все они могут
быть разделены на две большие
группы – обучение непосредственно
на рабочем месте и обучение в
учебном классе. Основными методами
обучения на рабочем месте являются:
инструктаж, ротация, ученичество и
наставничество. Инструктаж представляет
собой разъяснение и
Ротация представляет собой
метод самостоятельного обучения, при
котором сотрудник временно перемещается
на другую работу с целью приобретения
новых навыков. Помимо чисто обучающего
эффекта, ротация оказывает
Ученичество и наставничество являются традиционными методами профессионального обучения с древних времен. Работая с мастером, молодые работники изучают профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов во многих областях деятельности, в том числе и в управлении.
Современные ученики не обязательно
проводят все свое время, наблюдая за
тем, как работает наставник, и оказывая
ему помощь. Они могут занимать
ответственные должности и
Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.
Обучение на рабочем месте
отличается своей практической направленностью,
непосредственной связью с производственными
функциями сотрудника, представляет,
как правило, значительные возможности
для повторения и закрепления
изученного. В этом смысле данный вид
обучения является оптимальным для
выработки навыков, требуемых для
выполнения текущих производственных
задач. В то же время, такое обучение
часто бывает слишком специальным
для развития потенциала сотрудника,
формирования принципиально новых
поведенческих и